Тема урока | «Описание трудовых процессов», 7 класс |
Тип урока | урок развития речи, урок рефлексии |
Цель урока | Обучающийся -научится использовать наречия при описании действий и трудовых процессов. -научится фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причины, строить и реализовывать проект выхода из затруднения (формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы) |
Задачи 1.Вызвать интерес у обучающихся, настроить на работу на уроке; 2.Актуализировать знания о правописании наречий, о типах речи 3. Формировать умение ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности 4. На основе повторения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить знания о типах речи (описание) 5. Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни 6.Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным; 7.Обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 8. Проанализировать и оценить успешность достижения цели. Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения. | Предметные умения | УУД |
Предметные: владеть навыками написания сочинения-описания Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности; Владеть навыками написания сочинения-описания, собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда, находить и устранять ошибки в последовательности описания действий, создавать текст описания действий разговорного стиля. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. | Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словари, опираясь на свои знания; осуществляют смысловое чтение, анализируют объект; Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, формулировать цель урока вместе с учителем; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Видеть орфограмму и объяснять ее написание; умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Методы и формы | Ресурсы |
Парная, фронтальная; Наглядные, словесные, практические. | Интерактивная доска, Раздаточный материал. |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создает мотивацию к совместной работе. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на совместную деятельность. |
2. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. | Предлагает познакомиться с цитатой «Человек с целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек без цели не продвинется и по самой гладкой дороге». Томас Карлейль - британский писатель, публицист. Задает вопрос. Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте. Нужно ли нам ставить перед собой цели? Учитель не комментирует ответы учеников, предлагает вернуться к цитате в конце урока Сегодня мы рассмотрим еще одну, очень интересную грань наречий. А какую, вы постараетесь определить сами. | Отвечают на поставленные вопросы, обосновывают свой ответ. |
3.Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности. | Организует работу в парах. Дает карточки со стихотворением и с деформированными словами (по плоскому и по Брайлю) Предлагает вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы в словах ПРОГУЛКА
Утром мчался науга(т,д) ВСКАЧ(?) густым я лесом! ПО (?)ВЕСЕННЕМУ был рад Под листвы навесом! НАОБУМ пустив коня, НАЧЕКУ жду встречи я… НАЯВУ, ВРАЗБРОС меня Встретили… НАРЕЧИЯ!! (Талызин Владимир) | Работают в парах. Выписывают наречия, выделяют орфограмму, объясняют написание. |
4.Постановка цели урока. | Задает вопросы. А теперь прочитайте запись на слайде без наречий. Что изменилось? Какой вывод можно сделать? -Итак, чем мы будем сегодня заниматься? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. | Отвечают на поставленные вопросы; формулируют цель урока. |
5. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Предлагает информацию на слайде для слабовидящих и карточку 2 с информацией для незрячих обучающихся. Информация на доске и на карточках 1. Повествование 2. Рассуждение 3. Описание Задаёт вопросы -Какой тип речи мы будем использовать? - Какие наречия можно использовать при описании действий? Организует работу в группах. Раздаёт фразеологические словари Разделитесь на 2 группы и запишите словосочетания с наречиями, с помощью которых можно описать трудовые процессы 1) человека, о котором говорят: «работает с огоньком», «мастер своего дела»; 2) человека, о котором говорят: «делает спустя рукава» или «из рук вон плохо» В работу можно включить другие фразеологизмы на эту тему. Объясните значение фразеологизмов сами или загляните с словарь. Сравните с подборкой на слайде, добавьте к своим словосочетаниям только те, которые вы не использовали. (Для экономии времени незрячим даётся лист с выдержками из словарных статей) Предлагает выполнить упр 260 1. Какой именно трудовой процесс описывает автор? 2. Какова последовательность описываемых действий? 3. Что полезно было бы взять из этого описания в наши записи? | Воспринимают информацию, принимают участие в диалоге с учителем Отвечают на вопросы. Повествование - это рассказ о каком-либо событии. Рассуждение - это наши мысли на какую-нибудь тему, изложенные логически, последовательно. Описание - это сочинение красочно описывающее что-нибудь. Описать нужно так, чтобы читающий или слушающий смог себе представить объект описания). Значит, мы выбираем описание. Работают в группе: подбирают наречия в соответствии с заданием Читают словарную статью из словаря или объясняют, опираясь на свой опыт; читают словосочетания; добавляют те словосочетания, фразеологизмы, которые не использовали в работе. Выполняют упражнение 260. Отвечают на поставленные вопросы. |
6.Динамическая пауза. | Проводит физминутку и гимнастику для глаз. | Выполняют физические упражнения (вместе); делают гимнастику для глаз (слабовидящие) делают пальчиковую гимнастику (незрячие). |
7. Построение проекта, коррекции выявленных затруднений. | Организует выполнение упражнения 261 (как писать сочинение и совершенствовать написанное). | Читают памятки, отвечают на вопросы. |
8 Реализация построенного проекта. | Организует работу по рисункам в парах (зрячий -незрячий), выдает шарнирных кукол для уточнения поз человека на картинке (для незрячих) Для того чтобы научиться описывать трудовые процессы, остановимся на рисунках на с.108-109 в учебнике.. Что вы на них видите? Разделимся на пары. Работая в паре, продумайте, о чем и как вы будете писать, соберите необходимый материал, в том числе и относительно жанра сочинения. | Работают в парах. Зрячие описывают картинки незрячим, с помощью шарнирнух кукол, уточняют позы человека на картинке. Составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план. |
9.Обобщения затруднений во внешней речи. | Организует обсуждение затруднений. | Анализируют устно, какие были недостатки и проговариваются формулировки способов действий. |
10.Информация о домашнем задании. | Учитель предлагает домашнее задание Написать сочинение. Упр. 264. | Записывают домашнее задание, уточняют то, что непонятно в домашнем задании. |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | Учитель предлагает вернуться к высказыванию «Человек с целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек без цели не продвинется и по самой гладкой дороге». Томас Карлейль- британский писатель, публицист Задает вопрос Как вы считаете, если бы мы не поставили перед собой цель, смогли бы мы продвинуться вперед? или Учитель проводит дебрифинг | Обучающиеся ещё раз читают высказывание; отвечают на вопрос учителя Сегодня я узнал … Было интересно .. Было трудно .. Я выполнил задания .. Я понял, что … Теперь я могу … |
| | | |