Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат№12»
от «____» _____20___г.
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 6-7 классы по чтению и русскому языку. В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2013
3.Учебного плана образовательного учреждения.
- психофизическую структуру речевых процессов в норме и особенностей развития этого процесса обучающимися с нарушением познавательной деятельности;
- все виды речевых нарушений обучающихся.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние его возможности и резервы; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.ФиличевойиГ.В.Чиркиной; идеи ряда учёных (Г.А. Каше, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Д. Забрамной, Р.И. Лалаевой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с нарушением интеллекта зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания, то решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, позволяющей приобретать обучающимися базовые учебные действия.
1. Развивать навыки грамотного чтения и письма.
2.Формировать речевую функцию в целом.
1. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
2. Развитие фонематического восприятия (дифференциацию звуков).
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования.
4. Уточнение и усложнение структуры предложения, закрепление грамматических форм в устной и письменной речи.
5. Уточнение, обогащение и активизация словаря.
6. Развитие коммуникативной функции речи.
7. Развитие психических процессов.
№ | Дата проведения | Тема | Наглядные пособия, ЦОРы | Коррекционная работа |
Обследование. 1 час. |
1 | 04.09.18 | Обследование импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, чтения и письма. | Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». | Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста, выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания, выявление соответствия словаря возрастной норме; точность употребления лексических значений слов, выявление правильности построения грамматической структуры предложения, степени владения слоговой структурой, выявление нарушений чтения и письма. |
Дифференциация согласных: 6 часов. |
2 | 11.09.18 | Дифференциация Р-Л в связных текстах. | Карточки с заданиями. | Обогащать словарный запас, грамматические формы речи. |
3 | 18.09.18 | Дифференциация Ч-Щ в связных текстах. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Щ в словах. Обогащать лексический запас; развивать внимание и память. |
4 | 25.09.18 | Дифференциация Ч –Ц в связных текстах. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | Совершенствовать грамматические формы речи. |
5 | 02.10.18 | Дифференциация С-Ч в связных текстах. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию С и Ч в тексте. |
6 | 09.10.18 | Дифференциация З-Ж в связных текстах. | Карточки с заданиями. | Закрепить дифференциацию З-Ж в связных текстах. |
7 | 16.10.18 | Дифференциация С-Ш в связных текстах | Карточки с заданиями. | Развивать умение дифференцировать С-Ш в связной речи. |
Дифференциация звонких и глухих согласных: 6 часов. |
8 | 23.10.18 | Дифференциация Б-П в предложениях и в связных текстах. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | Развивать умение дифференцировать Б-П в предложениях. |
9 | | Дифференциация В-Ф в предложениях и связных текстах. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | Развивать умение дифференцировать В-Ф в связной речи. |
10 | | Дифференциация Г-К в предложениях и связных текстах. | Карточки с заданиями. | Развивать умение дифференцировать Г-К в связной речи. |
11 | | Дифференциация З-С в предложениях и в связных текстах. | Карточки с заданиями. | Развивать умение дифференцировать З-С в связной речи. |
12 | | Дифференциация Ж-Ш в предложениях и связных текстах. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | Развивать умение дифференцировать Ж-Ш в связной речи. |
13 | | Дифференциация Д-Т в связных текстах. | Карточки с заданиями. | Развивать умение дифференцировать Д-Т в связной речи. |
| Фонематический уровень: 4 часа |
14 | | Звуки речи. Буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о звуках речи. |
15 | | Безударные гласные. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о безударных гласных. |
16 | | Двойные согласные. Непроизносимые согласные. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о двойных согласных. |
17 | | Твердые и мягкие согласные. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о твердых и мягких согл. |
Морфологический уровень: 5 часов |
18 | | Состав слова. Однокоренные слова. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания об однокоренных словах. |
19 | | Корень, окончание, приставка, суффикс. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о составе слова. |
20 | | Образование слов с помощью приставок. | Карточки с заданиями. | Учить образовывать слова с помощью приставок. Расширять словарь. |
21 | | Образование слов при помощи суффиксов. | Карточки с заданиями. | Учить образовывать слова при помощи суффиксов. Расширять словарь. |
22 | | Приставка и предлог. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о приставке и предлоге. |
Лексический уровень: 4 часа |
23 | | Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о частях речи. |
24 | | Изменение существительных и прилагательных по числам и падежам. | Карточки с заданиями. | Учить изменять сущ. по числам и падежам. |
25 | | Словосочетание. Главное и зависимое слово. | Карточки с заданиями. | Закрепить знания о словосочетании. |
26 | | Контрольно-тренировочный текст на закрепление предложно-падежных конструкций. | Карточки с заданиями. | Закрепить и проверить знания о предложно-падежных конструкциях. |
Синтаксический уровень: 4 часа |
27 | | Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. | Карточки с заданиями. | Закрепление знаний о предложении. |
28 | | Главные и второстепенные члены предложений. | Карточки с заданиями. | Учить дифференцировать главные и второстепенные члены предложений. |
29 | | Конструирование предложений по типам высказывания. | Карточки с заданиями. | Закрепление знаний. |
30 | | Конструирование предложений с однородными членами и предложений с обращениями | Карточки с заданиями. | Закрепление знаний. |
| Связная речь: 4 часа |
31 | | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений. | Карточки с заданиями. | Учить работать с деформированным текстом. |
32 | | Пересказы текстов: подробный, выборочный пересказ. | Карточки с заданиями. | Развитие связной речи. Обогащение словаря. |
33 | | Составление рассказа по вопросам. | Карточки с заданиями. | Развитие связной речи. Обогащение словаря. |
34 | | Составление рассказа по данному началу и концу. | Карточки с заданиями. | Развитие связной речи. Обогащение словаря. |