СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» для 8 класса основного общего образования (базовый уровень) ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная  речь  отражает  неустойчивое  культурно-языковое   состояние общества, балансирующее на грани литературного языка  и  жаргона.  В  разные периоды развития общества разным был и язык. Сейчас  же  так  называемый  общий  жаргон  -  заниженный   стиль   речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, - становится  привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире.

Курс «Русская словесность» ориентирован на формирование грамотной языковой личности, воспитание интереса к русской словесности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» для 8 класса основного общего образования (базовый уровень) ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Цнинская СОШ №1» филиал в с. Кузьмино-Гать


Рассмотрена на заседании Методического

совета школы и рекомендована к утверждению

протокол № от августа 2018 года


Руководитель МС __________ /Д.Ю. Тафинцев/


Утверждена

Приказ № от августа 2018 г.


Директор школы /_______/В.С. Карнаухов/









Рабочая программа

по учебному курсу «Русская словесность»

для 8 класса

основного общего образования

(базовый уровень)

на 2018-2019 учебный год

Учитель: Филина Н.А.







Пояснительная записка

Статус документа








Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы основного общего образования по русской словесности.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Программа по русской словесности для 8 класса составлена на основе

-Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

-Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

-Приказа Минобрнауки России от 10.11.2011 года № 2643 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253» ;

-Учебного плана филиала МБОУ «Цнинская СОШ №1» в с.Кузьмино-Гать на 2018-2019 учебный год.

-Приказа Минобразования России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказа № 1644 от 29.12 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказа № 1593 от 05.06.2009 г управления образования и науки Администрации Тамбовской области «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования;

- авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы».

- Приказа Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Фундаментального ядра содержания общего образования, 2012 г

-Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.


Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения. Календарно-тематическое планирование план является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.


Цели и задачи

Цели:

Повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся; формирование грамотной языковой личности, которая владеет умениями и навыками культуры словоупотребления, произношения, использования различных грамматических форм.

Задачи:

Данный спецкурс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

- в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи в разных ситуациях общения;

- в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи;

- в рамках культуроведческой компетенции сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка.



 Основные методы

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с текстами) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, ЦОР и др.).

  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о литературе, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей. Особенно активно беседа используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета.

  3. Метод устного контроля и самоконтроля;

  4. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется для:

  1. приобщения обучающихся к процессу выработки новых знаний;

  2. освоения им одного из нестандартных видов познавательной деятельности;

  3. формирования умения обучающихся пользоваться нормативной, учебной, справочной литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

  4. организации работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями об основных понятиях и законах русского языка и общения; применения полученных знаний на практике.


Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения обучающихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;

  2. исключение психотравмирующих факторов;

  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  4. развитие положительной мотивации к освоению программы;

  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.


Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная:

    1. фронтальная;

    2. парная;

    3. групповая.


Типы урока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.

  2. Повторительно-обобщающий урок.

  3. Урок закрепления изученного материала.

  4. Урок контроля.

  5. Интегрированный урок

  6. Урок с применением ЦОР и ЭОР.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В образовательном процессе используются как традиционные, так и современные образовательные технологии: игровая технология, технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технология интенсификации обучения, ИКТ, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, учебное исследование, проблемно-поисковая технология, интеграция традиционной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Традиционные уроки

  2. Практикумы

  3. Мини – лекции

  4. Уроки контроля

  5. Самостоятельные работы

Виды деятельности учащихся

  1. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  2. Работа с источниками, подготовка устных и письменных сообщений

  3. Творческие работы. Письменные работы. Тестовые работы. Редактирование текста.

  4. Защита проекта.

  5. Рефлексия


Общая характеристика учебного предмета


Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. Сейчас же так называемый общий жаргон - заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, - становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире.

Курс «Русская словесность» ориентирован на формирование грамотной языковой личности, воспитание интереса к русской словесности.

Межпредметные и внутрипредметные связи


Русская словесность тесно связана с русским языком, литературой, риторикой, взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой)

Реализация программы на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей, которые функционируют в процессе обучения как существенный фактор активации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые качественно преобразуют все ее компоненты.


Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Учебник: Альбеткова Р.И. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» являются:

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

Формирование умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся


Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. Вводный;

  2. Промежуточный;

  3. Текущий;

  4. Тематический;

  5. Итоговый.

Методы контроля

  1. Письменный

  2. Устный

  3. Компьютерный

Формы контроля

  1. Тесты

  2. Редактирование

  3. Устный опрос

  4. Самостоятельные работы

  5. Защита проекта

  6. Работа с учебником


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


  1. Активность участия.

  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.

5. Знание и понимание изученного материала;

6. Способность применять полученные знания на практике;

7. Речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если

  • отвечающий полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает понимание материала, способен обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта при речевом оформлении ответа.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений вопроса, но

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении языковых понятий или формулировке правил;

  • не умеет обосновать свои суждения и привести собственные примеры;

  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении ответа.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала экзаменационного вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Критерии оценки проектно-исследовательских работ:


  1. оценка постановки цели и задач, их решения (актуальность поставленной цели и задач, имеет практический и теоретический интерес; носит вспомогательный характер; не актуальна) — 0-4 балла

  2. Корректность использования методик исследования (грамотно используются известные методы; решение является корректным и исчерпывающим; отдельные этапы решения недостаточно проработаны) — 0-4 балла

  3. Теоретическая и практическая значимость (полученные результаты не были известны/ хорошо известны/частично известны; возможность использования отдельных элементов на практике/ отсутствует практическая значимость) — 0-4 балла

  4. Новизна и оригинальность — 0-4 балла

  5. Оценка подготовленности автора и уровень защиты работы (четкие представления о целях исследования, о направлениях его дальнейшего развития, критическая оценка работы и полученных результатов; четкость и ясность изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления; презентация работы; уровень знакомства с литературой) — 0-4 балла

  6. Оформление работы (композиция текста работы, качество оформления работы, использование технических средств) — 0-4 балла.

В конце все баллы суммируются и вычисляется средний балл, который будет являться оценкой за данный курс.


Результаты обучения

В результате изучения данного курса обучающиеся 7-го класса должны иметь:

1. Личностные результаты:


1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


2. Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

-выделять основную мысль, структурные части исходного текста;


Чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;


Говорение:

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;


Письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);

- выражать своё отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.


2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


3. Предметные результаты

- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых основ лингвистики;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




Содержание тем учебного курса.


Тема 1. Речь правильная и речь хорошая. 2 ч

Нормы литературного языка: орфоэпическая, грамматическая, лексическая, стилистическая, орфографическая, пунктуационная. Качества хорошей речи: богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Речь правильная и хорошая»

Знать: понятие нормы литературного языка, языковые средства, что такое тавталогия; фактическая точность речи, коммуникативная точность речи.

Уметь: использовать богатство языка в речи; создавать высказывание, добиваясь точности речи.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: увеличения словарного запаса; осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Формы контроля Творческая работа, редактирование текста, устный опрос, работа по карточкам.


Тема 2. Орфоэпические трудности современного русского языка. 4 ч

Основные орфоэпические трудности. Звук в поэтической речи. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Лимерик.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Орфоэпические трудности современного русского языка»

Знать: понятие «орфоэпические нормы литературного языка», что такое звук, звукопись, их роль в языке.

Уметь: использовать фонетическое богатство языка в речи; анализировать текст с точки зрения звуковых особенностей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: увеличения словарного запаса; осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Формы контроля тест, анализ текста.


Тема 3. Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество. 5 ч

Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.»

Знать: морфемы и нормы их употребления. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Виды грамматических ошибок.

Уметь: использовать богатство языка в речи; создавать высказывание, добиваясь точности речи; находить недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов, редактировать текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: увеличения словарного запаса; осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Формы контроля Творческая работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам, редактирование текста, самостоятельная работа, редактирование текста.


Тема 4. Лексические трудности современного русского языка. 4 ч

Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Нарушение лексической сочетаемости. Лишнее слово. Тавтология.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Лексические трудности современного русского языка»

Знать: что такое тавталогия; нарушение лексической сочетаемости; речевая ошибка.

Уметь: использовать богатство языка в речи; создавать высказывание, добиваясь точности речи; находить недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов, редактировать текст,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: увеличения словарного запаса; осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Формы контроля Творческая работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам, редактирование текста, самостоятельная работа.


Тема 5. Синтаксические трудности современного русского языка. 5 ч

Деепричастный оборот. Синтаксическая бедность. Причастный оборот. Параллелизм. Парцелляция. Признаки предложения. Сложное предложение. Однородные члены предложения.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Синтаксические трудности современного русского языка»

Знать строение предложений с обособленными членами предложения, с однородными членами, структуру сложных предложений; правила обособления, их роль в речи, соблюдать правильную интонацию при обособлении; пунктуационный и синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; выразительно читать предложения с обособленными членами; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте; извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Формы контроля: тест, индивидуальная работа по карточкам, схематический диктант, редактирование текста, самостоятельная работа.


Тема 6. Изобразительные средства русского языка. 6 ч

Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Изобразительно-выразительные средства языка.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Изобразительные средства языка»

Знать: лексическое значение слова. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, фигуры речи.

Уметь: применять полученные знания на практике, давать определения; приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, извлекать необходимую информацию из справочной литературы; готовить компьютерную презентацию; проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные тексты с использованием ИВС, отражать в письменной форме результатов своей деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Форма контроля: тестовые задания, устный опрос, самостоятельная работа.


Тема 7. Качество текста и художественность произведения 6 ч.

Текст и его признаки. Содержание, тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. Основные требования к языку текста: правильность, точность. Основные требования к тексту: последовательность, непротиворечивость, соответствие стиля – функции. Язык и мысль

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении. Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей. Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового. Великие художественные произведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Качество текста и художественность произведения»

Знать: развитие «чувства стиля», основные термины по разделу: текст и его признаки, тема и идея текста, язык художествен­ного произведения, стилистическая окраска, композиция, авторская индивидуальность.

Уметь: оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания, различать удачные и неудачные выражения, редактировать и совершенствовать текст, увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки.

Форма контроля: практическое занятие по теме «Качество текста и художественность произведений словесности». Создание собственного выска­зывания, отвечающего требованиям к тексту.


Тема 8. Защита проектов. 2ч

Подготовка к конференции. Подготовка учащихся к публичному выступлению. Защита проекта.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Знать: изученный теоретический материал.

Уметь: применять полученные знания на практике, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, извлекать необходимую информацию из справочной литературы; готовить компьютерную презентацию; проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные тексты с использованием ИВС, отражать в письменной форме результатов своей деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Форма контроля: проектная работа.


Учебно-тематическое планирование.



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:




уроки

тест

1.

Тема 1. Речь правильная и речь хорошая.

2 ч

2

-

2.

Тема 2. Орфоэпические трудности современного русского языка.

4 ч

4

-

3.

Тема 3. Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.

5 ч

4

1

4.

Тема 4. Лексические трудности современного русского языка.

4 ч

3

1

5.

Тема 5. Синтаксические трудности современного русского языка.

5 ч

4

1

6.

Тема 6. Изобразительные средства русского языка

6 ч

5

1

7.

Тема 7. Качество текста и художественность произведения

6 ч

5

Практическая работа 1

8.

Тема 7. Защита проектов.

2 ч

2



ИТОГО

34 ч

29 ч

5 ч




Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения курса обучающиеся должны

знать:

- нормы литературного языка;

- качества хорошей речи;

- законы русского литературного произношения;

- особенности употребления различных частей речи;

- основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам.

уметь:

- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка, письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- использовать в собственной речи лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с нормами литературного языка.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы для учителя:

  1. Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику «Уроки русской словесности». - Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1994.

  2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи — Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1994.

Дополнительная:

  1. Богданов С.И., Рыжкова Ю.З. Русская служебная лексика: Сводные таблицы. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 1997.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

3. Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. - Спб.: Виктория плюс, 2002.

4. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Учебное пособие. 10-11 класс. - Спб.: САГА; Азбука-классика, 2005.

5. Мартьянова И.А. Просто о сложном предложении. Серия «Филологическая мозаика». - Спб.: САГА, 2002.

6. Современный русский язык: Сборник заданий и упражнений. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - Спб.: Норринт, 2000.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Вступ. статья А.М. Бабкина, В.П.Вомперского. - М.: Рус. яз., 1998.

  3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - М., 1993.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994.

  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Около 30 000 слов. - 5-е изд., стер. - М.: Рус.яз., 1986.

  6. Словарь по культуре устной и письменной речи / М.Б.Елисеева, Б.М.Золин, Д.Б.Черепенин. - Спб., Папирус, 1996.

Образовательные диски:

1.CD Репетитор по русскому языку.

2. DVD «Русский язык». Ч. 1. 2. Синтаксис и пунктуация.

3. DVD «Русский язык». Ч. 3. 4. Орфография (2 DVD по 120 мин.)

4. Комп. УНП Грамматика русского языка. (20 т.)

5. Орг. метод. рекомендации для учителя русского языка и литературы.


Список литературы для учащихся:

  1. Быстрова Е.А., Окунева А.И., Карашева Н.В. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - Спб.: Норринт, 2000.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Вступ. статья А.М. Бабкина, В.П.Вомперского. - М.: Рус. яз., 1998.

4. Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. - Спб.: Виктория плюс, 2002.

5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. - М.: Дрофа, 1998.

6. Новиченок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. - Спб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

  1. Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. Изд. 5-е. М.: Рус.яз., 1989.

  2. Словарь — справочник. Под ред. К.С.Горбачевича. Л.: Наука, 1973.

9. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи — Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1994.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!