Технология развития критического мышления учащихся на уроках технологии
Учитель технологии
МКОУ СОШ №1
г. Макарьева
Савин Андрей Александрович
Тема: «Технология развития критического мышления учащихся на уроках технологии»
Проблема:
Этой проблемой я занимаюсь третий год. Характеризуя современное состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление у учащихся физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности. Причину этого вижу в том, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, что указывает на недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического.
Предложение:
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
Условия возникновения и становления
педагогического опыта.
Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта.
Внедрение новых
ФГОС
Диагностика
собственного
опыта
Изучение международных образовательных стандартов
Актуальность темы:
обусловлена потребностями современного образования
3
Немного из истории ТРКМ
Технология «Развитие критического мышления» была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
Она позволяет добиваться таких образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
3
Цели и задачи
Цель : Развитие мыслительных навыков учащихся через использование «Технологии развития критического мышления» на уроках технологии.
Задачи:
1. Разнообразить формы деятельности в рамках предмета «Технология», способствовать развитию интереса к предмету.
2. Повысить результативность учебного процесса посредством использования ТРКМ, которая способствует повышению мыслительных навыков, обеспечивает прирост их знаний, умений, способов деятельности и коммуникации.
3. Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществления рефлексии и обратной связи, т.к. это одни из наиболее эффективных способов воздействия на повышение мотивации и успеваемости школьников
Специфика ТРКМ
Позитивная взаимозависимость
Одновременное взаимодействие
Фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
ТРКМ предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Индивидуальная ответственность
Равное участие
Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации .
Стадии ТРКМ
На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы:
- Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм),
- «Круги по воде»
- «Бортовой журнал»
- «Фантастическая добавка»
На стадии «Осмысления» могут быть применены :
- система маркировки текста «Инсерт»
- таблицы «Знаем-Хотим узнать- Узнали»
- «Трехчастный дневник»
На заключительной стадии
«Рефлексия» можно применить приемы:
- Стратегия «Шесть шляп»
- Синквейн
- «Кластеры»
Прием «Фантастическая добавка»
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; переместиться во времени- в прошлое или будущее; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
Приведу один из примеров использования данного приема на уроках технологии. В 6 классе при изучении темы «Токарные работы по дереву» можно использовать прием «фантастическая добавка». Например: «Историки не дают нам ответа на вопрос, кто придумал данный вид обработки дерева, но….. одна из гипотез гласит- эта технология осталась нам в наследство от других цивилизаций». (дальше по принципу приема «Дерево предсказаний» дети начинают рассуждать и выдвигать свои мысли).
Прием «Бортовой журнал»
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Данный прием можно использовать при изучении любой темы.
В качестве примера можно привести бортовой журнал урока в 7 классе по теме «Нарезание резьбы»
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Резьба бывает на болтах и гайках. Применяются резьбовые изделия в технике (велосипед).
Резьбу нарезают специальным инструментом.
Я видел как это делается.
Резьба представляет собой винтовую канавку, образованную на деталях вращения. Элементы резьбы: шаг, угол профиля, диаметры. Резьба бывает правая и левая. Для нарезания наружной метрической резьбы ø от 1 до 76мм применяются плашки, а для нарезания внутренней резьбы- метчики трёх проходов. Перед нарезанием резьбы необходимо выполнить на заготовке фаску.
Синквейн
1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА
4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ
(КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ
СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ
СТРОКАХ)
5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!»
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Вот одна из работ моих учащихся:
Лобзик
электрический, удобный
Пилит, режет, работает
Очень необходим на работе и дома
Вещь!!!
«Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
Например:
Э - энергия
Л - ЛЭП
Е - емкость
К - кусачки
Т - ток
Р - рубильник
И - источник электрического тока
К - конденсатор
Инсерт
Авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова.
Я предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом:
- V – то, что было известно учащимся ранее;
- + – новая, неожиданная информация;
- – – информация, противоречащая взглядам учащихся;
- ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.
Стратегия «Шесть шляп»
Кластер
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Изучая тему «Точение металла» рисуем в центре токарный станок (ТВ-6). Вокруг него – крупные смысловые единицы (инструменты, материалы, заготовки, виды токарной обработки, геометрия резания и т.д.). Соединяем их прямой линией с изображением станка. Вокруг каждой группы есть свои подгруппы. Система кластеров охватывает большое количество информации.
«Трехчастные дневники»
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с тройными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного .
Цитата
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
Вопросы к учителю
Урок на основе ТРКМ:
Урок без использования
ТРКМ:
- учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал;
- только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель;
- учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ;
- основан на конкуренции и соперничестве учеников;
- каждый ребенок отвечает самостоятельно;
- есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой;
- общение и коммуникация реализуются не в полной мере.
- учитель не является единственным источником знаний: акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал;
- эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний;
- предполагает сотрудничество;
- каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью успеха;
- работает каждый ученик;
- способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
- Загашев, И.О . Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, 2003.
- Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. №5. 2004 г.
- Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: Каро, 2009.
- Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
- Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб. 2000. – 512 с.
- Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.