Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.
Учитель русского языка и литературы МОУ СШ №29 Шахова Т.Н.
Иван Сергеевич Тургенев
«Бежин луг» – самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника»
Лингвистическая разминка. Игра «Четвёртый лишний».
Задание: слова, представленные на слайде, попробуйте сгруппировать по общему признаку и найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
- Защищая, красящий, засеявший, увиденный
- Требуя, выскочив, работающий, затаившись
- Глядя, открыв, крича, улыбаясь
Рассказать о деепричастии по плану: - Дайте определение деепричастия. - На какие вопросы отвечают деепричастия? - Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии? - Назовите глагольные признаки деепричастия. - Назовите наречные признаки деепричастия. - Что необходимо учитывать при образовании деепричастий? - Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида? - Как образуются деепричастия несовершенного вида? - Как образуются деепричастия совершенного вида? - Что такое деепричастный оборот? - Где он может стоять в предложении? - Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте? - Какова его синтаксическая роль?
От данных глаголов образуйте деепричастия, выделите суффиксы.
Готовиться,
сидеть,
дышать,
вспыхнуть,
овладеть,
простудиться.
Работа с раздаточным материалом. Найдите деепричастия и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. Обозначьте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
Выпишите из предложений деепричастия несовершенного вида (1 группа), деепричастия совершенного вида (2 группа)
Произведите морфологичесий разбор деепричастия из последнего предложения.
Физкультминутка А теперь физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся)
Правописание НЕ с разными частями речи Выпишите из предложений слова , раскройте скобки. 1. Казалось, отроду (не) бывал я в таких пустых местах: нигде (не) мерцал огонёк, (не) слышалось никакого звука. 2. Я остановился в (не)доумении, оглянулся… 3. (Не)большая ночная птица, (не)слышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какие-то (не)кошеные кусты широко расстилались передо мною. 5. До сих пор я всё ещё (не) терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько (не) стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошёл себе прямо, по звёздам – наудалую… 6. (Не)годуя, Павлуша рванул поводья. 7. Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя (не) озарённом более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.
Деепричастия в составе фразеологических оборотов. Творческая работа. Задание: слова или словосочетания заменить фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия. Согласиться неохотно; сказать чистосердечно; работать много и усердно; работать небрежно; жить просто; смотреть пристально; очень внимательно, сосредоточенно; бездельничать; очень быстро; долго не думать. - Составьте предложения с данными фразеологизмами.
Расставьте ударение в деепричастиях.
Балуясь, баловавшись, вложив, волоча, задав, заняв, исчерпав, , начав, начавшись, подняв, поняв, прибыв, предав, отдав, создав, ржавея, черпая
Предупреждение ошибок в употреблении деепричастий в речи. Правило. При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Связывая своими шарфами доски Чёртова моста, 1) не было случая, который бы мог остановить русские войска. 2) у Суворова прошло совещание штаба. 3) русские офицеры и солдаты преодолели страшную пропасть. 4) неприятелем была разрушена деревня Альтдорф.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Много путешествуя,
1) пигмеями называют самые низкорослые племена Центральной Африки.
2) у древних много мифов о племени маленьких человечков.
3) русский учёный Н. Миклухо-Маклай собрал ценные сведения о пигмеях.
4) сражения пигмеев с птицами изображены на многих картинах и фресках.
Выработка умения различать причастный и деепричастный оборот. Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживлённое быстрой ездой горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он нимало (не) колеблясь поскакал один на волка…. «Что за славный мальчик!» - думал я глядя на него.
Из двух простых предложений устно составьте сложносочинённое предложение.
Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. - Записать предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):
- Составить словарный диктант из фразеологизмов, в состав которых входят деепричастия.
- Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.
- Составить и записать текст – описание действий человека (например, повара или каменщика), используя деепричастия.
Спасибо за урок.
Литература
- Соколова Г.П. На урок – с
И.С. Тургеневым. РЯШ-2000-№5.
- Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: Художественная литература,1984.
- ЕГЭ – 2007. Русский язык: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: Фолио, 2007. – 50с., 108 с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М. : Просвещение, 1980.