муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
муниципального образования – городской округ город Касимов.
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
методическим советом директор МБОУ «СШ № 1»
МБОУ «СШ № 1» _____________ ___________________
Протокол № 2022 г.
2022 г.
Рабочая программа
по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для 8 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Кирошка Е.В.,
учитель ОБЖ
высшей квалификационной категории
г. Касимов, 2022 г.
Пояснительная записка.
Раздел 1: Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового об раза жизни».
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Цели и задачи курса:
Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
Изучение правил поведения во время аварий с выбросом АХОВ и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни.
Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Межпредметные связи:
География, химия, биология.
Раздел 2: Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Раздел 3: СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (20ч)
Промышленные аварии и катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общее понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.
Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Причины и возможные последствия. Правила безопасно го поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Причины аварий и возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Сильнодействующие ядовитые вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Аварии на радиационно опасных объектах, их причины и возможные последствия. Основные виды радиационно опасных объектов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Режимы радиационной защиты.
Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного по ведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек. Экология и экологическая опасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, насе ленных пунктах и на промышленных пред приятиях. Сигнал - "Внимание всем!". Речевая информация, передаваемая по радио приемнику, телевизору о чрезвычайных си туациях мирного и военного времени. Обучение правилам эвакуации населения. Организация и проведение эвакуации. Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их использования.
Ознакомление с организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по защите сельскохозяйственных животных при стихийных бедствиях, производственных авариях. Мероприятия по защите фуража, воды, продуктов животноводства от заражения. Отработка практических действий обучаемых при возникновении аварий и катастроф, наиболее вероятных для регионов проживания.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8ч)
Первая медицинская помощь при отравлениях газами и средствами бытовой химии. Пищевая токсикоинфекция. Первая медиинская помощь.
Основы здорового образа жизни (4ч)
Физическая культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом. Воспитание не обходимых физических качеств. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. Понятие о воспитании детей.
Закрепление практических навыков по пройденным темам (2ч)
Раздел 4: Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока |
1 | Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях |
1 | Производственные аварии и катастрофы |
| Глава 2. Пожары и взрывы. |
2 | Аварии на пожаро- и взрыво опасных объектах. Общие сведения о взрыве. Общие сведения о пожаре. |
3 | Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. |
4 | Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника. |
| Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. |
5 | Виды аварий на химически опасных объектах. |
6 | Опасные химические и аварийно химически опасные вещества, их поражающее действие на организм человека. |
7 | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Защита населения от аварийно химически опасных веществ. |
8 | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. |
| Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. |
9 | Радиация вокруг нас. Виды аварий на радиационно опасных объектах. |
10 | Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий. Особенности радиоактивного загрязнения (заражения) местности. |
11 | Характер поражения людей и животных. Загрязнение сельскохозяйственных растений и продуктов питания. |
12 | Правила безопасного поведения при радиационных авариях. |
13 | Защита населения при радиационных авариях. |
| Глава 5. Гидродинамические аварии. |
14 | Виды аварий на гидродинамически опасных объектах. Причины гидродинамических аварий и их последствия. |
15 | Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах. Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях. |
| Глава 6. Нарушение экологического равновесия. |
16 | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. |
17 | Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Изменение состояния гидросферы (водной среды). |
18 | Изменение состояния суши (почвы). |
19 | Показатели предельно допустимых воздействий на природу. |
20 | Обобщающий урок по разделу 1. |
| Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
| Глава 1.Первая медицинская по мощь при поражении аварийно химически опасными веществами. |
21 | Воздействие химических веществ на человека. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего действия. |
22 | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия. |
23 | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия. |
24 | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ нейротропного действия. Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными АХОВ. |
25 | Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка. |
26 | Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами. |
| Глава 2. Первая медицинская по мощь при бытовых отравлениях. |
27 | Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами. |
28 | Первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями |
| Раздел 3. Основы здорового образа жизни |
| Глава 1.Физическая культура и закаливание. |
29 | Занятия физкультурой и спор том. |
30 | Закаливание организма. |
31 | Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. |
| Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков. |
32 | Основы репродуктивного здоровья подростков. |
33 | Изготовление ватно-марлевой повязки |
34 | «Человек-производство» Дидактическая игра. |
Раздел 5: Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Должны:
знать/понимать
Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
уметь
Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при бытовых отравлениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Раздел 6: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методические комплексы по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс
Марков В. В., Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа.
Марков В. В., Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: рабочая тетрадь ученика. — М.: Дрофа.
Программы, методические и учебные пособия, дидактические материалы
Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.
Латчук В.Н., Миронов С. К., Вангородский С.Н., Ульянова М.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: рабочая программа. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: тематическое планирование. — М.: Дрофа.
Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.
Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5— 11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.
Справочные пособия
Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.