СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по проверке метапредметных (познавательных) умений

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вниманию коллег материал для проведения диагностической работы по проверке метапредметных (познавательных) умений по работе с информациуй и чтения. Данный материал можно использовать в качестве шаблона для составления аналитической справки. Неотъемлемой частью разработки являются электронные таблицы. 

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по проверке метапредметных (познавательных) умений»

Диагностическая работа по проверке уровня сформированности метапредметных (познавательных) умений по работе с информацией и чтения для 5 класса

Оценка уровня сформированности метапредметных умений является объективной необходимостью при реализации основной образовательной программы. А оценка таких познавательных умений как умение работать с информацией и чтения согласуется с задачами современного образования, выделенными в рамках национального проекта. Цель номер один в сфере образования – достижение его конкурентноспособности, то есть демонстрация высоких показателей по основным умениям школьников.

Кроме того, умения в области чтения являются основополагающими для формирования прочной базы знаний по всем предметам, так как чтение – это средство познания.

Все вышесказанное стало основанием для проведения диагностики метапредметных умений по работе с информацией и чтения у учащихся 5-х классов. С одной стороны это итоговая диагностика сформированности данных умений по итогам обучения в начальной школе, с другой стороны, это стартовая диагностика при переходе на обучение в основную школу.

Для проведения работы использовалось пособие «Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Варианты 1,2. – М.; СПб.: Просвещение, - 2013». Были выбраны отдельные задания из варианта 2 по истории, математике, русскому языку. Так как инструментарий для интерпретации результатов оказалось найти невозможно, были созданы свои критерии (не претендуем на 100 % точность). Данный текст можно использовать как шаблон при проведении и оценке результатов работы, для составления аналитической справки. Отличным подспорьем являются электронные таблицы, демонстрирующие результаты наглядно и облегчающие их систематизацию и анализ.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Содержание диагностической работы определяет кодификатор метапредметных (познавательных) умений для основного общего образования, который составлен на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования.


Таблица 1 Кодификатор метапредметных (познавательных) умений при работе с информацией

Код

Группа умений

Проверяемое умение

1.1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Определять основную идею, мысль текста

1.2

Находить и выявлять в тексте информацию, конкретные сведения представленные в различном виде.

1.3

Устанавливать соответствие названий частей текста их содержанию.

2.1

Глубокое и детальное понимание содержаниия и формы текста

Оценивать достоверность информации на основе сопоставления данных из разных частей текста и карты. Устанавливать несоответствие информации приведённым в тексте определению и примерам. Сравнивать информацию, заключённую в тексте, по заданному критерию. Оценивать и сравнивать величины, имеющиеся в тексте.

2.2

Интерпретировать содержание текста с целью объяснения написания слова.

2.3

Формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации. Формулировать вывод по заданному критерию на основе анализа, интерпретации и обобщения информации из текста.

2.4

Обобщать способ действий, представленный в тексте, применять описанный способ.

2.5

Объяснять использование средств структурирования текста (выделение главной и дополнительной информации).

3.1

Использование информации из текста для различных целей

Использовать информацию из текста и рисунка для решения и обоснования проблемы, самостоятельного конструирования способа решения, выбора способа решения.

3.2

Анализировать и интерпретировать информацию, представленную в тексте, использовать её для решения поставленной задачи с помощью заданного способа; описанный словами способ действия записывать в виде числового выражения.

3.3

Использовать информацию из текста для обоснования представленной точки зрения, своей точки зрения.



Таблица 2 Распределение заданий по предметным областям и группам умений

Предметная область

Задания

Баллы

% от общей работы

История, обществознание

1-8

9

29%

Математика

9-15

10

30%

Русский язык, литература

16-22

11

31%

Группа умений




Общее понимание текста, ориентация в тексте

1,2,4,9,10, 16,21 ( 7)

7

23%

Глубокое и детальное понимание содержаниия и формы текста

3,5,7,8,11,12,13,17,20 (9)

11

37%

Использование информации из текста для различных целей

6,14,15,18,19, 22 (6)

12

40%


Диагностическая работа проверяет умения при работе с информацией, которые являются составной частью грамотности чтения. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструируются на основе трех информационных текстов. Работа состоит из 22 заданий (таблица 3): 10 заданий – с выбором ответа из предложенных (ВО); 3 задания – с кратким ответом (КО); 9 заданий – с развернутым ответом (РО).


Таблица 3 Спецификация работы

Задания с выбором ответа или с кратким ответом оцениваются одним или двумя баллами. Задания с развернутым ответом – от одного до двух баллов в соответствии с критериями оценивания. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 30.


УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ УУД, КОТОРЫЕ ВЫЯВЛЯЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА


Таблица 4 Уровни владения умениями

Уровень владения УУД

Баллы

Повышенный

19-30 баллов, 65% и более

Базовый

14-18 баллов, менее 65%

Пониженный

4-13 баллов

Недостаточный

Менее 4 баллов



РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ


В диагностике познавательных умений при работе с информацией и чтении в 5-х классах участвовали __ учащихся. По результатам выполнения средний балл составил ____ баллов, а средний процент выполнения теста – ___%. Получил менее 4 баллов за выполнение заданий и продемонстрировали недостаточный уровень подготовки __человек (__%) ФИ __ класс. Достигли повышенного уровня, получив от 19 до 30 баллов,__ человека (__%). Наивысший процент выполнения работы – __% (ФИ, класс). Базового уровня владения УУД достигли ___ учащихся – __%. Преобладающее большинство __человека (__%) показали пониженный уровень владения УУД.


Таблица 5. Обобщенные результаты диагностики учащихся 5-х классов

Уровень овладения УУД

Количество учащихся

% овладения УУД

Всего

% от общего числа









Повышенный









Базовый









Пониженный









Недостаточный











Всего выполнили работу на 50% и выше ___ человек (__%). Лучше всего с работой справились учащиеся ___ класса. Самые низкие результаты у учащихся ___ класса: __% с недостаточным уровнем владения УУД, ___% с пониженным уровнем.

Наиболее освоенными являются навыки ____________________________________ Наименее освоенные умения: ____________________________________________________.

Таблица 6. Анализ выполнения заданий по предметным областям

Предметная область

Максимальное количество баллов

Среднее количество баллов у учащихся

% овладения умениями

Всего

% от общего числа








История

9









Математика

10









Русский язык

11











Таблица 7 Анализ выполнения заданий по группам умений

Группы умений

Макс. кол-во баллов

% овладения умением

% от общего числа

Общее понимание текста, ориентация в тексте

7





Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

11





Использование информации из текста для различных целей

12







График 1. Сравнительные показатели результативности проверяемых умений во всех классах

Сравнительный анализ показывает, что лучше всего учащиеся справились с заданием на нахождение и выявление в тексте информации, конкретных сведений (___%), наименьшие результаты в умении интерпретировать содержание текста с целью объяснения слов (___%) – задание 6.

График 2. Сравнительные показатели результативности проверяемых умений по классам

Выводы:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!