ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ
Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 2 Г.ОБ.
Декоративно-прикладное творчество.
Цели: закрепить ранее полученные знания за учебный год, повторить правила работы, организации рабочего места, правила безопасной работы; повторить какие инструменты используются для работы на занятиях кружка «Колорит»; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Демонстрационное оборудование: материалы инструменты для занятий в кружке в течение года; учебник; линейка, лист бумаги.
Оборудование для учащихся: линейка, лист бумаги, карандаш.
Словарь: технология, материалы жесткие, твердые и мягкие, легкие и тяжелые, гладкие и шероховатые, прочные и хрупкие, пластичные.
Ход урока
I. Вступительное слово педагога.
Сегодня мы с вами подводим небольшой итог полученных знаний и умений в этом учебном году на занятиях кружка «Колорит». Слово «технология» в переводе с греческого означает искусство, мастерство. В этом году вы учились создавать красивые, полезные вещи, которые будут приносить радость не только вам, но и окружающим вас людям. Мастерство не приходит мгновенно. Нужно приложить немало сил, чтобы освоить какое-либо ремесло. Вы в этом году сделали еще один шаг к вершинам мастерства. -
II. Повторение изученного материала.
1. Организация рабочего места. Этапы работы.
Учитель. Но прежде чем приступить к работе, вспомним, что дело спорится только у того мастера, который правильно подготовил свое рабочее место. Расскажите, как надо обустроить его, чтобы было приятно и удобно работать.
- Но бывает, что и место для работы подготовлено правильно, и материалы используются качественные, а вот изделие получается неаккуратным. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.) А все дело в том, что любую работу нужно выполнять в определенном порядке.
2. Беседа о материалах для занятий.
Учитель. Для каждого изделия требуется свой материал. Посмотрите на представленные на нашей выставке работы и расскажите, из каких материалов они сделаны. По какому признаку мы подбираем материал для конкретного изделия? (Отчеты учащихся.) Разные материалы имеют разные свойства. Один очень мягкие (какие?), другие - твердые (какие?). (Учитель показывает образцы разных материалов.) Пластилину и глине можно придать любую форму, так как они очень пластичны. Проволока имеет гладкую поверхность, а ткань - шероховатую. Бумагу и фольгу легко порвать руками. А вот кусочек проволоки мы сможем отделить от большого мотка чаще всего лишь специальным инструментом - кусачками, так как она прочнее бумаги и фольги. Давайте определим свойства материалов, с которыми работали в этом учебном году.
Свойства материалов
| Материалы |
твердые | мягкие | прочные | хрупкие | пластич- | легкие | тяжелые | гладкие | шерохова- |
| | | | ные | | | | тые |
Дере- | Ткань | Про- | Засу- | Глина | Вата | Ка- | Фоль- | Кар- |
вян- | | воло- | шен- | | | меш- | га | тон |
ный | | ка | ные | | | ки | | |
бру- | | | ли- | | | | | |
сок | | | стья | | | | | |
3. Викторина «Загадки об инструментах для уроков технологии».
Учитель. Кроме материалов, мастеру при изготовлении изделий не обойтись без инструментов. Какие инструменты будут нам необходимы? Отгадайте загадки-подсказки.
Смотрите, мы раскрыли пасть –
В нее бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы.)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка.)
Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
По листу пройдет-коснется,
Там след остается. (Карандаш.) 10
Кто я, если прямота –
Главная моя черта? (Линейка.)
В. Берестов
Мой циркач, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился - и ни шагу. (Циркуль.)
В. Берестов
Прутик меховым хвостом
Быстро машет над листом. (Кисточка.)
Он орудует так быстро:
Аккуратно, тонко, чисто.
Режет, режет всё подряд:
Фрукты, овощи, салат.
На пилу чуть-чуть похож.
Осторожно, острый... (нож).
Длинна иль коротка
В авто, домах, цехах,
Ценна тем, что вёртка
В опытных руках. (Отвёртка).
А. Шишмарев
Все ли инструменты вами названы? А знаете ли вы, для чего предназначен каждый из этих инструментов? (Ответы учащихся.)
4. Инструктаж по охране труда.
Учитель. Многие инструменты очень опасны. Чем, например, опасны нож? ножницы? игла? отвертка? циркуль? (Ответы учащихся.) Вот поэтому важно знать и, главное, соблюдать правила безопасной работы с инструментами.
Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек. И - направо!
И еще через левое плечо!
Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
III. Практическая работа.
Задание 1: подготовить рабочее место для работы с бумагой.Выполнить поделку с использованием бумаги.
Задание 2: оформить коллекцию материалов, используемых на занятиях в кружке. Выполнить поделку с использованием ткани.
IV. Итог урока.
Учитель. В этом учебном году на наших занятиях вы проделали большую работу, которая потребовала от от вас много внимания, творческого воображения. Повышайте свое мастерство! Доставляйте радость себе и окружающим вас людям.