Данная разработка урока составлена для учащихся 5 класса УМК В. В. Пасечник. Урок изучения нового материала: предполагает работу учащихся с текстом учебника, микроскопами (при выполнении лабораторной работы), работой с гербариями, моделирование, что позволяет учащимся организовать свои действия, работать с информацией, работать в группе, делать выводы.
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.
3. Закрепление
4. Домашнее задание
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1. Оргмомент. | | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2 Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | Света: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели — и роголистник , и элодею. Яна : Ты ошибаешься, роголистник и элодея — цветковые растения. Не все, что в воде растет, - водоросли. | | Диалог двух учеников | Личностные Понимание важности знаний |
Не все, что в воде растет, - водоросли. Что общего и чем отличаются водоросли от других растений? ПВ Что нужно обсудить на уроке, чтобы Света согласился с Яной? | Выдвигает проблему | Необходимо выяснить , что такое водоросли Каково их строение | Предметные Формирование первоначальных систематизированных представлений |
| Тема урока: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания» Цель: Познакомиться с особенностями среды обитания водорослей, их строением и многообразием. Все вы наверняка видели водоросли. Где? | Сообщает тему урока | Необходимо выяснить , что такое водоросли Каково их строение В аквариуме, в реке, на море. | Личностные формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение живой природы |
3. Изучение нового материала | 1.В чём принципиальное отличие растений от других живых существ? 2.На какие две группы делятся растения? 3.Какие растения относятся к группе водорослей? Почему? | Учитель задает вопросы | 1. В строении клетки 2.Высшие и низшие | |
| (фрагмент фильма) 50 сек 3.Какие растения относятся к группе водорослей? | Показывает фрагмент фильма 50 сек Учитель задает вопросы | Заполняют схему на доске: Водоросли Одноклеточные многоклеточные | |
| Строение хламидомонады В самом начале лета отправившись к пруду мы обнаруживаем, что вода в нем стала совсем зеленой. Мы говорим: «Пруд зацвел». Что это значит? Ведь если он зацвел, то должны быть цветы. Где же они? Придется проводить расследование в нашей лаборатории. | | | |
Одноклеточные водоросли (хламидомонада и хлорелла). Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой). Хламидомонада имеет овальную форму, и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет — и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды. Хлорелла распространена в пресных водоемах и во влажной почве. Снаружи клетка покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а цитоплазме хроматофор. В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зеленые комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток - хроматофоры в виде спирально закрученных лент. У некоторых водорослей имеются образования, которые по форме и по выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений. Например, к грунту они прикреплаются с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называют ризоидами(от греческих слов «риза» - корень и «эйдос. - вид). | | Смысловое чтение. | Предметные результаты Объяснять строение и жизнедеятельность организма Коммуникативные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение навыков работы с учебником и информацией |
| Лабораторная работа Приготовить и рассмотреть препарат спирогиры | Инструктаж по выполнению лабораторной работы | Готовят и рассматривают препарат хлореллы | Предметные результаты проводить биологические опыты ,наблюдение объяснять их результаты. |
4. Закрепление | Заполнение карточки Вопросы: 1. Почему водоросли относятся к низшим растениям? 2. Где обитают одноклеточные зеленые водоросли? 3. Какое строение имеет хламидомонада? 4. Где обитают и какое строение имеют зеленые водоросли? | | Заполнение схемы: водоросли Одноклеточные многоклеточные Хламидо спирогира хлорелла | Коммуникативные результаты Умение работать с разными источниками биологической информации (текст учебника) Умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем |
(фрагмент фильма) красные и бурые водоросли | | Получают информацию о многообразии водорослей | |
Вывод: Водоросли — это низшие слоевищные растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хлоропласты с пигментами. Мы смогли доказать,чем отличаются цветковые растения от водорослей? | | Обобщают информацию, формируют отношение к изученному материалу | |
5.рефлексия | Вставь пропущенные слова. Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль -………………………… . В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт - ……………………….. . В нем содержится хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы. Например,……………..………… .Органом ее движения служат ………………………..- тонкие выросты цитоплазмы. Используй слова: жгутики, хроматофор, хламидомонада, хлорелла. | | Выполняют работу « Вставь пропущенные слова» | Личностные УУД Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения. |
Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира) | | | |
Д/З п18 стр 95-98 | | | |