Диагностическая работа по проверке уровня сформированности метапредметных (познавательных) умений по работе с информацией и чтения для 5 класса
Оценка уровня сформированности метапредметных умений является объективной необходимостью при реализации основной образовательной программы. А оценка таких познавательных умений как умение работать с информацией и чтения согласуется с задачами современного образования, выделенными в рамках национального проекта. Цель номер один в сфере образования – достижение его конкурентноспособности, то есть демонстрация высоких показателей по основным умениям школьников.
Кроме того, умения в области чтения являются основополагающими для формирования прочной базы знаний по всем предметам, так как чтение – это средство познания.
Все вышесказанное стало основанием для проведения диагностики метапредметных умений по работе с информацией и чтения у учащихся 5-х классов. С одной стороны это итоговая диагностика сформированности данных умений по итогам обучения в начальной школе, с другой стороны, это стартовая диагностика при переходе на обучение в основную школу.
Для проведения работы использовалось пособие «Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Варианты 1,2. – М.; СПб.: Просвещение, - 2013». Были выбраны отдельные задания из варианта 2 по истории, математике, русскому языку. Так как инструментарий для интерпретации результатов оказалось найти невозможно, были созданы свои критерии (не претендуем на 100 % точность). Данный текст можно использовать как шаблон при проведении и оценке результатов работы, для составления аналитической справки. Отличным подспорьем являются электронные таблицы, демонстрирующие результаты наглядно и облегчающие их систематизацию и анализ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Содержание диагностической работы определяет кодификатор метапредметных (познавательных) умений для основного общего образования, который составлен на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Таблица 1 Кодификатор метапредметных (познавательных) умений при работе с информацией
Код | Группа умений | Проверяемое умение |
1.1 | Общее понимание текста, ориентация в тексте | Определять основную идею, мысль текста |
1.2 | Находить и выявлять в тексте информацию, конкретные сведения представленные в различном виде. |
1.3 | Устанавливать соответствие названий частей текста их содержанию. |
2.1 | Глубокое и детальное понимание содержаниия и формы текста | Оценивать достоверность информации на основе сопоставления данных из разных частей текста и карты. Устанавливать несоответствие информации приведённым в тексте определению и примерам. Сравнивать информацию, заключённую в тексте, по заданному критерию. Оценивать и сравнивать величины, имеющиеся в тексте. |
2.2 | Интерпретировать содержание текста с целью объяснения написания слова. |
2.3 | Формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации. Формулировать вывод по заданному критерию на основе анализа, интерпретации и обобщения информации из текста. |
2.4 | Обобщать способ действий, представленный в тексте, применять описанный способ. |
2.5 | Объяснять использование средств структурирования текста (выделение главной и дополнительной информации). |
3.1 | Использование информации из текста для различных целей | Использовать информацию из текста и рисунка для решения и обоснования проблемы, самостоятельного конструирования способа решения, выбора способа решения. |
3.2 | Анализировать и интерпретировать информацию, представленную в тексте, использовать её для решения поставленной задачи с помощью заданного способа; описанный словами способ действия записывать в виде числового выражения. |
3.3 | Использовать информацию из текста для обоснования представленной точки зрения, своей точки зрения. |
Таблица 2 Распределение заданий по предметным областям и группам умений
Предметная область | Задания | Баллы | % от общей работы |
История, обществознание | 1-8 | 9 | 29% |
Математика | 9-15 | 10 | 30% |
Русский язык, литература | 16-22 | 11 | 31% |
Группа умений | | | |
Общее понимание текста, ориентация в тексте | 1,2,4,9,10, 16,21 ( 7) | 7 | 23% |
Глубокое и детальное понимание содержаниия и формы текста | 3,5,7,8,11,12,13,17,20 (9) | 11 | 37% |
Использование информации из текста для различных целей | 6,14,15,18,19, 22 (6) | 12 | 40% |
Диагностическая работа проверяет умения при работе с информацией, которые являются составной частью грамотности чтения. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструируются на основе трех информационных текстов. Работа состоит из 22 заданий (таблица 3): 10 заданий – с выбором ответа из предложенных (ВО); 3 задания – с кратким ответом (КО); 9 заданий – с развернутым ответом (РО).
Таблица 3 Спецификация работы
Задания с выбором ответа или с кратким ответом оцениваются одним или двумя баллами. Задания с развернутым ответом – от одного до двух баллов в соответствии с критериями оценивания. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 30.
УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ УУД, КОТОРЫЕ ВЫЯВЛЯЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Таблица 4 Уровни владения умениями
Уровень владения УУД | Баллы |
Повышенный | 19-30 баллов, 65% и более |
Базовый | 14-18 баллов, менее 65% |
Пониженный | 4-13 баллов |
Недостаточный | Менее 4 баллов |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
В диагностике познавательных умений при работе с информацией и чтении в 5-х классах участвовали __ учащихся. По результатам выполнения средний балл составил ____ баллов, а средний процент выполнения теста – ___%. Получил менее 4 баллов за выполнение заданий и продемонстрировали недостаточный уровень подготовки __человек (__%) ФИ __ класс. Достигли повышенного уровня, получив от 19 до 30 баллов,__ человека (__%). Наивысший процент выполнения работы – __% (ФИ, класс). Базового уровня владения УУД достигли ___ учащихся – __%. Преобладающее большинство __человека (__%) показали пониженный уровень владения УУД.
Таблица 5. Обобщенные результаты диагностики учащихся 5-х классов
Уровень овладения УУД | Количество учащихся | % овладения УУД |
5А | 5Б | 5В | Всего | 5А | 5Б | 5В | % от общего числа |
| | | | | | | |
Повышенный | | | | | | | | |
Базовый | | | | | | | | |
Пониженный | | | | | | | | |
Недостаточный | | | | | | | | |
Всего выполнили работу на 50% и выше ___ человек (__%). Лучше всего с работой справились учащиеся ___ класса. Самые низкие результаты у учащихся ___ класса: __% с недостаточным уровнем владения УУД, ___% с пониженным уровнем.
Наиболее освоенными являются навыки ____________________________________ Наименее освоенные умения: ____________________________________________________.
Таблица 6. Анализ выполнения заданий по предметным областям
Предметная область | Максимальное количество баллов | Среднее количество баллов у учащихся | % овладения умениями |
5А | 5Б | 5В | Всего | 5А | 5Б | 5В | % от общего числа |
| | | | | | |
История | 9 | | | | | | | | |
Математика | 10 | | | | | | | | |
Русский язык | 11 | | | | | | | | |
Таблица 7 Анализ выполнения заданий по группам умений
Группы умений | Макс. кол-во баллов | % овладения умением |
5А | 5Б | 5В | % от общего числа |
Общее понимание текста, ориентация в тексте | 7 | | | | |
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | 11 | | | | |
Использование информации из текста для различных целей | 12 | | | | |
График 1. Сравнительные показатели результативности проверяемых умений во всех классах
Сравнительный анализ показывает, что лучше всего учащиеся справились с заданием на нахождение и выявление в тексте информации, конкретных сведений (___%), наименьшие результаты в умении интерпретировать содержание текста с целью объяснения слов (___%) – задание 6.
График 2. Сравнительные показатели результативности проверяемых умений по классам
Выводы: