СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «История памяти человечества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОСС. В разработке используются различные методы и средства. Широко применяются различные формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «История памяти человечества»

Тема: «История – память человечества»

Урок новых знаний - введение в историю.

Цель: создать условия для формирования интереса студентов к дисциплине история.

Задачи:

-познакомить с основными вспомогательными историческими дисциплинами;

-сформировать понятие история, её значении в жизни каждого человека;

-развивать навыки самостоятельной работы студентов при подготовке к уроку;

-поучиться работать в группах;

-воспитывать чувство гордости и ответственности за свою историю, ощущение сопричастности к сотворению истории.

Методы: мозговой штурм, групповая работа, работа с афоризмами, диалог, элементы ролевой игры.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Сегодня у нас с вами необычный, важный урок. Этим уроком мы начинаем курс истории. Как известно, хорошее начало половина дела! Я хочу пожелать всем нам, чтобы это начало было удачным! Надеюсь на вашу поддержку и помощь.

А теперь хочу предоставить слово моим помошникам!

2.Сценка-диалог (выступают два студента с противоположным отношением к истории, 2 мнения – это скучный предмет или увлекательный?)

Мы выслушали 2 мнения. Какой же всё-таки предмет – история: скучный или интересный? Как каждый из нас связан с историей? Ответить на эти вопросы нам помогут вспомогательные исторические дисциплины, т.е. науки, напрямую связанные с историей.

3. Учитель даёт опережающее задание – заполнение таблицы с определением ВИД (приложение№1), задает «простые вопросы», на которые помогают отвечать сами ребята, докладчики и учитель:

Марафон «простых вопросов»:

3.1.Хронология (вычисление дат).

«Простой вопрос»:

В каком году мы живём? А в каком году мы живём, если считать по древнеславянскому летоисчислению? (2014 + 5508 = 7522)

Почему? На этот вопрос нам поможет ответить Ваня Павлов.

(сообщение студента)

На все вопросы, связанные с летоисчислением, с календарями отвечает ВИД – хронология, наука, устанавливающая даты исторических событий и документов.

3.2.Антропонимика.

«Простой вопрос»:

Как тебя зовут? Знаешь ли ты, что означает твоё имя? Каково его происхождение? А вот Паша Иванов знает. Он у нас специалист по антропонимике!

(сообщение студента)

С антропонимикой перекликается другая историческая дисциплина – топонимика.

3.3.Топонимика – наука, изучающая географические названия.

«Простой вопрос»:

Почему жителей нашего города называют архангелогородцы, а не архангельцы?

Ребята предлагают свои версии, обсуждают их, преподаватель комментирует их ответы.

3.4.Этнография.



А знаете ли вы, что за народ жил по берегам Белого моря ? На этот «простой вопрос» отвечает такая наука как этнография.

(сообщение студента)

На каком языке говорили наши предки-поморы? Сейчас проверим, кто лучше знает « поморскую говорю».

Работа по группам (приложение №2)

3.5.Геральдика

«Простой вопрос»:

Ежедневно мы с вами видим перед собой те или иные символы власти. С каким символом мы сталкиваемся наиболее часто? С гербом! Оказывается, есть такая наука, изучающая гербы. Об этом нам расскажет Женя Петров.

(сообщение студента)

3.6. Сфрагистика

«Простой вопрос»:

Как связаны гербы и печати? На этот вопрос помогает ответить сфрагистика.

(сообщение студента)

3.7.Нумизматика (рубль и копейка)

«Простой вопрос»:

Почему копейку назвали копейкой, а рубль рублём?

Ребята высказывают свои мнения.

(сообщение студента о нумизматике)

3.8.Палеография.

А моей любимой вспомогательной исторической дисциплиной была палеография – наука о древней письменности, истории письма.

Педагог предлагает расшифровать надпись на глаголице – работа по группам (приложение №3)

4.Работа с афоризмами.

Предлагается каждому выбрать афоризм про историю и прокомментировать его в устной или письменной форме (приложение №4).

5.Подведение итогов.

Допишите таблички «ВИД», на обратной стороне - самооценка. Сегодня за урок выставляются следующие оценки…Спасибо за работу!

Заключительное слово учителя, в котором могут быть использованы следующие вопросы:

Что нового вы узнали сегодня о ВИД?

Какое сообщение показалось вам самым интересным?

Какая информация удивила вас?

Что бы вы ещё хотели узнать интересного о прошлом?

Почему важно изучать историю своего края, государства, мира?

6.Домашнее задание: «Моя автобиография».







Приложение №2


Слово


Перевод



Слово



Перевод


Баско

Дроля

Житники

Жонка

Каменка

Лесина

Наволок

Обоконье

Перст

Промысел

Струг

Хваста

Щелья


Гнус

Едиво

Игрица

Катанцы

Место

Несклеписто

Обутки

Пожня

Ростань

Тулово

Угор

Шанежки

Чухарь







Приложение №3

Приложение №4

Афоризмы про историю

1. Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова (Джордж Сантояна).

2. История – это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися (Эдмунд Берк).

3. Россия – страна с непредсказуемым прошлым (NN).

4. Археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики (Габриэль Лауб).

5. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков (В.О. Ключевский).

6 История, собственно, не существует, существуют лишь биографии (Ралф Эмерсон).

7. В России историю следует издавать в виде блокнота, в котором легко изъять любую страницу и заменить её новой (Гаррисон Солсбери).

8. Но вместо того, чтобы строго судить своё прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим (Н.В.Гоголь).

9. Когда расстаются с прошлым, смеясь, оно приходит трагедией в будущем (В.В.Колечицкий)

10. Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий (В.О.Ключевский).

11. Если историю у нас и переписывают, то лишь для того, чтобы добавить ей глянца (А.В.Лаврухин).

12. Наша история идёт по нашему календарю: в каждый век отстаём от мира на сутки (В.О.Ключевский).

13. Суд потомства плох уже тем, что рассматривает дело в отсутствии потерпевшего (Эмиль Кроткий).

14. Будущее археологии лежит в руинах (Эрих Фон Деникин).

15. Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории (Олдос Хаксли)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!