Модель урока геометрии
Учитель: Мазурова Алёна Владимировна
Предмет: математика (базовый уровень)
Учебный план: 6 часов в неделю
Учебник: Геометрия, 7–9: учеб. общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 21 –е изд., доп. – М.: Просвещение, 2011. -384 с.
Класс: 8-б
Тема: Теорема Пифагора
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения: управление поисковой деятельностью учащихся, деятельностный подход в обучении
Цели урока:
Познавательный аспект: формирование первичных навыков математического моделирования, формирование универсального действия общего приема решения задач, умения ученика выделять тему урока
Развивающий аспект: развитие творческого начала ребенка, формирование навыков исследовательской деятельности учащихся, формирование познавательного интереса учащихся к науке «Геометрия»;
Воспитательный аспект: формирование коммуникативно-речевых действий по отбору и передаче необходимой информации, в том числе с использованием сети Интернет; формирование навыков самопроверки, взаимопроверки и самооценки, адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: умения работать в паре, выслушивать мнение собеседника и вносить свои конструктивные предложения;
-метапредметные: навыки исследовательской деятельности, навыки коммуникативно-речевых действий по отбору и передаче необходимой информации;
- предметные: первичные навыки математического моделирования, умения вычислять стороны прямоугольного треугольника
Место урока: тема «Теорема Пифагора» является восьмым уроком в теме "Площадь" и первым в параграфе "Теорема Пифагора"
Оборудование: компьютер, экран, проектор, выход в Интернет, м\м презентация, раздаточный материал.
Планирование составлено на основе: Программа основного курса 7-9 класса, составленная в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе примерной программы по предмету «математика», базовый уровень, утвержденная Министерством Образования РФ и программой Ю.Н.Макарычева (алгебра) и Л.С. Атанасяна (геометрия). Тип программы: базовый уровень
УМК:
Геометрия, 7–9 : учеб. Общеобразоват. Учреждений / [ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 21 –е изд., – М.: Просвещение, 2010. -384 с.
Зив Б. Г. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.: Просвещение, 1991
Яковенко В.А. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс.- М.: ВАКО, 2007
Интернет – ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1da98-0a01-01b2-00ba-007e0a110f37/%5BG79_06-03-054%5D_%5BML_015%5D; swfhttp://videoscope.cc/94241-teorema-pifagora.html
Технологическая карта урока
Содержательно-смысловые блоки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Какие УУД формируются
Организационный момент (1 мин.)
Начать урок я хочу с высказывания «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это …………., а другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с мерой золота, а второе больше напоминает драгоценный камень» Иоганн Кеплер
А что это за «золото» мы узнаем сегодня на уроке. (Слайд 1)
Включаются в деловой ритм урока.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
Актуализация знаний.
Найдите площади изображенных фигур. (Слайд 2, 3,4)
А последнюю задачу мы можем решить?
160 см²,60см²,200дм²,10 м², 20 дм², 150 см².
Нет. Так как не знаем длину второго катета.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сообщение темы урока.
Практическая работа с прямоугольным треугольником.
Построить три треугольника с заданными катетами, измерить катет и заполнить таблицу. (Слайд 5)
а | b | с | с² | а²+b² |
3 | 4 | | | |
6 | 8 | | | |
5 | 12 | | | |
Попробуйте сами сделать вывод.
Вернемся к высказыванию : «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора, а другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с мерой золота, а второе больше напоминает драгоценный камень» Иоганн Кеплер . (Слайд 6).
Так какая у нас тема? А какова цель нашего урока?
А теперь мы можем решить последнюю задачу устного счета? (Слайд 7)
А сейчас Димова Е. нам расскажет о Пифагоре.(Слайд 8)
а | b | с | с² | а²+b² |
3 | 4 | 5 | 25 | 25 |
6 | 8 | 10 | 100 | 100 |
5 | 12 | 13 | 169 | 169 |
Заполняют таблицу, работая в паре.
Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Теорема Пифагора.
Цель: доказать теорему, научиться применять её при решении задач.
Да можем, будет 24.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Первичное усвоение новых знаний.
Доказательство теоремы Пифагора с помощь ЭОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1da98-0a01-01b2-00ba-007e0a110f37/%5BG79_06-03-054%5D_%5BML_015%5D.swf) .(Слайд 9,10)
Запись формул для вычисления катетов.(Слайд11,12)
Записывают доказательство теоремы.
Действия постановки и решения проблем, навык высказывать свое мнение и выслушивать мнение собеседника
Физкультминутка
Первичная проверка понимания и закрепление
А теперь решать задачи из открытого банка ОГЭ.
(Слайд 13-17)
Решают задачи.
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Старинные задачи на карточках по вариантам (Слайд 18-19)
Универсальные действия общего приема решения задач, составление плана и последовательности действий
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Мы изучили целую главу «Площади плоских фигур», я вас прошу оценить по 10 бальной шкале как вы умеете находить площадь: квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника, трапеции, ромба и как вы поняли теорему Пифагора.
Заполняют «Колесо успеха» и сдают учителю.
Формирование коммуникативно-речевых действий по отбору и передаче необходимой информации, рефлексия способов и условий действия