МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.АБАКАНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
|
Рассмотрено: на заседании МС Протокол №1 от 22.08.2018
|
Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ №7» от 22.08.2018 №272 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ПРОИЗНОШЕНИЕ
Автор-составитель
Зинякова А.А.
Учитель-логопед
Абакан, 2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»
(для обучающихся 1-2 классов, имеющих онр 3 уровня)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика коррекционного курса
Данный курс направлен на:
- обучение нормативному (компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;
- развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения;
- коррекцию нарушений звукослоговой структуры слова;
- развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- профилактику нарушений чтения и письма.
Программа рассчитана на два года обучения. В первом классе основное внимание уделяется автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их полноценному восприятию в облегчённых фонетических условиях. В то же время с учётом принципа коммуникативности фонетические упражнения осуществляются по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте. Во 2 классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения происходит в предложениях, диалогах и т.п. В различных лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой.
Предусмотрено концентрическое расположение материала, который содержит требования к развитию произносительной стороны устной речи: произношению (артикулированию звуков), фонематическому восприятию, овладению звуко-слоговой структурой слова, произношению слов и предложений с соблюдением ритма, темпа, ударения и интонации в соответствии с условиями речевого общения. Курс построен в соответствии с основными принципами индивидуального и дифференцированного подхода, что определяет важность выбора посильных заданий в соответствии с произносительными особенностями детей, с целью обеспечения для каждого ученика ситуации успеха.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа комплектуется из обучающихся 1-х классов.
Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области: «Русский язык», «Литературное чтение», коррекционного курса «Развитие речи».
Обучение грамоте на уроках «Русского языка» связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках «Русского языка» изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству учащихся необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.
На занятиях курса «Произношение» обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя обучающихся на занятиях данного курса осуществляется с учётом требований программы коррекционного курса «Развитие речи».
Воспитание чёткой, внятной выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту изучения звука на фронтальных занятиях, он должен быть поставлен и автоматизирован в облегчённых условиях. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на формирование у учащихся:
положительного отношения к школе и учебной деятельности;
представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям, быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т. д.);
знаний и выполнения правил личной гигиены на занятиях по произношению;
этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;
знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;
- сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);
- определять пути и средства достижения учебной цели;
- с помощью учителя – логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
- выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работать в определённом темпе;
- применять знания в новых ситуациях.
Познавательных
- ориентироваться в учебных пособиях (на развороте);
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебных пособиях ля передачи информации;
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;
- с помощью учителя – логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
- группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативных
- внимательно слушать и слышать учителя-логопеда не переключаясь на посторонние воздействия;
- подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя – логопеда;
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;
- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии;
- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;
- обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;
- применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя – логопеда.
Предметные результаты:
Первоклассник получит возможность научиться в устной и письменной речи:
- правильно произносить отработанные на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;
- правильно воспроизводить устно и письменно слова из 3-4 слогов со стечением согласных;
- воспроизводить интонационно верно, с соблюдений пауз и логических ударений предложения и тексты;
- дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;
- анализировать при письме, чтении и произношении звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове;
- определять устно и письменно количество слов в предложении из 4 – 5 слов.
Второклассник получит возможность научиться в устной и письменной речи:
- произносить в быстром темпе различные слоговые сочетания с мягкими согласными звуками, а также в слогах раного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (звонких-глухих, мягких-твёрдых), слоговых сочетаний со звуком [J];
- выделять звуки из слов различного звуко-слогового состава;
- чётко, слитно, с правильным ударением произносить трёх-, четырёх- и пятисложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением двух-трёх согласных в составе слова;
- выделять ударные слоги в словах, состоящих из трёх-пяти слогов;
- осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
- чётко произносить окончание слова в связи с изменением его формы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг, проводится в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
II Содержание коррекционного курса
Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
Формирование навыков произношения и дифференциации звуков.
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.
1.1.Формирование навыков произношения и дифференциации звуков
1 класс
1.1. Правильное произношение и различение следующих звуков:
- гласных [а], [у], [о], [и], [ы], [э];
- твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х];
- дифференциация звуков [к] - [х];
- мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е];
- дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи;
- правильное произношение и различение звуков [с], [сь], [б], [бь], [д], [дь], [з], [зь], [г], [гь], [л], [ль], [ш],[ж], [р], [рь];
- дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л], звонких и глухих согласных;
- правильное произношение звука в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);
- дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова;
- звук [ц];
- дифференциация звуков [ц]-[ть], [ц]-[с], [ц]-[сь];
- звук [ч];
- дифференциация звуков [ч]-[ть], [ч]-[сь], [ч]-[ц];
- звук [щ];
- дифференциация звуков [щ]-[сь], [щ]-[ч], [щ]-[ш].
1.2. Развитие внимания, памяти, умения запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящей из двух-трёх сочетаний, умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава, заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.
Класс
- Закрепление правильного, чёткого произношения, мягких согласных звуков: [мь], [пь], [вь], [кь], [нь], [фь], [ть], [хь], [сь], [бь], [дь], [зь], [гь].
- Дифференциация твёрдых и мягких звуков [м]-[мь], [п]-[пь], [в]-[вь], [к]-[кь], [н]-[нь], [ф]-[фь], [т]-[ть], [х]-[хь], [с]-[сь], [б]-[бь], [д]-[дь], [з]-[зь], [г]-[гь], [л]-[ль], [р]-[рь], различение на слух и выделение из слов доступной сложности мягких и твёрдых звуков.
- Правильное различение звука [J] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (бельё). Чёткое произнесение и различение на слух сочетаний типа: тя–тья, ле-лье.
- Закрепление правильного, четкого произношения и дифференциация согласных звуков [ж]-[ш].
- Закрепление правильного, четкого произношения согласных звуков [щ], [ц], [ч].
- Дифференциация звуков: [ш]-[ж]-[с]-[з]; [щ]-[ч]-[ть]; [ц]-[щ]-[ч]; [щ]-[ч]-[сь]-[с]-[ц]; [р]-[рь]-[л]-[ль].
- Дифференциация звонких и глухих звуков: [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т]; [г]-[к], [з]-[с], [ж]-[ш];
2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи
1 класс
2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
- Произнесение ряда гласных звуков.
- Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап, сас-сос-сус, пру-пра-про, пра-кра-тра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и, та-та-ка, ка-ка-та, та-па-пта.
- Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками.
- Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков:татататата…., тата-татататата-тата и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков: татоту-татотутатоту, ша-саса-ша-саса…, тадана-тадана-тадана… и т.д.
- Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений.
- Чёткое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа, чёткое произношение окончаний слов при изменении форм слова.
- Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных.
- Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры.
- Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками как изолированно, так и в составе предложения.
- Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
- Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.
2 класс
2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
- Произнесение ряда гласных звуков типа: аиаауиуаиу, уоэауоэау.
- Произнесение слоговых сочетаний с мягкими звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря.
- Произнесение слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: стя-ста-стя; та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-кля.
- Произнесение слоговых сочетаний, включающий звук [J]: пя-пя-пья; пья-пье-пью; пья-вья-лью.
- Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и безударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков и с изменением последовательности.
2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений.
- Чёткое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из правильно произносимых звуков (трёх-, четырёх-, пяти- сложных); из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть); со стечением двух и трёх согласных в составе слова (строительство, кладовщица, птичница).
3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
1 класс
- Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твёрдый звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение». Усвоение слогообразующей роли гласных.
- Членение слов на слоги, составление слоговой схемы слов; распознавание ударения в словах из 3-4 слогов.
- Анализ при письме, чтении и произношении звукослоговой структуры слов из 4-5 слогов, 2-3 слога со стечением согласных, определение ударного слога и ударной гласной в слове.
- Определение устно и письменно количество слов в предложении из 4-5 слов.
2 класс
- Закрепление терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твёрдый звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение».
- Усвоение терминов «ударение», «ударный слог».
Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности, ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.
Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием звукового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Дата |
|
| Предложение и слово | | 10 |
1 | | Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения | 17.09 19.09 |
2 | | Слова, обозначающие предмет. | 24.09 26.09 |
3 | | Слова, обозначающие действие предмета | 01.10 03.10 |
4 | | Дифференциация слов-предметов и слов-действий. | 08.10 10.10 |
5 | | Слова, обозначающие признак предмета | 15.10 17.10 |
| Слоговой анализ и синтез слова | | 4 |
6 | | Слогообразующая роль гласных | 22.10 |
7 | | Определение количества слогов в слове | 24.10 |
8 | | Составление слов из слогов | 05.11 |
9 | | Деление слов на слоги | 07.11 |
| Ударение | | 3 |
10 | | Ударение в двухсложных словах | 12.11 |
11 | | Ударение в трехсложных словах | 14.11 |
12 | | Упражнения в постановке ударения в словах | 19.11 |
| Звукобуквенный анализ и синтез слова | | 15 |
13 | | Определение места звука в слове (начало, середина, конец) | 21.11 |
14 | | Определение количества звуков в слове | 26.11 |
15 | | Соотношение между звуками и буквами в слове | 28.11 |
16 | | Различение на письме У – Ю после согласных | 03.12 05.12 |
17 | | Различение на письме О – Ё после согласных | 10.12 12.12 |
18 | | Различение на письме Ы – И после согласных | 17.12 19.12 |
19 | | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е | 24.12 26.12 |
20 | | Непарные мягкие согласные Ж,Ш,Ц | 09.01 14.01 |
21 | | Непарные мягкие согласные Щ,Ч,Й | 16.01 21.01 |
|
| Глухие и звонкие согласные звуки и буквы | | 16 |
22 | | Звуки и буквы П-Б | 23.01 28.01 |
23 | | Звуки и буквы Т-Д | 30.01 04.02 |
24 | | Звуки и буквы К-Г | 06.02 11.02 |
25 | | Звуки и буквы В-Ф | 13.02 18.02 |
26 | | Звуки и буквы С-З | 20.02 25.02 |
27 | | Звуки и буквы Ш-Ж | 27.02 04.03 |
28 | | Непарные глухие согласные Х,Ц,Ч,Щ | 06.03 11.03 |
29 | | Непарные звонкие Й, Л,М,Н | 13.03 18.03 |
| Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы | | 4 |
30 | | Звуки и буквы С-Ш | 20.03 01.04 |
31 | | Звуки и буквы З-Ж | 03.04 08.04 |
|
| Аффрикаты | | 10 |
32 | | Звуки и буквы С-Ц | 10.04 15.04 |
33 | | Звуки и буквы Ц-Ч | 17.04 22.04 |
34 | | Звуки и буквы Ч-Т | 24.04 29.04 |
35 | | Звуки и буквы Ч-Щ | 06.05 08.05 |
36 | | Звуки и буквы С-Щ | |
| Сонорные звуки и буквы | | 4 |
37 | | Звуки и буквы Л-Р | 13.04 |
38 | | Звуки и буквы Л,-Р, | 15.04 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы
Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.
Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.
Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.пособие для студентов средн.спец.и высших учеб.заведений, обучающихся по специальности «Логопедия»/под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 – 374 с.
Учебно-методическое обеспечение