СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на ребенка с ТНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопеда в школе для ребенка с ТНР 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на ребенка с ТНР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.АБАКАНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»










Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол №1 от 22.08.2018








Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ №7»

от 22.08.2018 №272








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ПРОИЗНОШЕНИЕ



Автор-составитель

Зинякова А.А.

Учитель-логопед









Абакан, 2018









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»

(для обучающихся 1-2 классов, имеющих онр 3 уровня)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика коррекционного курса

Данный курс направлен на:

- обучение нормативному (компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;

- развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения;

- коррекцию нарушений звукослоговой структуры слова;

- развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- профилактику нарушений чтения и письма.

Программа рассчитана на два года обучения. В первом классе основное внимание уделяется автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их полноценному восприятию в облегчённых фонетических условиях. В то же время с учётом принципа коммуникативности фонетические упражнения осуществляются по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте. Во 2 классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения происходит в предложениях, диалогах и т.п. В различных лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой.

Предусмотрено концентрическое расположение материала, который содержит требования к развитию произносительной стороны устной речи: произношению (артикулированию звуков), фонематическому восприятию, овладению звуко-слоговой структурой слова, произношению слов и предложений с соблюдением ритма, темпа, ударения и интонации в соответствии с условиями речевого общения. Курс построен в соответствии с основными принципами индивидуального и дифференцированного подхода, что определяет важность выбора посильных заданий в соответствии с произносительными особенностями детей, с целью обеспечения для каждого ученика ситуации успеха.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа комплектуется из обучающихся 1-х классов.

Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области: «Русский язык», «Литературное чтение», коррекционного курса «Развитие речи».

Обучение грамоте на уроках «Русского языка» связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках «Русского языка» изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству учащихся необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

На занятиях курса «Произношение» обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя обучающихся на занятиях данного курса осуществляется с учётом требований программы коррекционного курса «Развитие речи».

Воспитание чёткой, внятной выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту изучения звука на фронтальных занятиях, он должен быть поставлен и автоматизирован в облегчённых условиях. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные результаты:

Курс ориентирован на формирование у учащихся:

  • положительного отношения к школе и учебной деятельности;

  • представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям, быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т. д.);

  • знаний и выполнения правил личной гигиены на занятиях по произношению;

  • этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;

  • потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;

  • знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;

- сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);

- определять пути и средства достижения учебной цели;

- с помощью учителя – логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;

- выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;

- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

- работать в определённом темпе;

- применять знания в новых ситуациях.

Познавательных

- ориентироваться в учебных пособиях (на развороте);

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебных пособиях ля передачи информации;

- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

- с помощью учителя – логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;

- проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

- группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.

Коммуникативных

- внимательно слушать и слышать учителя-логопеда не переключаясь на посторонние воздействия;

- подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя – логопеда;

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;

- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии;

- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;

- обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;

- применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя – логопеда.

Предметные результаты:

Первоклассник получит возможность научиться в устной и письменной речи:

- правильно произносить отработанные на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;

- правильно воспроизводить устно и письменно слова из 3-4 слогов со стечением согласных;

- воспроизводить интонационно верно, с соблюдений пауз и логических ударений предложения и тексты;

- дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;

- анализировать при письме, чтении и произношении звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове;

- определять устно и письменно количество слов в предложении из 4 – 5 слов.

Второклассник получит возможность научиться в устной и письменной речи:

- произносить в быстром темпе различные слоговые сочетания с мягкими согласными звуками, а также в слогах раного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (звонких-глухих, мягких-твёрдых), слоговых сочетаний со звуком [J];

- выделять звуки из слов различного звуко-слогового состава;

- чётко, слитно, с правильным ударением произносить трёх-, четырёх- и пятисложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением двух-трёх согласных в составе слова;

- выделять ударные слоги в словах, состоящих из трёх-пяти слогов;

- осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;

- чётко произносить окончание слова в связи с изменением его формы.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

- текущий мониторинг, проводится в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;

- итоговая диагностика (15-30 мая).

Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

II Содержание коррекционного курса

Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:

  1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков.

  2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.

  3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.

1.1.Формирование навыков произношения и дифференциации звуков

1 класс

1.1. Правильное произношение и различение следующих звуков:

- гласных [а], [у], [о], [и], [ы], [э];

- твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х];

- дифференциация звуков [к] - [х];

- мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е];

- дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи;

- правильное произношение и различение звуков [с], [сь], [б], [бь], [д], [дь], [з], [зь], [г], [гь], [л], [ль], [ш],[ж], [р], [рь];

- дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л], звонких и глухих согласных;

- правильное произношение звука в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);

- дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова;

- звук [ц];

- дифференциация звуков [ц]-[ть], [ц]-[с], [ц]-[сь];

- звук [ч];

- дифференциация звуков [ч]-[ть], [ч]-[сь], [ч]-[ц];

- звук [щ];

- дифференциация звуков [щ]-[сь], [щ]-[ч], [щ]-[ш].

1.2. Развитие внимания, памяти, умения запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящей из двух-трёх сочетаний, умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава, заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.

  1. Класс

- Закрепление правильного, чёткого произношения, мягких согласных звуков: [мь], [пь], [вь], [кь], [нь], [фь], [ть], [хь], [сь], [бь], [дь], [зь], [гь].

- Дифференциация твёрдых и мягких звуков [м]-[мь], [п]-[пь], [в]-[вь], [к]-[кь], [н]-[нь], [ф]-[фь], [т]-[ть], [х]-[хь], [с]-[сь], [б]-[бь], [д]-[дь], [з]-[зь], [г]-[гь], [л]-[ль], [р]-[рь], различение на слух и выделение из слов доступной сложности мягких и твёрдых звуков.

- Правильное различение звука [J] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (бельё). Чёткое произнесение и различение на слух сочетаний типа: тя–тья, ле-лье.

- Закрепление правильного, четкого произношения и дифференциация согласных звуков [ж]-[ш].

- Закрепление правильного, четкого произношения согласных звуков [щ], [ц], [ч].

- Дифференциация звуков: [ш]-[ж]-[с]-[з]; [щ]-[ч]-[ть]; [ц]-[щ]-[ч]; [щ]-[ч]-[сь]-[с]-[ц]; [р]-[рь]-[л]-[ль].

- Дифференциация звонких и глухих звуков: [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т]; [г]-[к], [з]-[с], [ж]-[ш];

2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи

1 класс

2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

- Произнесение ряда гласных звуков.

- Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап, сас-сос-сус, пру-пра-про, пра-кра-тра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и, та-та-ка, ка-ка-та, та-па-пта.

- Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками.

- Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков:татататата…., тата-татататата-тата и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков: татоту-татотутатоту, ша-саса-ша-саса…, тадана-тадана-тадана… и т.д.

- Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений.

- Чёткое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа, чёткое произношение окончаний слов при изменении форм слова.

- Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных.

- Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры.

- Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками как изолированно, так и в составе предложения.

- Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.

- Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.

2 класс

2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

- Произнесение ряда гласных звуков типа: аиаауиуаиу, уоэауоэау.

- Произнесение слоговых сочетаний с мягкими звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря.

- Произнесение слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: стя-ста-стя; та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-кля.

- Произнесение слоговых сочетаний, включающий звук [J]: пя-пя-пья; пья-пье-пью; пья-вья-лью.

- Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и безударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков и с изменением последовательности.

2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений.

- Чёткое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из правильно произносимых звуков (трёх-, четырёх-, пяти- сложных); из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть); со стечением двух и трёх согласных в составе слова (строительство, кладовщица, птичница).

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

1 класс

- Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твёрдый звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение». Усвоение слогообразующей роли гласных.

- Членение слов на слоги, составление слоговой схемы слов; распознавание ударения в словах из 3-4 слогов.

- Анализ при письме, чтении и произношении звукослоговой структуры слов из 4-5 слогов, 2-3 слога со стечением согласных, определение ударного слога и ударной гласной в слове.

- Определение устно и письменно количество слов в предложении из 4-5 слов.

2 класс

- Закрепление терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твёрдый звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение».

- Усвоение терминов «ударение», «ударный слог».

Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.

С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности, ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.

Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием звукового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).





  1. Тематическое планирование


п/п

Раздел

Тема

Дата


Предложение и слово


10

1


Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения

17.09

19.09

2


Слова, обозначающие предмет.

24.09

26.09

3


Слова, обозначающие действие предмета

01.10

03.10

4


Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

08.10

10.10

5


Слова, обозначающие признак предмета

15.10

17.10


Слоговой анализ и синтез слова


4

6


Слогообразующая роль гласных

22.10

7


Определение количества слогов в слове

24.10

8


Составление слов из слогов

05.11

9


Деление слов на слоги

07.11


Ударение


3

10


Ударение в двухсложных словах

12.11

11


Ударение в трехсложных словах

14.11

12


Упражнения в постановке ударения в словах

19.11


Звукобуквенный анализ и синтез слова


15

13


Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

21.11

14


Определение количества звуков в слове

26.11

15


Соотношение между звуками и буквами в слове

28.11

16


Различение на письме У – Ю после согласных

03.12

05.12

17


Различение на письме О – Ё после согласных

10.12

12.12

18


Различение на письме Ы – И после согласных

17.12

19.12

19


Твердые и мягкие согласные звуки перед Е

24.12

26.12

20


Непарные мягкие согласные Ж,Ш,Ц

09.01

14.01

21


Непарные мягкие согласные Щ,Ч,Й

16.01

21.01



Глухие и звонкие согласные звуки и буквы


16

22


Звуки и буквы П-Б

23.01

28.01

23


Звуки и буквы Т-Д

30.01

04.02

24


Звуки и буквы К-Г

06.02

11.02

25


Звуки и буквы В-Ф

13.02

18.02

26


Звуки и буквы С-З

20.02

25.02

27


Звуки и буквы Ш-Ж

27.02

04.03

28


Непарные глухие согласные Х,Ц,Ч,Щ

06.03

11.03

29


Непарные звонкие Й, Л,М,Н

13.03

18.03


Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы


4

30


Звуки и буквы С-Ш

20.03

01.04

31


Звуки и буквы З-Ж

03.04

08.04



Аффрикаты


10

32


Звуки и буквы С-Ц

10.04

15.04

33


Звуки и буквы Ц-Ч

17.04

22.04

34


Звуки и буквы Ч-Т

24.04

29.04

35


Звуки и буквы Ч-Щ

06.05

08.05

36


Звуки и буквы С-Щ



Сонорные звуки и буквы


4

37


Звуки и буквы Л-Р

13.04

38


Звуки и буквы Л,-Р,

15.04





ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Список литературы

  • Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.

  • Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

  • Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.пособие для студентов средн.спец.и высших учеб.заведений, обучающихся по специальности «Логопедия»/под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 – 374 с.

Учебно-методическое обеспечение



  • Наборы дидактических игр;

  • раздаточный материал;

  • картинки для фронтальной и индивидуальной работы;

  • настенное зеркало





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!