СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие (обобщение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- обобщение по разделу "Деепричастие как часть речи". РАЗРАБОТКА ВКЛЮЧАЕТ  В СЕБЯ ЗАДАНИЯ НА ВЫРАБОТКУ УМЕНИЙ ПО  ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВИЛ

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие (обобщение)»

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Ц е л и: углубить знания о деепричастиях совершенного и несовершенного вида; учить их различать; совершен- ствовать навыки грамотного письма.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые пришли посмотреть, как мы с вами умеем трудиться. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

  1. Проверка домашнего задания.

Упр.206. Форма работы Учащиеся задают вопросы о непонятном и сомнительном в написании слов из текста упражнения.

—«Лингвистическая эстафета». Отвечает один ученик и он передаёт эстафету другому..

  1. Целеполагание. Самоопределение темы урока.

1. Чтение притчи. «Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

- Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).»


- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы? Тогда в путь. Желаю удачи.

  1. Активизация и закрепление изученного.

1) Наблюдение над лингвистическим материалом. Школьники задают вопросы от глаголов к деепричастиям, по вопросу определяют вид деепричастий. Устанавливают, какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий совершенного и несовершенно- го вида. Записывают деепричастия, выделяют суффиксы.

1) Зеленоватые волны, взбегая на жёлтый песок, сбрасывали на него белую пену. 2) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и гля- дя на море. 3) Артём стоит, прислонясь к дереву, закинув руки назад, голову вверх и закрыв глаза. (М. Горький)

2) Распределительный диктант.

Задание: распределите записанные на доске слова в 2 столбика.

(Не) задумываясь, (не) замолчав, (не) навидя, (не) давая, (не) годуя,

(не) могя.

- Как распределили? Почему?

- Когда «не» с деепричастием пишется слитно, раздельно?

  • Проверка проводится фронтально, при необходимости учащиеся исправляют ошибки.

раздельно

слитно

Не задумываясь

ненавидя

Не замолчав

негодуя

Не давая




- Какое слово не выписали? Почему? Что необходимо помнить?

( нет слова не могя; не от всех глаголов можно образовать деепричастия, нельзя образовать деепричастия от глаголов ждать и лить. Устаревшую форму лия можно встретить в поэтической речи: «И слёзы горькие лия..»)

3) Комментарии учителя: нельзя образовать деепричастия (несовершенного вида) от некоторых глаголов:

  • с основой на г, к (бегут, текут);

  • с основой на шипящий (мажут, чешут);

  • с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);

  •  от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);

  •  от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

4) Словарная работа. Выписывают слова в рамках из § 31—32. Составляют предложения, осложнённые деепричастными оборотами.

Галерея — 1. Длинный узкий крытый проход, соединяющий две отдельные части здания. 2. Верхний ярус в театре, цирке.

3) Помещение, художественный музей, в котором размещены для обозрения произведения искусства.

Комбинация — 1. Сочетание, соединение чего-либо. 2. Сложный замысел, целый ряд ухищрений для достижения какой-либо цели.

  1. Тестовые задани я.
  1. Укажите варианты, в которых все деепричастия совершенного вида.

а) спрыгнув с велосипеда; заметя недочёт; войдя в здание б) с удовольствием отметив; вышел, сильно нахмурясь;

нахмурившийся ребёнок

в) написав сочинение; утомился, потрудившись на сла- ву; прочтя письмо

  1. Укажите варианты, в которых все деепричастия несовершен- ного вида.

а) прибавляя радости; слишком преувеличивая; при- ехать издалека

б) будучи человеком умным; являясь директором; умываясь с удовольствием

в) сворачивая деятельность; напевая от удовольствия; заметя вдали.


6. Выполнение заданий по группам.

1 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.


Кричать, ворковать, любить, уважать, гонять.

( крича, воркуя, любя, уважая, гоняя – несов. вид)

2 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.


Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься.

(Закончив, почистив, порезавшись, растаяв, бросившись – сов. в)

3 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.


Зависеть, развить, запереть, сбежать, запыхаться.


(зависев, развив, заперев, сбежав, запыхавшись – сов. вид)


4 группа. Образуйте деепричастия от глаголов. Обозначьте суффикс, укажите вид.


Жевать, брезговать, воевать, принести, наклеить.

(жуя, брезгуя, воюя, принесши, наклеив)


5 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.


Черпать, баловаться, держать, ликовать, заметить

(чЕрпая, балУясь, держа, ликуя – несов. Вид; заметя – сов.в)

7. Игра « Потерявшиеся пословицы».

Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.

Назовите деепричастия, определите их вид.

  1.  Не зная броду,

  2. Не замочив руки,

  3. Говорить не думая –

  4. Кто не подумав говорит,

  5. Не развязав мешок,

А) не умоешься.

Б) не узнаешь, что в нем.

В) тот вечно вздор твердит.

Г) что стрелять не целясь.

Д) не суйся в воду.

  1. . Рефлексия.

- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

  1. Домашняя работа.

Написать соч с использованием деепричастий





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!