Просмотр содержимого документа
«Диагностические карты в работе с детьми с ОВЗ»
Диагностика музыкального развития детей с ОВЗ в МДОУ № 168 .
Организацию работы по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ строю на принципе единства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся у него нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психофизического развития ребёнка (начального уровня, уровня динамики, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе индивидуальных и групповых занятий по музыкальному воспитанию в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Диагностика проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
По результатам диагностики планируется дальнейший путь развития ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.
Критерии оценки:
- проявление характерологических особенностей ребёнка;
- уровень двигательной активности;
-эмоциональная сфера: сосредоточенность, воспроизведение в мимических и
двигательных реакциях, проявление интереса к слушанию музыки,
эмоциональный отклик на музыку
- координация движений;
- подвижность нервных процессов (скорость, двигательные реакции на изменение музыки, соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.)
- музыкальность;
- внимание;
- память;
- пластичность, гибкость.
Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья 1-2-годов обучения.
I полугодие (начало года)
Виды деятельности | Задание | Параметры диагностирования | Репертуар |
Слушание музыки | Послушать две песни и с помощью взрослого выбрать игрушку, соответствующую содержанию песни. | высокий уровень – слушает произведение внимательно от начала до конца и точно выбирает игрушку; средний уровень – слушает песню не до конца, не сосредоточенно, при выполнении просьбы взрослого затрудняется; низкий уровень – нет заинтересованности, не выполняет просьбы взрослого, не эмоционален. | 1. «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н.Комиссаровой 2. «Кошечка», музыка А. Александрова, сл. Н. Френкель; |
Музыка и движение | 1. Детям предлагается двигаться соответственно музыкальному фрагменту. 2. Детям предлагается найти себе пару и с ним потанцевать, покачаться. | высокий уровень – двигается вместе с детьми, принимает активное участие в играх и плясках; средний уровень – не всегда с охотой принимает участие в игровой и танцевальной деятельности; низкий уровень – не проявляет никакого участия в играх и плясках, отсиживаясь в сторонке. | 1. «Большие и маленькие ноги» муз. В. Агофонникова, сл. народные. 2.Пляска «Ай – да!» муз. и сл. Г. Ильиной, обр. Т. Попатенко |
Подпевание | Предлагается подпеть музыкальному руководителю отдельные слоги («мяу», «гав», «му»). | высокий уровень – проговаривает слова песни в ритме, активно подпевает звукоподражания, слова. средний уровень – не всегда принимает участие в подпевании; низкий уровень – не подпевает. | На усмотрение музыкального руководителя. |
Элементарное музицирование | Выбрать музыкальную игрушку по просьбе взрослого, произвольно поиграть на ней. | высокий уровень – самостоятельно берет инструмент (любой) и играет на нём под музыку, выполняя приём игры на этом инструменте, который показал музыкальный руководитель; средний уровень – ребенок принимает их только из рук воспитателя, не уверено играет, но играет, может не точно, использовать приём игры на этом инструменте, после повторного показа и объяснения, всё выполняет точно: низкий уровень – отказывается брать музыкальные инструменты в руки. | Д/и «Повторяй за мной» |
II полугодие (конец года)
Виды деятельности | Задание | Параметры диагностирования | Репертуар |
Слушание музыки | Послушать два разнохарактерных произведения и с помощью взрослого или самостоятельно показать картинку в соответствии с характером музыки. | высокий уровень – внимательно слушает произведение от начала до конца, адекватно выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения, подбирает соответствующую картинку. средний уровень - внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер; незначительно выражает эмоции, затрудняется в подборе картинок в соответствии с характером музыки; низкий уровень - нет заинтересованности, равнодушен к звучащей музыке, не откликается на просьбы взрослого. | 1. «Новая кукла» П.И. Чайковский; 2.«Болезнь куклы» П.И Чайковский. |
Музыка и движение | 1. Детям предлагается двигаться в соответствии с характером музыки. 2. Детям предлагается принять активное участие в пляске и игре. | высокий уровень – ребенок ритмично двигается, выполняя образные движения в характере музыки; принимает активное участие в парной пляске и точно выполняет правила игры; средний уровень - не всегда принимает участие в танцевальной деятельности и не сразу понимает правила игры; не точно выполняет образные движения; низкий уровень – не проявляет никакого участия в играх и плясках. | 1. «Птички летают» муз. А. Серова; 2. «Петушок – проказник» И. Понаморёвой; 3. «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Комисаровой. 4. Танец «Приседай» эстон. нар. мел, обр. А. Роомере, сл. Ю. Энтина 5. игра «Кошка и котята» В Витлина. |
Подпевание | Подпевание отдельных слогов знакомой песни в сопровождении фортепиано. | высокий уровень – подпевает, правильно интонируя, активно и с удовольствием подпевает. средний уровень – проговаривает слова песни, не всегда принимает участие в подпевании; низкий уровень – не подпевает. | 1. «Белые гуси» М.Красева; 2.«Петушок» р.н.п. обр. Красева |
Элементарное музицирование | Узнать название музыкального инструмента, показать, как на нём играть, поиграть на нём под музыку. | высокий уровень – всегда узнает предложенные музыкальные инструменты, играет на них; средний уровень – иногда не может узнать музыкальный инструмент, не всегда правильно играет на нём. низкий уровень – не узнает ни один из предложенных музыкальных инструментов, не играет на нем. | Плясовая музыка, на усмотрение музыкального руководителя |
Виды деятельности | Задание | Параметры диагностирования | Репертуар |
Слушание музыки | 1. Определить, какому виду музыкальной деятельности отдает ребенок предпочтение. На карточках изображены 4 вида музыкальной деятельности (дети поют, слушают песни, танцуют, играют на ДМИ). Предложить детям выбрать любую карточку. 2.Прослушать пьесы разных жанров (марш, песня, танец) и выбрать нужную картинку. | высокий уровень – внимательно слушает и эмоционально откликается на музыку, отдает предпочтение определенному виду деятельности. Точно определяет жанр музыкального произведения; средний уровень – не всегда внимательно слушает и эмоционально откликается на музыку, с помощью взрослого может определить жанр музыки; низкий уровень – не слушает музыку в исполнении взрослого, или слушает без внимания. | 1. Муз/дид. игра «Что делают дети?». 2.Муз/дид. игра «Песня-танец-марш». |
Музыка и движение | 1. Исполнить элементы плясок (поскоки, притопы, хлопки, кружение) в общем кругу. 2. Детям предлагается двигаться под музыку, изображая хитрую лису, кошку, трусливого зайца. | высокий уровень – ребенок эмоционален, ритмично выполняет под музыку основные движения. Умеет передавать характерные особенности персонажей в игре; средний уровень - не всегда эмоционален и ритмично двигается; низкий уровень - отказывается участвовать в музыкальной деятельности, не принимая предложенной взрослым помощи; не проявляет отклик на игровую ситуацию в коллективе сверстников. | Музыка на усмотрение педагога. |
Пение | Назвать любимую песню, исполнить её вместе с педагогом с музыкальным сопровождением. Начинать пение точно после вступления. | высокий уровень – у ребенка есть интерес к пению, называет любимые песни, эмоционально подпевает взрослому все слова песни. Поет согласованно, слушая взрослого и других детей. средний уровень – не называет любимые песни, подпевает слогов, 2-3 слов песни. низкий уровень – отсутствие певческих навыков. | Из программы 2 года обучения. |
Элементарное музицирование | 1. Узнать ДМИ по звучанию. 2. Повторить хлопками за взрослым ритмические рисунки, затем сыграть их на металлофоне на одном звуке. | высокий уровень – правильно ритмично прохлопывает ритмические рисунки, проигрывает их на ДМИ; средний уровень – выполняет задание с помощью взрослого; низкий уровень – не выполняет задание в условиях предложенной взрослым помощи. | Муз/дид. игры «На чем играю?»; «Научи матрешку танцевать»; |
Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья 3-4-годов обучения. 1 полугодие (начало года)
2полугодие (конец года)
Виды деятельности | Задание | Параметры диагностирования | Репертуар |
Слушание музыки | 1. Выявить особенности восприятия ребенком музыки. Для этого дать детям прослушать две разнохарактерные пьесы, закрыть фишкой нужную карточку и назвать характер (веселая, грустная). 2. Слушать пьесу и хлопком отметить конец каждой части музыки. | высокий уровень – может определить и назвать характер музыки. Различает двухчастную форму музыки в условиях динамических изменений; средний уровень – с помощью взрослого называет характер музыки. С затруднением отмечает смену частей музыки; низкий уровень – музыку слушает не внимательно, не различает характер и части музыки. | 1. «Грустный дождик», муз. Д. Кабалевского; 2 2. «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского 3. «Детская полька», муз. М. Глинки. |
Музыка и движение | 1. Выполнить знакомые танцевальные движения в паре (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, «пружинку» с поворотом, различные виды хлопков). 2. Предложить детям двигаться в соответствии со сменой частей музыки. | высокий уровень – ритмично двигается под музыку, слышит смену частей, реагирует на начало и окончание звучания сменой или остановкой движения; средний уровень – не всегда ритмично двигается. С помощью взрослого выполняет смену движения в соответствии со сменой частей музыки; низкий уровень – отказывается участвовать в музыкальной деятельности, не принимая предложенной взрослым помощи; не проявляет эмоциональный отклик на игровую ситуацию в коллективе. | 1. «Дружные пары», муз. И. Штрауса; 2. «Каблучки», фонограмма |
Пение | Узнать песню по вступлению, исполнить её соло и в ансамбле с другими детьми. | высокий уровень – отгадывает песню с самого начала, с удовольствием поёт один, исполняя песню в ансамбле, старается слушать своих соседей. средний уровень – песню отгадывает с помощью взрослого, в ансамбле её поёт, а соло интонировать не может; низкий уровень – отсутствие певческих навыков. | «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Трамвай»,. Е. Макшанцевой; «Баба-Яга», сл. и муз. И. Соловьевой; |
Элементарное музицирование | Предложить сыграть на ДМИ в сопровождении пианино. Выделять сильную и слабую доли в размере 2/4; Согласовывать начало и окончание игры на ДМИ с началом и окончанием звучания музыки. | высокий уровень – выделяет сильную долю, согласовывает начало и окончание игры на ДМИ с началом и окончанием звучания музыки; средний уровень – выполняет задание с помощью взрослого; низкий уровень – не выполняет задание в условиях предложенной взрослым помощи. | «Маленькая полька», муз.Д. Кабалевского |