Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история» для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; примерной программы по истории для основного общего образования с учётом авторской программы «Всеобщая история» А.А.Вигасина., Г.И.Годера (М.:Просвещение ) // и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
На изучение истории в 5 классе отведено 70 часов из расчета 35 учебных недель по 2 часа в неделю.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, исторический диктант, творческие работы, устный опрос, информационно-творческие проекты.
Типы уроков определены в соответствии с системно – деятельностным подходом: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 1.
Данная программа адресована обучающимся 5 класса и учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки данной категории детей. Рабочая программа составлена с учётом того, что 5 класс состоит из работоспособных, активных, интеллектуально развитых детей, которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом, но и на продвинутом, творческом уровне. Это позволило увеличить объём самостоятельных, творческих заданий и отдать предпочтение групповым, парным и индивидуальным, игровым формам работы.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и технологий. Среди них следующие методы и технологии:
ИКТ;
обучение в сотрудничестве;
исследовательские методы обучения;
метод проектов;
здоровьесберегающие технологии;
игровые методы обучения;
проблемное обучение.
Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Цели изучения предмета «История Древнего мира»:
а) Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
б) показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
в) охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину
г) раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
а) формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
б) овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
в) воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
г) формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
д) развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
е) формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
ж) развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом
з) формирование навыков пересказа материала учебника
и) Формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями
к) развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства и мудрости.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Промежуточная аттестация проводится в форме: проверочной работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел I. «История – наука о прошлом» (8 ч.)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представления о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
Раздел II. «Жизнь первобытных людей» (5 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывания опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и их особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесла. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Какой опыт дала человечеству эпоха древности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Раздел III. «Древний Восток» (18 ч)
Тема 3. Древний Египет (7ч)
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наемного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы.
Достижения древних египтян (ирригационное земледелия, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном мире (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 4. Западная Азия в древности (7ч)
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы – ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Клинопись – особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоения железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побежденных Ассирией стран. Ниневия – достойная столица ассирийских царей – завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности – город Персеполь.
Тема 5. Индия и Китай в древности (4ч)
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царем Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел IV. «Древняя Греция» (20 ч)
Тема 6. Древнейшая Греция (5ч)
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города- крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака-Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов – государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поселения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культур. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 8. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократии (5ч)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса – демократии. В гаванях Афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик – там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунком. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V веке до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ.
Тема 9. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э. (3ч)
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – Македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эрастофен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинский демократии.
Раздел V. «Древний Рим» (17 ч)
Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Грод на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемы правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч)
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибаллом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трехдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.
Тема 12. Гражданские войны в Риме (4ч)
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галии. Гибель Красса Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций, Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры (5ч)
Протяженность империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актор на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и распри Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город – столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч)
Римская империя при Константине. Укрепление границ Империи. Рим и варвары. Вторжение варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счет архитектурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стлилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача римских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохе античности.
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие Греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов Древности в мировую культуру.
Итоговое повторение. (2ч)
Учебно-тематический план по Всеобщей истории
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
практическиеработы | контрольные работы |
Раздел I. «История – наука о прошлом». Всего часов: 8 |
1 | Что изучает история. | 1 | - | - |
2 | Источники знаний о прошлом. | 1 | - | - |
3 | Измерение времени. | 1 | - | - |
4 | Историческая карта. История на плане. | 1 | - | - |
5 | Археология – помощница истории. | 1 | - | - |
6 | Этнография – помощница истории. | 1 | - | - |
7 | Знать историю своих предков – родословная. Наука геральдика. | 1 | - | - |
8 | Символы России – флаг, гимн. | 1 | - | - |
Раздел II. «Жизнь первобытных людей». Всего часов: 5 |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. Всего часов: 3 |
9 | Древнейшие люди | 1 | - | - |
10 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | - | - |
11 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | - | - |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Всего часов: 2 |
12 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | - | - |
13 | Появление неравенства и знати | 1 | - | - |
Раздел III. «Древний Восток». Всего часов: 19 |
Тема 3. Древний Египет. Всего часов: 7 |
14 | Государство на берегах Нила | 1 | - | - |
15 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | - | - |
16 | Жизнь египетского вельможи | 1 | - | - |
17 | Военные походы фараонов | 1 | - | - |
18 | Религия древних египтян | 1 | - | - |
19 | Искусство древних египтян | 1 | - | - |
20 | Письменность и знания древних египтян | 1 | - | - |
Тема 4. Западная Азия в древности. Всего часов: 7 |
21 | Древнее Двуречье | 1 | - | - |
22 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | - | - |
23 | Финикийские мореплаватели | 1 | - | - |
24 | Библейские сказания | 1 | - | - |
25 | Древнееврейское царство | 1 | - | - |
26 | Ассирийская держава | 1 | - | - |
27 | Персидская держава «царя царей» | 1 | - | - |
Тема 5. Индия и Китай в древности. Всего часов: 4 |
28 | Природа и люди Древней Индии | 1 | - | - |
29 | Индийские касты | 1 | - | - |
30 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | - | - |
31 | Первый властелин единого Китая | 1 | - | - |
Раздел IV. «Древняя Греция». Всего часов: 7 |
Тема 6. Древнейшая Греция. Всего часов: 5 |
32 | Греки и критяне | 1 | - | - |
33 | Микены и Троя | 1 | - | - |
34 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | - | - |
35 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | - | - |
36 | Религия древних греков | 1 | - | - |
Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Всего часов: 7 |
37 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | - | - |
38 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | - | - |
39 | Древняя Спарта | 1 | - | - |
40 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | - | - |
41 | Олимпийские игры в древности | 1 | - | - |
42 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | - | - |
43 | Нашествие персидских войск | 1 | - | - |
Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. Всего часов: 5 |
44 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | - | - |
45 | В городе богини Афины | 1 | - | - |
46 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | | - |
47 | В театре Диониса | 1 | - | - |
48 | Афинская демократия при Перикле | 1 | - | - |
Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Всего часов: 3 |
49 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | - | - |
50 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | - | - |
51 | В Александрии Египетской | 1 | - | - |
Раздел V. «Древний Рим». Всего часов: 17 |
Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Всего часов: 3 |
52 | Древнейший Рим | 1 | - | - |
53 | Завоевание Римом Италии | 1 | - | - |
54 | Устройство Римской республики | 1 | - | - |
Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Всего часов: 3 |
55 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | - | - |
56 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | - | - |
57 | Рабство в Древнем мире | 1 | - | - |
Тема 12. Гражданские войны в Риме. Всего часов: 4 |
58 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | - | - |
59 | Восстание Спартака | 1 | - | - |
60 | Единовластие Цезаря | 1 | - | - |
61 | Установление империи | 1 | - | - |
Тема 13. Римская империя в первые века н.э. Всего часов: 5 |
62 | Соседи Римской империи | 1 | - | - |
63 | Рим при императоре Нероне | 1 | - | - |
64 | Первые христиане и их учение | 1 | - | - |
65 | Расцвет империи во II в. | 1 | - | - |
66 | Вечный город и его жители | 1 | - | - |
Тема14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Всего часов: 2 |
67 | Римская империя при Константине | 1 | - | - |
68 | Взятие Рима варварами | 1 | - | - |
Итоговое повторение. Всего часов: 2 |
69 | Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока | 1 | - | - |
70 | Вклад народов Древности в мировую культуру | 1 | - | 1 |
Всего часов: | 70 | - | 1 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Всеобщая история» 5 бгде классы
| Дата | Тема урока | Количество часов |
План | Факт |
1 | 03.09 | | Счет времени в истории | 1 |
| 06.09 | | Древнейшие люди. | 1 |
| 10.09 | | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 |
| 13.09 | | Возникновение религии и искусства. | 1 |
| 17.09 | | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 |
| 20.09 | | Появление неравенства и знати. | 1 |
| 24.09 | | Повторение. Какой опыт дала человеку эпоха древности? | 1 |
| 27.09 | | Измерение времени по годам. | 1 |
| 01.10 | | Государство на берегах Нила. | 1 |
| 04.10 | | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 |
| 08.10 | | Жизнь египетского вельможи. | 1 |
| 11.10 | | Военные походы фараонов. | 1 |
| 15.10 | | Религия древних египтян. | 1 |
| 18.10 | | Искусство древних египтян. | 1 |
| 22.10 | | Письменность и знания древних египтян. | 1 |
| 08.11 | | Повторение. Достижение древних египтян. | 1 |
| 12.11 | | Древнее Двуречье. | 1 |
| 15.11 | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 |
| 19.11 | | Финикийские мореплаватели. | 1 |
| 22.11 | | Библейские сказания. | 1 |
| 26.11 | | Древнееврейское царство. | 1 |
| 29.11 | | Ассирийская держава. | 1 |
| 03.12 | | Персидская держава «царя царей». | 1 |
| 06.12 | | Природа и люди Древней Индии. | 1 |
| 10.12 | | Индийские касты. | 1 |
| 13.12 | | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 |
| 17.12 | | Первый властелин единого Китая. | 1 |
| 20.12 | | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | 1 |
| 24.12 | | Греки и критяне. | 1 |
| 27.12 | | Микены и Троя. | 1 |
| 10.01 | | Поэма Гомера «Илиада». | 1 |
| 13.01 | | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 |
| 17.01 | | Религия древних греков. | 1 |
| 20.01 | | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 |
| 24.01 | | Зарождение демократии в Афинах. | 1 |
| 27.01 | | Древняя Спарта. | 1 |
| 03.02 | | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 |
| 06.02 | | Олимпийские игры в древности. | 1 |
| 10.02 | | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 |
| 13.02 | | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 |
| 17.02 | | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 |
| 20.02 | | В городе богини Афины. | 1 |
| 24.02 | | В афинских школах и гимнасиях. | 1 |
| 27.02 | | В театре Диониса. | 1 |
| 03.03 | | Афинская демократия при Перикле. | 1 |
| 06.03 | | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 |
| 10.03 | | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 |
| 13.03 | | В Александрии египетской. | 1 |
| 17.03 | | Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 1 |
| 20.03 | | Древнейший Рим. | 1 |
| 03.04 | | Завоевание Римом Италии. | 1 |
| 06.04 | | Устройство Римской республики. | 1 |
| 10.04 | | Карфаген - преграда на пути к Сицилии. | 1 |
| 13.04 | | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 |
| 17.04 | | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 1 |
| 20.04 | | Рабство в Древнем Риме. | 1 |
| 24.04 | | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 |
| 27.04 | | Восстание Спартака. | 1 |
| 30.04 | | Единовластие Цезаря. | 1 |
| 02.05 | | Установление империи. | 1 |
| 04.05 | | Соседи Римской империи. | 1 |
| 06.05 | | Рим при императоре Нероне. | 1 |
| 08.05 | | Первые христиане и их учение. | 1 |
| 10.05 | | Расцвет Римской империи во II в. | 1 |
| 12.05 | | Вечный город и его жители. | 1 |
| 16.05 | | Римская империя при Константине. | 1 |
| 18.05 | | Взятие Рима варварами. | 1 |
| 20.05 | | Повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. | 1 |
| 25.05 | | Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. | 1 |
| 30.05 | | Вклад народов Древности в мировую культуру. | 1 |