Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда
Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.
Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
- Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности способствует использование мною разнообразных технологий: информационных, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, ТРИЗ-технологии, INTEL – технологии, групповых технологий. Приёмы и методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяют мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные качества ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяю такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
А также традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов, внеклассные мероприятия, часы общения и многое-многое другое.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как творческие мастерские. Занятия проводятся в группах. В работе мастерских принимают участие и родители. В процессе обучения ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. В качестве инструмента используется компьютер, который за счет широких возможностей современного программного и аппаратного обеспечения, расширяет границы творческой деятельности. Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. На занятиях мастерской «Что за моей дверью?» ребята изучают мир их окружающий, происходит формирование надпредметных умений и навыков. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Вся работа проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.
Кроме того, с целью развития творческих способностей учащихся организована издательская деятельность в классе. Ребята сами заинтересовались и вывели меня на такую работу, когда занимались учебным исследованием. На базе кабинета информатики было решено проводить оформление газеты «Самая «классная» классная газета». Никто из ребят не остался в стороне, каждый нашел своё дело. Сегодня выпускаются приложения, подбираются фотографии, собирается необходимая информация об интересных событиях, датах жизни и многом другом, как учениками, так и их родителями. В дальнейшем создается и выпускается бюллетень, который с удовольствием читают все. В результате такой деятельности школьники изучают различные прикладные пакеты, приобретают навыки работы с клавиатурой, принтером, а некоторые и со сканером. Получают практический результат своей деятельности – приложения и бюллетень.
Тематика мастерских подобрана таким образом, чтобы занятия были интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности.
Все работы представляются широкой аудитории зрителей: проводятся практические конференции для учащихся, совместные заседания (родители – учащиеся – педагоги),
Практика моей работы убедила, что "творческие мастерские" проектной и издательской деятельности, сочинения сказок, моделирования и так далее ребятам нравятся, здесь им предоставляется возможность создать что-то свое и проявить себя, свою фантазию, инициативу; у всех получается разный результат, и обсуждение работ всегда проходит по-деловому и интересно. Заключительный этап занятий - рефлексия - обращает ученика к его мыслям и чувствам; это для учащихся ново и тоже интересно. Я же считаю, что это звено, связывающее все предметы начальных классов и психологию.
Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета геометрия?
Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов деятельности. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами.
Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.
Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.
На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.
Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.
^ Основные требования к использованию метода проектов:
-
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
-
Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
-
Самостоятельная деятельность учащихся.
-
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
-
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
-
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
-
Выдвижение гипотезы их решения;
-
Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
-
Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Литература:
И. Е. Берлянд. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3-4.
- Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.
- С. Ю. Курганов Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
- А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
- Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда
Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.
Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
- Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности способствует использование мною разнообразных технологий: информационных, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, ТРИЗ-технологии, INTEL – технологии, групповых технологий. Приёмы и методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяют мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные качества ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяю такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
А также традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов, внеклассные мероприятия, часы общения и многое-многое другое.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как творческие мастерские. Занятия проводятся в группах. В работе мастерских принимают участие и родители. В процессе обучения ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. В качестве инструмента используется компьютер, который за счет широких возможностей современного программного и аппаратного обеспечения, расширяет границы творческой деятельности. Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. На занятиях мастерской «Что за моей дверью?» ребята изучают мир их окружающий, происходит формирование надпредметных умений и навыков. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Вся работа проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.
Кроме того, с целью развития творческих способностей учащихся организована издательская деятельность в классе. Ребята сами заинтересовались и вывели меня на такую работу, когда занимались учебным исследованием. На базе кабинета информатики было решено проводить оформление газеты «Самая «классная» классная газета». Никто из ребят не остался в стороне, каждый нашел своё дело. Сегодня выпускаются приложения, подбираются фотографии, собирается необходимая информация об интересных событиях, датах жизни и многом другом, как учениками, так и их родителями. В дальнейшем создается и выпускается бюллетень, который с удовольствием читают все. В результате такой деятельности школьники изучают различные прикладные пакеты, приобретают навыки работы с клавиатурой, принтером, а некоторые и со сканером. Получают практический результат своей деятельности – приложения и бюллетень.
Тематика мастерских подобрана таким образом, чтобы занятия были интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности.
Все работы представляются широкой аудитории зрителей: проводятся практические конференции для учащихся, совместные заседания (родители – учащиеся – педагоги),
Практика моей работы убедила, что "творческие мастерские" проектной и издательской деятельности, сочинения сказок, моделирования и так далее ребятам нравятся, здесь им предоставляется возможность создать что-то свое и проявить себя, свою фантазию, инициативу; у всех получается разный результат, и обсуждение работ всегда проходит по-деловому и интересно. Заключительный этап занятий - рефлексия - обращает ученика к его мыслям и чувствам; это для учащихся ново и тоже интересно. Я же считаю, что это звено, связывающее все предметы начальных классов и психологию.
Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета геометрия?
Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов деятельности. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами.
Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.
Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.
На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.
Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.
^ Основные требования к использованию метода проектов:
-
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
-
Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
-
Самостоятельная деятельность учащихся.
-
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
-
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
-
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
-
Выдвижение гипотезы их решения;
-
Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
-
Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Литература:
И. Е. Берлянд. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3-4.
- Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.
- С. Ю. Курганов Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
- А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
- Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда
Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.
Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
- Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности способствует использование мною разнообразных технологий: информационных, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, ТРИЗ-технологии, INTEL – технологии, групповых технологий. Приёмы и методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяют мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные качества ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяю такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
А также традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов, внеклассные мероприятия, часы общения и многое-многое другое.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как творческие мастерские. Занятия проводятся в группах. В работе мастерских принимают участие и родители. В процессе обучения ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. В качестве инструмента используется компьютер, который за счет широких возможностей современного программного и аппаратного обеспечения, расширяет границы творческой деятельности. Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. На занятиях мастерской «Что за моей дверью?» ребята изучают мир их окружающий, происходит формирование надпредметных умений и навыков. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Вся работа проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.
Кроме того, с целью развития творческих способностей учащихся организована издательская деятельность в классе. Ребята сами заинтересовались и вывели меня на такую работу, когда занимались учебным исследованием. На базе кабинета информатики было решено проводить оформление газеты «Самая «классная» классная газета». Никто из ребят не остался в стороне, каждый нашел своё дело. Сегодня выпускаются приложения, подбираются фотографии, собирается необходимая информация об интересных событиях, датах жизни и многом другом, как учениками, так и их родителями. В дальнейшем создается и выпускается бюллетень, который с удовольствием читают все. В результате такой деятельности школьники изучают различные прикладные пакеты, приобретают навыки работы с клавиатурой, принтером, а некоторые и со сканером. Получают практический результат своей деятельности – приложения и бюллетень.
Тематика мастерских подобрана таким образом, чтобы занятия были интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности.
Все работы представляются широкой аудитории зрителей: проводятся практические конференции для учащихся, совместные заседания (родители – учащиеся – педагоги),
Практика моей работы убедила, что "творческие мастерские" проектной и издательской деятельности, сочинения сказок, моделирования и так далее ребятам нравятся, здесь им предоставляется возможность создать что-то свое и проявить себя, свою фантазию, инициативу; у всех получается разный результат, и обсуждение работ всегда проходит по-деловому и интересно. Заключительный этап занятий - рефлексия - обращает ученика к его мыслям и чувствам; это для учащихся ново и тоже интересно. Я же считаю, что это звено, связывающее все предметы начальных классов и психологию.
Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета геометрия?
Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов деятельности. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами.
Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.
Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.
На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.
Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.
^ Основные требования к использованию метода проектов:
-
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
-
Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
-
Самостоятельная деятельность учащихся.
-
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
-
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
-
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
-
Выдвижение гипотезы их решения;
-
Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
-
Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Литература:
И. Е. Берлянд. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3-4.
- Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.
- С. Ю. Курганов Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
- А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
- Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда
Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.
Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
- Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности способствует использование мною разнообразных технологий: информационных, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, ТРИЗ-технологии, INTEL – технологии, групповых технологий. Приёмы и методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяют мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные качества ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяю такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
А также традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов, внеклассные мероприятия, часы общения и многое-многое другое.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как творческие мастерские. Занятия проводятся в группах. В работе мастерских принимают участие и родители. В процессе обучения ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. В качестве инструмента используется компьютер, который за счет широких возможностей современного программного и аппаратного обеспечения, расширяет границы творческой деятельности. Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. На занятиях мастерской «Что за моей дверью?» ребята изучают мир их окружающий, происходит формирование надпредметных умений и навыков. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Вся работа проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.
Кроме того, с целью развития творческих способностей учащихся организована издательская деятельность в классе. Ребята сами заинтересовались и вывели меня на такую работу, когда занимались учебным исследованием. На базе кабинета информатики было решено проводить оформление газеты «Самая «классная» классная газета». Никто из ребят не остался в стороне, каждый нашел своё дело. Сегодня выпускаются приложения, подбираются фотографии, собирается необходимая информация об интересных событиях, датах жизни и многом другом, как учениками, так и их родителями. В дальнейшем создается и выпускается бюллетень, который с удовольствием читают все. В результате такой деятельности школьники изучают различные прикладные пакеты, приобретают навыки работы с клавиатурой, принтером, а некоторые и со сканером. Получают практический результат своей деятельности – приложения и бюллетень.
Тематика мастерских подобрана таким образом, чтобы занятия были интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности.