СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 февраля 2021 года прошло районное методическое объединение учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности". Данная тема особенно актуальна и в современной школе ставится задача воспитания творческой личности начиная с начальных классов. В докладе раскрыты основные моменты, которые влияют на развитие творческих способностей младших школьников, из опыта своей урочной и внеурочной деятельности.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.»

Новикова О.В.

МОУ СОШ с. Варваровка, Октябрьский район.



Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности



Современное образование в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. Если до недавнего времени задачу развития творческих способностей детей брали на себя учреждения дополнительного образования, то сегодня возможно развивать творческие способности младшего школьника в рамках школы, т.к. одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является развитие личности школьника, его творческих способностей1.

Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Урочное занятие обеспечивает четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

В современной школе развитие творческих способностей учащихся происходит не только на уроках технологии и изобразительного искусства, которые как нельзя более располагают к этому, но и на всех других уроках, проводимых в начальной школе.

Так, например, основные приемы развития творческих способностей на уроках русского языка:

  • написание сочинений;

  • игры;

  • разработка творческих словарей, ребусов, шарад, кроссвордов;

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения:

  • придумай свою сказку;

  • сочини продолжение сказки или к стихотворению;

  • составь книгу-самоделку;

  • чтение по ролям;

  • пересказ от лица литературного героя.

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции, организация и руководство кружками, организация вечеров-концертов, проведение факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся. Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой.

Каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы. С этой целью в школе работают кружки, разной направленности: спортивной, общекультурной, общеинтеллектуальной, социальной, духовно-нравственной.

Так, например, на кружке по оригами «Волшебный мир оригами», который так же стоит в нагрузке по внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся занимает особое место. Основной целью кружка является формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. На занятиях при изготовлении поделок дети часто вносят много выдумки, дополняя изделие из бумаги своими элементами, деталями, что отличает работы своей индивидуальностью и неповторимостью.

Особую роль в развитии творческих способностей во внеурочной деятельности занимает научно-исследовательская работа, в основе которой лежит метод проекта. В результате проектной деятельности обучающиеся не только применяют полученные знания и умения на практике, но и приобретают на их основе новые. Дети самостоятельно выбирают тему исследования и с участием родителей выполняют практическую часть работы. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Особое внимание следует уделить активной деятельности младших школьников на платформе Учи.ру, которая предоставляет современные приемы работы для привлечения учащихся к компьютерным технологиям. Так, например, дети играют в разнообразные игры («Тайны Египта», «Путешествие в Индию»), направленные на приобретение новых знаний в области основных учебных предметов (математики, окружающего мира и т.д.). А также учувствуют в олимпиадах, тестах, дистанционные вебинары. Так, например, в декабре 2020 года прошла Всероссийская онлайн олимпиада «Безопасные дороги», в которой приняло участие 7 человек из класса.

Одним из интереснейших направлений для развития творческих способностей у младших школьников являются занятия по ГИБДД в рамках кружка «Юные инспектора движения». Дети на занятиях знакомятся с правилами дорожного движения в игровой форме с привлечением различных методик. С особенным интересом дети слушают лекции и выступления, инструктажи и экскурсии сотрудников ГИБДД, которые посещают данные занятия и учувствуют в организации общешкольных мероприятиях, таких как «Неделя дорожной безопасности», «Посвящение первоклассников в пешеходы» и т.д. Школьники участвуют в областных и районных акциях.

Таким образом, эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.



Список использованной литературы



1. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А.В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.

2. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы – 2002 – № 2 – 12-16. с.

3. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «Академия» 2008 – 224 с.

4. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010 – 98 с.

5. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. – 2013 – № 1 – 219-226 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. № 2357 – [Электронный ресурс] – https://fgos.ru/ – Министерство образования и науки Российской Федерации – (Дата обращения: 20.01.2021).

7. Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. – 2004 – № 5 – 6-12 с.

8. Ярошевская, И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. – 2012 – № 9 – 13-17 с.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. № 2357 – [Электронный ресурс] – https://fgos.ru/ – Министерство образования и науки Российской Федерации – (Дата обращения: 20.01.2021).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!