СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические карты в работе с детьми с ОВЗ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ строится на принципе единства диагностики и коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические карты в работе с детьми с ОВЗ»

Диагностика музыкального развития детей с ОВЗ в МДОУ № 168 .

Организацию работы по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ строю на принципе единства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся у него нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психофизического развития ребёнка (начального уровня, уровня динамики, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе индивидуальных и групповых занятий по музыкальному воспитанию в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. 

Диагностика проводится  2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

По результатам диагностики планируется дальнейший путь развития ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.

Критерии оценки:

- проявление характерологических особенностей ребёнка;

- уровень двигательной активности;

-эмоциональная сфера: сосредоточенность, воспроизведение в мимических и

двигательных  реакциях, проявление интереса к слушанию музыки,

эмоциональный отклик на музыку

- координация движений;

- подвижность нервных процессов (скорость, двигательные реакции на изменение музыки, соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.)

- музыкальность;

- внимание;

- память;

- пластичность, гибкость.

Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья 1-2-годов обучения.

I полугодие (начало года)

Виды деятельности

Задание

Параметры диагностирования

Репертуар

Слушание музыки


Послушать две песни и с помощью взрослого выбрать игрушку, соответствующую содержанию песни.


высокий уровень – слушает произведение внимательно от начала до конца и точно выбирает игрушку;

средний уровень – слушает песню не до конца, не сосредоточенно, при выполнении просьбы взрослого затрудняется;

низкий уровень – нет заинтересованности, не выполняет просьбы взрослого, не эмоционален.

1. «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н.Комиссаровой

2. «Кошечка», музыка А.

Александрова, сл. Н. Френкель;


Музыка и

движение


1. Детям предлагается двигаться соответственно музыкальному фрагменту.

2. Детям предлагается найти себе пару и с ним потанцевать, покачаться.

высокий уровень – двигается вместе с детьми, принимает активное участие в играх и плясках;

средний уровень – не всегда с охотой принимает участие в игровой и танцевальной деятельности;

низкий уровень – не проявляет никакого участия в играх и плясках, отсиживаясь в сторонке.

1. «Большие и маленькие ноги» муз. В. Агофонникова, сл. народные.

2.Пляска «Ай – да!» муз. и сл. Г. Ильиной, обр. Т. Попатенко


Подпевание


Предлагается подпеть музыкальному руководителю отдельные слоги («мяу», «гав», «му»).

высокий уровень – проговаривает слова песни в ритме, активно подпевает звукоподражания, слова.

средний уровень – не всегда принимает участие в подпевании;

низкий уровень – не подпевает.

На усмотрение музыкального руководителя.

Элементарное музицирование


Выбрать музыкальную игрушку по просьбе взрослого, произвольно поиграть на ней.






высокий уровень – самостоятельно берет инструмент (любой) и играет на нём под музыку, выполняя приём игры на этом инструменте, который показал музыкальный руководитель;

средний уровень – ребенок принимает их только из рук воспитателя, не уверено играет, но играет, может не точно, использовать приём игры на этом инструменте, после повторного показа и объяснения, всё выполняет точно:

низкий уровень – отказывается брать музыкальные инструменты в руки.


Д/и «Повторяй за мной»




II полугодие (конец года)

Виды деятельности

Задание

Параметры диагностирования

Репертуар

Слушание

музыки

Послушать два разнохарактерных произведения и с помощью взрослого или самостоятельно показать картинку в соответствии с характером музыки.

высокий уровень – внимательно слушает произведение от начала до конца, адекватно выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения, подбирает соответствующую картинку.

средний уровень - внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер; незначительно выражает эмоции,

затрудняется в подборе картинок в соответствии с характером музыки;

низкий уровень - нет заинтересованности, равнодушен к звучащей музыке, не откликается на просьбы взрослого.

1. «Новая кукла» П.И. Чайковский;


2.«Болезнь куклы» П.И Чайковский.




Музыка и

движение

1. Детям предлагается двигаться в соответствии с характером музыки.

2. Детям предлагается принять активное участие в пляске и игре.

высокий уровень – ребенок ритмично двигается, выполняя образные движения в характере музыки; принимает активное участие в парной пляске и точно выполняет правила игры;

средний уровень - не всегда принимает участие в танцевальной деятельности и не сразу понимает правила игры; не точно выполняет образные движения;

низкий уровень – не проявляет никакого участия в играх и плясках.


1. «Птички летают» муз. А. Серова;

2. «Петушок – проказник»

И. Понаморёвой;

3. «Собачка»,

муз. М. Раухвергера, сл. Комисаровой.

4. Танец «Приседай» эстон. нар. мел, обр. А. Роомере, сл. Ю. Энтина

5. игра «Кошка и котята» В Витлина.

Подпевание

Подпевание отдельных слогов знакомой песни в сопровождении фортепиано.



высокий уровень – подпевает, правильно интонируя, активно и с удовольствием подпевает.

средний уровень – проговаривает слова песни, не всегда принимает участие в подпевании;

низкий уровень – не подпевает.

1. «Белые гуси» М.Красева;

2.«Петушок» р.н.п. обр. Красева

Элементарное музицирование


Узнать название музыкального инструмента, показать, как на нём играть, поиграть на нём под музыку.



высокий уровень – всегда узнает предложенные музыкальные инструменты, играет на них;

средний уровень – иногда не может узнать музыкальный инструмент, не всегда правильно играет на нём.

низкий уровень – не узнает ни один из предложенных музыкальных инструментов, не играет на нем.

Плясовая музыка, на усмотрение музыкального руководителя

Виды деятельности

Задание

Параметры диагностирования


Репертуар

Слушание музыки

1. Определить, какому

виду музыкальной деятельности отдает ребенок предпочтение.

На карточках изображены 4 вида музыкальной деятельности (дети поют, слушают песни, танцуют, играют на ДМИ). Предложить детям выбрать любую карточку.

2.Прослушать пьесы разных жанров (марш, песня, танец) и выбрать нужную картинку.

высокий уровень – внимательно слушает и эмоционально откликается на музыку, отдает предпочтение определенному виду деятельности. Точно определяет жанр музыкального произведения;

средний уровень – не всегда внимательно слушает и эмоционально откликается на музыку, с помощью взрослого может определить жанр музыки;

низкий уровень – не слушает музыку в исполнении взрослого, или слушает без внимания.

1. Муз/дид. игра «Что делают дети?».

2.Муз/дид. игра «Песня-танец-марш».

Музыка и

движение


1. Исполнить элементы плясок (поскоки, притопы, хлопки, кружение) в общем кругу.

2. Детям предлагается двигаться под музыку, изображая хитрую лису, кошку, трусливого зайца.


высокий уровень – ребенок эмоционален, ритмично выполняет под музыку основные движения. Умеет передавать характерные особенности персонажей в игре;

средний уровень - не всегда эмоционален и ритмично двигается;

низкий уровень - отказывается участвовать в музыкальной деятельности, не принимая предложенной взрослым помощи; не проявляет отклик на игровую ситуацию в коллективе сверстников.

Музыка на усмотрение педагога.

Пение


Назвать любимую песню, исполнить её вместе с педагогом с музыкальным сопровождением.

Начинать пение точно после вступления.



высокий уровень – у ребенка есть интерес к пению, называет любимые песни, эмоционально подпевает взрослому все слова песни. Поет согласованно, слушая взрослого и других детей.

средний уровень – не называет любимые песни, подпевает слогов, 2-3 слов песни.

низкий уровень – отсутствие певческих навыков.

Из программы

2 года обучения.

Элементарное музицирование


1. Узнать ДМИ по

звучанию.

2. Повторить хлопками за взрослым ритмические рисунки, затем сыграть их на металлофоне на одном звуке.

высокий уровень – правильно ритмично прохлопывает ритмические рисунки, проигрывает их на ДМИ;

средний уровень – выполняет задание с помощью взрослого;

низкий уровень – не выполняет задание в условиях предложенной взрослым помощи.

Муз/дид. игры «На чем играю?»;

«Научи матрешку танцевать»;

Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья 3-4-годов обучения.

1 полугодие (начало года)

2полугодие (конец года)

Виды деятельности

Задание

Параметры диагностирования

Репертуар

Слушание

музыки

1. Выявить особенности восприятия ребенком музыки. Для этого дать детям прослушать две разнохарактерные пьесы, закрыть фишкой нужную карточку и назвать характер (веселая, грустная).

2. Слушать пьесу и хлопком отметить конец каждой части музыки.

высокий уровень – может определить и назвать характер музыки.

Различает двухчастную форму музыки в условиях динамических изменений;

средний уровень – с помощью взрослого называет характер музыки.

С затруднением отмечает смену частей музыки;

низкий уровень – музыку слушает не внимательно, не различает характер и части музыки.

1. «Грустный дождик», муз. Д. Кабалевского; 2

2. «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского

3. «Детская полька», муз. М. Глинки.



Музыка и

движение

1. Выполнить знакомые танцевальные движения в паре (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, «пружинку» с поворотом, различные виды хлопков).

2. Предложить детям двигаться в соответствии со сменой частей музыки.



высокий уровень – ритмично двигается под музыку, слышит смену частей, реагирует на начало и окончание звучания сменой или остановкой движения;

средний уровень – не всегда ритмично двигается. С помощью взрослого выполняет смену движения в соответствии со сменой частей музыки;

низкий уровень – отказывается участвовать в музыкальной деятельности, не принимая предложенной взрослым помощи; не проявляет эмоциональный отклик на игровую ситуацию в коллективе.

1. «Дружные пары», муз. И. Штрауса;

2. «Каблучки», фонограмма

Пение

Узнать песню по вступлению, исполнить её соло и в ансамбле с другими детьми.


высокий уровень – отгадывает песню с самого начала, с удовольствием поёт один, исполняя песню в ансамбле, старается слушать своих соседей.

средний уровень – песню отгадывает с помощью взрослого, в ансамбле её поёт, а соло интонировать не может;

низкий уровень – отсутствие певческих навыков.

«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Трамвай»,. Е. Макшанцевой; «Баба-Яга», сл. и муз. И. Соловьевой;

Элементарное музицирование


Предложить сыграть на ДМИ в сопровождении пианино. Выделять сильную и слабую доли в размере 2/4; Согласовывать начало и окончание игры на ДМИ с началом и окончанием звучания музыки.


высокий уровень выделяет сильную долю, согласовывает начало и окончание игры на ДМИ с началом и окончанием звучания музыки;

средний уровень – выполняет задание с помощью взрослого;

низкий уровень – не выполняет задание в условиях предложенной взрослым помощи.

«Маленькая полька»,

муз.Д. Кабалевского




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!