Урок математики во 2 классе УМК «Школа России»
Тема урока: Конкретный смысл действия умножения.
Цели:
Сформировать представление о конкретном смысле действия умножения.
Способствовать ознакомлению с соответствующей математической символикой и терминологией.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогию, обобщение, сравнение.
Способствовать пониманию математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через создание доброжелательной атмосферы в классе.
2. Организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности
( «надо»).
3.Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок ( «могу»).
4. Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу»).
Организация работы
-Как ваше настроение?
Вот звенит звонок,
И в классе снова вместе мы.
Веселее и дружнее
Класса в школе не найти.
-Начнем урок с гимнастики.
Упражнение «Лягушка» ( Удерживать губы в улыбке)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Как веселые лягушки,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потянули- перестали
И нисколько не устали!
-Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Я верю, что всё получится. А наш урок будет успешным и интересным!
2. Актуализация знаний
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Зафиксировать актуализированные способы в речи.
Организация работы
1. Арифметический диктант.
- Приготовьтесь писать арифметический диктант.
-Я задумала число. Если к нему прибавить 14, то получится 21. Какое число я задумала?
-Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое 8. Чему равно другое слагаемое?
-Я задумала число, вычла из него 6 и получила 24. Какое число я задумала?
-Разность двух чисел 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое?
-Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?
-Какое число больше 9 на 7?
-Увеличьте 33 на 8.
-Найдите сумму чисел 16 и 5.
-Найдите разность чисел 82 и5.
-Кто хочет поделиться своим результатом?
(Проверка по образцу: 7,9,30,17,55,16,41,21,77)
2.Вычислительные навыки.
-Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?
-Среди различных вариантов предлагаю выделить группу, в которой выражения – сумма одинаковых слагаемых.
9+4+1+4+4 5+5+5+5+5
7+7+7+20 8+7+5+8
2+2+2+2+2 32+32+32
-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?
(Не знаем)(Проблема!)
Выявление места и причины затруднения.
Цель: 1.Организовать восстановление выполненных операций.
2.Организовать фиксацию шага, где возникло затруднение.
3.Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами.
Организация работы
-Так в чём затруднение?
(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)
-Что будем делать дальше?
(Нужно придумать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)
-Какова цель нашего урока?
(Договорится о записи выражений с одинаковыми слагаемыми)
-Что же нам поможет это сделать?
Построение проекта выхода из затруднения
Цель: 1.Организовать построение проекта выхода из затруднения.
2. Сформулировать шаги, необходимые для реализации поставленной цели.
Организация работы
-Попробуем выполнить ещё одно задание. У каждого на столе лежит лист бумаги. На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе?
(На листе изображены точки)
-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
-Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе. Сколько групп получилось?
(Получилось 8 групп)
-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
-При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.
-Какое выражение получается?
5+5+5+5+5+5+5+5=40.
( Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5.Значит, сумма та же самая 40)
-Удобно ли так записывать? (Нет)
5.Реализация построенного проекта.
Цель: 1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. Фиксировать новый способ в речи.
Организация работы
-Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.
-Откройте учебники на с.40. Прочитайте правило.
-Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?
(Можно записать умножением.)
-Как обозначается знак умножение на письме?
(На письме знак умножения обозначается точкой.)
-Посмотрите на свои листочки и запись на них.
5+5+5+5+5+5+5+5=40
-Запишем иначе. Какое число запишем сначала?
(Слагаемое 5)
-Какой знак поставим вместо знака + ?
(Знак умножения)
-Какое число запишем потом? (8)
-Почему?
(Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
- Итак, мы по 5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x8=40.
Физкультминутка.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Ввести новое понятие в речь учащихся.
Организация работы
-А сейчас, опираясь на новые знания, заменим суммы слагаемых умножением.
Запишем и объясним.
2+2+2+2=2x4 (по 2 взяли 4 раза)
5+5+5+5+5=5x5 (по 5 взяли 5 раз)
32+32+32=32x3 (по 32 взяли 3 раза)
-Что обозначает первое число в выражении? (Слагаемое)
-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1.Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2.По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Организация работы
-Выполним задание №1 по учебнику на с.40. Прочитайте внимательно.
-Что нужно сделать?
(Рассмотреть рисунок и объяснить записи.)
-Что обозначает первая запись?
5+5+5=15
( Треугольники сгруппировали по 5.Сложили группы и получили результат.)
_Что обозначает вторая запись?
5x3=15
(По 5 взяли три раза.Применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)
-Замените , если возможно, сложение умножением.
8+8+8+8= 12+12+12=
3+3+3=4= 6+6+6=
2+7+2+7= 1+2+3+4=
(Проверка по образцу)
8.Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Повторить изученное ранее
Организация работы
Работа по учебнику.
1. Задача.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.
-Прочитайте задачу про себя.
-Запишем её кратко. Что говорится в задаче?
-Что нужно узнать?
Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?
(На 1 аллее - 12л.
На 2 аллее - ? 4 л. меньше, чем на первой.
Поставьте разные вопросы к задаче.
(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?
-Сколько лип росло на двух аллеях?
-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)
2.Решение примеров изученных видов.
Решаем самостоятельно. 2 человека решают на доске.
9.Рефлексия учебной деятельности.
Цель: 1.Организовать фиксацию нового содержания.
2.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.
3.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организация работы
-Какое открытие сделали на уроке?
(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)
-Замените сложение умножением 63+63+63=.
-Как оцените работу всех детей на уроке?
(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.
А можете оценить свою работу?
- Перед вами лежат солнышки с различным выражением эмоций.
1.Если вы хорошо усвоили материал, можете объяснить товарищу, то показываете солнышко. Оно вам улыбается.
2.Если были ошибки или что –то не совсем поняли, показываете задумчивое «солнышко».
-Я очень рада за вас , рада тому как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы!