СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в технологии критического мышления «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ("Кластер")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спланирован в технологии критического мышления, использован методический приём технологии - «КЛАСТЕР». Развитие критического мышления учащихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Эта технология помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Технология развития критического мышления даёт понять учащимся, что знания безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно, целесообразно поставленным задачам.

Просмотр содержимого документа
«Урок в технологии критического мышления «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ("Кластер")»

Структура урока критического мышления проста: она состоит из трёх стадий.
На первой стадии, называемой стадией вызова, проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю».
На стадии осмысления используется методический приём «Кластер», учащиеся расширяют границы познаний и сами определяют рамки изучаемого материала, а нерассмотренные вопросы должны для них остаться «путеводной звездой», манящей в небесную бездну познания и влекущей за собой. Дома они при желании могут самостоятельно поработать над заинтересовавшими их проблемами. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?»
Третья часть урока – стадия рефлексии (осмысления). Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.


Разработка урока по теме

«Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Класс : 8
Предмет: литература

Технология: критического мышления

Цели: 1) образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А.С.Пушкина, исторических событий того периода, уяснение факта неизолированного существования литературного произведения от творений других видов искусства, формирование навыков сопоставительного анализа;
2) развивающие: развивать критическое мышление, творческие способности учащихся, умение оценивать идейную и художественную сторону произведения;
3) содействовать воспитанию эстетического чувства.

Ход урока

I. Организационный момент Методические рекомендации
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну Пушкина: почему он обратился в своей повести к теме Пугачёвского восстания? Какова историческая основа повести "Капитанская дочка"?
(Постарайтесь создать позитивное эмоциональное состояние учащихся в начале урока).

II. Стадия вызова
Учитель: Как вы думаете, «Капитанская дочка» Пушкина появилась независимо от творений других видов искусства и исторических событий?
(На доске – опорная схема, перечень основных культурных событий 1836 года: 1.Появление «Философского письма» Чаадаева, 2)Публикация повести Гоголя «Нос», 3)Постановка оперы Глинки «Иван Сусанин», 4)Работа А.Иванова над созданием картины «Явление Христа народу», 5)Выход сборников стихов А.Кольцова и А.Полежаева.) Вопросы классу: Что вы знаете об этих произведениях искусства? Какова их тематика? Какую идею несут в себе эти произведения? Могли они натолкнуть на мысль о создании исторической повести?
Ученики вспоминают, что им уже известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию для изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответ.

Стадия вызова включает:
* актуализацию имеющихся знаний;
* пробуждение интереса к получению новых знаний;
* постановку учеником собственных целей обучения.
Учитель:
Историческая основа повести – это и будет тема нашего урока. Какое историческое событие легло в основу повести? (Пугачёвское восстание). Эта запись станет центральной в "Кластере".
Кластер («гроздь»)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои.

Запись в центре доски: Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. (1773-1774). Это звезда, тема урока - историческая основа повести. Планеты, спутники - это ключевые слова и словосочетания, относящиеся к теме.
В тетрадях запись в три колонки:
знаю хочу узнать узнал
Под записью начинаем строить схему "Кластера".
Задание: Какие события мы можем связать с центральной записью - "Пугачёвское восстание"? Подберите ассоциативные ряды к слову "восстание". С какими факторами ассоциируется слово "восстание"? (Ассоциации: период истории, политика, причины восстания, Пушкин, восстание декабристов, личность Пугачёва, культурный фон, движущая сила восстания - это лучиками в записи "Кластера" на доске расходятся пояснения к основному вопросу "Пугачёвское восстание", развитие "Кластера", схема разрастается).
Впишите в первую колонку все, что знаете о месте восстания, по каким городам оно прокатилось и где были разбиты войска Пугачёва. Укажите причины восстания. На каком культурном фоне родился замысел Пушкина о создании истории Пугачёвского бунта? Что вы знаете о восстании декабристов?
Используйте только ключевые слова для записи. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией.
Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.
Используется методический приём технологии критического мышления «Кластер». Цель: определить область знаний по данному вопросу, наметить дальнейшие планы изучения, определить границы необходимого на данном уроке, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
Кластер: в центре доски запись, обведённая в кружочек, - «Восстание под предводительством Пугачёва». Какие ассоциации с бунтом? Ответы: причины, политика, восстание декабристов, Пушкин, историческая эпоха. Каждую версию записываем на доске, обводим в кружочек, соединяем линиями с центральной записью. От кружочка с записью «Причины, заставившие Пушкина обратиться к теме восстания» протянутся следующие стрелочки с направлениями: «Казнь декабристов», «Культурный фон», от «Культурного фона» - множество стрелочек с указанием на виды искусства, указанные в таблице на доске в начале урока, от кружочка "Казнь декабристов" потянутся стрелочки в логических направлениях: дружба Пушкина с декабристами, встреча с царём, послание стихотворения "В Сибирь", и так до бесконечности, как цепная реакция, может разрастаться схема "Кластер". Здесь нужно отметить, что будет за пределами нашего познания на уроке, что учащиеся изучат на других предметах: истории, культурологии, а с какими вопросами ознакомятся самостоятельно, для себя… Остаётся огромное пространство для расширения кругозора. В этом достоинство «Кластера». Учащиеся видят безграничность познаний, демонстрируемую на схеме "Кластера", учатся ориентироваться в море информации и делать самостоятельный анализ, учатся мыслить критически, а это значит - самостоятельно.
Несколько учащихся называют, что они вписали. После уточнения учителя вписанные вопросы и будут планом урока. Таким образом, учащиеся самостоятельно определили, что им надо изучить на данном уроке.
Задание классу:
На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:
1. Выяснить историческую основу повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
2. Познакомиться с историей крестьянского бунта под предводительством Пугачёва.
3. Определить причины, заставившие Пушкина обратиться к теме восстания.
Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Далее идёт работа в группах по материалам учебника, сообщения подготовленных учеников.


III. Стадия осмысления
Подводим итоги. Учащиеся делают вывод.
Хронологический комментарий (датировка крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва, событий жизни Пушкина, исторический период создания повести).
Географический комментарий (места, где происходили события).
Комментарии к историческим личностям, упоминаемым в произведении. Сообщения "спикера" от каждой группы, в которых идёт подведение итогов исследовательской деятельности по "Кластеру".
(Используются материалы учебника, рассказ учителя и собственные наблюдения).
Резюме учителя.
Причины обращения Пушкина к теме Пугачёвского восстания.
История создания и особенности построения повести.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: записать содержание глав повести одним – двумя предложениями, чтобы получилось название главы. Класс делится на три группы, каждой даётся по четыре главы.
Задание индивидуальное. Ответить на вопрос: «Что осталось в «Кластере» за пределами изученного?» Пополнить информацией. Это задание поручается выполнить только по желанию учащегося.
Исследовательское индивидуальное задание. Составить словарь устаревших слов по материалам повести.
Творческое задание. Рассказать о картине А. Иванова «Явление Христа народу».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!