ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №33
Утвердил:
зам. директора по УПР
Позднякова Л.А.
________________________
Рабочая программа
по
___информатике и ИКТ___------------
(учебный предмет)
Преподаватель__Юхтина Надежда Васильевна__
(фамилия, имя, отчество)
_______9 класс_______
(класс)
____2013 – 2014 учебный год___
(учебный год)
УМК по данному курсу
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил. |
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил. |
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей математики и информатики Протокол № ____________________ от «______»_____________20___ г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол № _________________ от «_____» ______________20___ г. |
2. Пояснительная записка.
2.1 Нормативно- правовые документы
Рабочая программа «Информатика и ИКТ (9 класс)» составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям с учетом авторской программы Угриновича Н.Д. «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе».
2.2. Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы находится в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
2.3. Цели и задачи обучения
Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результат;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
2.4. Место предмета в учебном плане лицея.
В соответствии с учебным планом лицея на преподавание информатики и ИКТ в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
2.6. Универсальные учебные действия
Личностные:
владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:
планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных
объектов, явлений и процессов;
защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
информационных и коммуникационных технологий;
проекта.
Предметные:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и
различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных
системах;
формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы,
диаграммы и др.);
полноты информации;
актуальность и т.п.);
развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;
разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;
определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;
освоение основных конструкций языка программирования;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);
построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;
решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;
отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.
в сфере коммуникативной деятельности:
понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
соблюдение культуры поведения в сети Интернет.
в сфере трудовой деятельности:
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;
овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);
знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);
умение тестирования используемого оборудования и программных средств;
использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
определение пропускной способности используемого канала связи;
выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;
создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);
использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;
использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;
создание и наполнение собственных баз данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.
в сфере эстетической деятельности:
приобретение навыков компьютерного дизайна;
овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.
в сфере физической деятельности:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;
владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Основные формы занятий с учащимися: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.
3. Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы (разделы) | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
9 класс | |
9. | Формализация и моделирование | 10 | 1 | 6 + 1 практикум |
10. | Хранение информации | 5 | 1 | 2 + 1 практикум |
11. | Коммуникационные технологии | 14 | 1 | 8 + 1 практикум |
12. | Информационные технологии в обществе | 5 | 1 | 3 + 1 практикум |
Итого | 34 | 4 | 19 + 4 практикум |
4. Содержание курса.
№ п/п | Теория | Практика |
9 класс |
Формализация и моделирование (10 час) |
знать | уметь/иметь представление |
Определение информационного моделирования; виды информационных моделей; требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема; основные этапы построения моделей; существенные характеристики формализации как этапа моделирования; сущностные характеристики и назначение компьютерного моделирования, его этапы и виды моделей, получаемых в результате; сущностные характеристики моделей процесса управления и процесса управления; роль обратной связи в управлении. | Иметь представление об объекте, субъекте, цели моделирования; о целях управления процессом или системой. Уметь формулировать цель моделирования; оперировать с моделями, представленными в разных формах; формализовывать текстовую информацию; представлять данные в табличной форме; в форме графа; в форме блок-схемы; Давать оценку адекватности модели объекту и целям моделирования; реализовывать основные этапы исследования физических моделей; Приводить примеры моделирования социальных, химических и технических систем и процессов |
1. | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. | № 1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. |
2. | Модели, управляемые компьютером. | № 2. Построение генеалогического дерева семьи. |
3. | Виды информационных моделей. Чертежи. | № 3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. |
4. | Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. | |
5. | Таблица как средство моделирования. | |
6. | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. | № 4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. |
7. | Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. | |
8. | Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе | № 5. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе |
9. | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования | № 6. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. |
10. Практикум: Работа с моделями Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание. |
Контроль знаний и умений: тестирование |
Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 9: Глава 5. Моделирование и формализация. |
Хранение информации (5 час) |
знать | уметь/иметь представление |
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные БД. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД. Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных. | Иметь представление о реляционной базе данных. Уметь создавать структуру базы данных, просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму, формировать запрос, используя систему управления базами данных MS Access; выполнять поиск записей в готовой базе данных; сортировку записей в готовой базе данных |
11. | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. | |
12. | Ввод и редактирование записей. | № 7. Поиск записей в готовой базе данных. |
13. | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. | |
14. | Поиск, удаление и сортировка данных. | № 8. Сортировка записей в готовой базе данных. |
15. Практикум: Работа с учебной базой данных. Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология. |
Контроль знаний и умений: тестирование |
Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 9: Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации |
Коммуникационные технологии (14 час) |
знать | уметь/иметь представление |
Понятия «канал связи», «источник», «приемник информации». Понятие сети; классификацию сетей; топологию локальных сетей; способы адресации; протоколы передачи данных и их назначение. Структуру и возможности глобальной компьютерной сети Топологию информационных ресурсов и сервисов компьютерных сетей Правила переписки по электронной почте. Особенности процессов архивирования и разархивирования. | О процессе передачи информации. Уметь для конкретного процесса передачи информации определять его элементы; устанавливать скорость передачи информации и каналов связи. Осуществлять доступ к диску на компьютере, подключенном к локальной сети Подключиться к Интернету Иметь представление об аппаратных и программных средствах организации компьютерных сетей. Использовать ресурсы в обучении; настраивать браузер и использовать его возможности для путешествия по Всемирной паутине Создавать почтовый ящик, создавать, отправлять сообщение в режиме on-, off-line; делать приложения к письмам. Организовывать коммуникацию с помощью форумов, чатов, телеконференций. Делать простые и составные запросы, использовать различные поисковые машины. Уметь создавать и распаковывать архив |
16. | Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. | |
17. | Локальные и глобальные компьютерные сети. | |
18. | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. | № 9. Путешествие по Всемирной паутине. |
19. | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. | № 10. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. |
20. | Поиск информации. | № 11. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. |
21. | Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. | |
22. | Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. | |
23. | Архивирование и разархивирование. | |
24. | | № 12. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. |
25. | | № 13. Загрузка файла из файлового архива. |
26. | | № 14. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. |
27. | | № 15. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них |
28. | | № 16. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. |
29. Практикум: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство. |
Контроль знаний и умений: тестирование |
Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 8: Глава 3. Коммуникационные технологии |
Информационные технологии в обществе (5 час) |
знать | уметь/иметь представление |
| |
30. | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. | |
31. | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | № 17. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи |
32. | Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. | № 18. Защита информации от компьютерных вирусов. |
33. | Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. | № 19. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы |
34. Практикум: Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание. |
Контроль знаний и умений: тестирование |
Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 9: Глава 6. Информационное общество |
5. Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и ИКТ.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
6. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекта, в который входят:
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил.;
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.;
а также дополнительная литература:
1. Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,
2001. – 304 с.: ил.;
3. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
7. Список литературы для учителя:
Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. – Минск: 1998. – 431 с.: ил.
Епанешников А. М., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – М: 2001. – 367 с.
Росс Г. В., Дулькин В. Н., Сысоева Л. А. Основы информатики и программирования. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Москва: 2000. – 160 с.
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.
Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. – Москва: ABF, 1996. – 560 с.: ил.
Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – Москва: ABF, 1997. – 560 с.: ил.
Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».
Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».
Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Интернет-ресурсы
1. www.ege.edu.ru
2. www.fipi.ru
3. www.kpolakov.narod.ru
Организация обучения Информатики и ИКТ
При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствовалась следующей нормативной базой:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. № 1089) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/
2. Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453
3. Приказ № 93 от 21.10.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на учебный год» http://www.edu.ru
4. Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
5. Приказ № 1312 от 9 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для ОУ, реализующих программы общего образования».
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2004. № 7.
8. Приложение к программе. Структура курса.
№ п/п | Содержательные линии | 9 класс |
1. | Формализация и моделирование (8 часов) | 10 |
2. | Хранение информации (4 часа) | 5 |
3. | Коммуникационные технологии (12 часов) | 14 |
4. | Информационные технологии в обществе (4 часа) | 5 |
Итого | 34 |
9. Календарно-тематическое планирование.
Сокращения: КУ – комбинированный урок; УИНМ – урок изучения нового материала; УЗиРЗУН – урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН – урок формирования новых ЗУН; УП – урок повторения; УПЗ – урок проверки знаний; УПЗУН – урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ – повторительно-обобщающий урок.
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Форма урока/практические работы | Основное содержание | Форма организации познавател. деятельности | Методы урока | Формы контроля |
Формализация и моделирование (10 час) |
1. | | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. | КУ | П. р. № 1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. | Окружающий мир как иерархическая система; системы и элементы; целостность системы; свойства системы; моделирование, формализация, визуализация | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
2. | | Модели, управляемые компьютером. | КУ | П. р. № 2. Построение генеалогического дерева семьи. | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (тест 5 вопросов) |
3. | | Виды информационных моделей. Чертежи. | КУ | П. р. № 3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования | Типы информационных моделей; статистические и динамические информационные модели | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (опрос) |
4. | | Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. | УИНМ | Урок по ознакомлению с новым материалом | Понятия двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты | фронтальная | Репродуктивный, частично-поисковый | Текущий (тест 5 вопросов) |
5. | | Таблица как средство моделирования. | УИНМ | Урок по ознакомлению с новым материалом | Табличные информационные модели | фронтальная | Репродуктивный, частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
6. | | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. | КУ | П.р. № 4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (инд. задания) |
7. | | Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. | УИНМ | Урок по ознакомлению с новым материалом | Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь | фронтальная | Репродуктивный, частично-поисковый | Текущий (тест 5 вопросов) |
8. | | Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе | КУ | П.р. № 5. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе | Геоинформационные модели. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (опрос) |
9. | | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования | .КУ | П.р. № 6. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
10. | | Работа с моделями | УП ЗУН | Практикум | Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. | групповая | проект | Защита проекта |
11. | | Контрольная работа № 1 «Формализация и моделирование» | УПЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов | индивидуальн. | репродукт | Тематич. письмен. тест |
Хранение информации (5 час) |
12. | | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. | УИНМ | Урок по ознакомлению с новым материалом | Представление базы данных в виде таблицы и формы; СУБД | фронтальная | Репродуктивный, частично-поисковый | Текущий (тест 5 вопросов) |
13. | | Ввод и редактирование записей. | КУ | № 7. Поиск записей в готовой базе данных. | Ввод и редактирование записей. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (фронтальный опрос) |
14. | | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. | УИНМ | Урок по ознакомлению с новым материалом | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. | фронтальная | Репродуктивный, частично-поисковый | Текущий (тест 5 вопросов) |
15. | | Поиск, удаление и сортировка данных. | КУ | № 8. Сортировка записей в готовой базе данных | Поиск, удаление и сортировка данных. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (инд. карточки) |
16. | | Работа с учебной базой данных. | УП ЗУН | Практикум | Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов | групповая | проект | Защита проекта |
17. | | Контрольная работа № 2 «Хранение информации» | УПЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов | индивидуальн. | репродукт | Тематич. письмен. тест |
Коммуникационные технологии (14 час) |
18. | | Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. | УИНМ | Урок по ознакомлению с новым материалом | Передача информации; канал обмена информацией | фронтальная | Репродуктивный, частично-поисковый | Текущий (тест 5 вопросов) |
19. | | Локальные и глобальные компьютерные сети. | КУ | № 9. Путешествие по Всемирной паутине. | Локальные КС: одноранговые и с использованием сервера; состав Интернета; подключение к Интернету; адресация | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
20. | | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. | КУ | № 10. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения | Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям; технология Всемирной паутины; браузеры; файловые архивы. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (тест 10 вопросов) |
21. | | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. | .КУ | № 11. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. | Адрес электронной почты, функционирование ЭП; общение в Интернете; мобильный Интернет | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (опрос) |
22. | | Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. | КУ | № 12. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. | Поиск информации в Интернете. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
23. | | Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. | КУ | № 13. Загрузка файла из файлового архива. | Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
24. | | Архивирование и разархивирование. | УИНМ | Урок по ознакомлению с новым материалом | Архивирование и разархивирование. | фронтальная | Репродуктивный, частично-поисковый | Текущий (тест 5 вопросов) |
25. | | Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | КУ | № 14. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (инд. задания) |
26. | | Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них | КУ | № 15. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них | Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
27. | | Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. | КУ | № 16. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. | Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (опрос) |
28. | | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб- страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов. | УП ЗУН | Практикум | Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). | групповая | проект | Защита проекта |
29. | | Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии» | УПЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов | индивидуальн. | репродукт | Тематич. письмен тест. |
Информационные технологии в обществе (5 час) |
30. | | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. | КУ | № 17. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи | Информационное общество, информационная культура; перспективы развития ИКТ. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (с.р.) |
31. | | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. | КУ | № 18. Защита информации от компьютерных вирусов. | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (тест 10 вопросов) |
32. | | Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. | КУ | № 19. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы | Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий | индивидуальн. | частично-поисковый | Текущий (пис. опрос) |
33. | | Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. | УП ЗУН | Практикум | Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. | групповая | проект | Защита проекта |
34. | | Контрольная работа № 4 «Информационные технологии в обществе» | УПЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов | индивидуальн. | репродукт | Тематич. письмен. тест |