ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения среди подростков "У последней черты" 2018-2020 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Наименование программы | Программа профилактики суицидального поведения среди подростков "У последней черты" | Сроки реализации программы | 2018 – 2020 годы | Основания для разработки программы | 1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г. (действующая редакция на 01.01.2009г.) 2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года). 3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ. 4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в действующей редакции на 2012г.). 5. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции юнеско от 16 ноября 1995 года Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.) 7. Устав школы. 8. Положение о школьной службе примирения. 9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" | Исполнители программы | Администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность. | Цель программы | Охарактеризовать суицид в молодежной среде как социальное явление. Принятие эффективных программ профилактических мер по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков. Формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. | Основные задачи программы | Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду (группа риска). Выявление причины суицидального поведения учащихся группы риска. Выявление психологического портрета молодого человека; психокоррекция суицидального поведения. Повышение уровня самооценки, уровня социально - психологической адаптации детей и подростков. Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и взаимодействия с детьми. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности учащегося. Организация психолого-социально-педагогического консультирования учащихся, родителей (законных представителей), учителей. | Приоритетные направления | 1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; 2. Профилактика психоэмоционального состояния детей; 3. Предоставление ребенку максимально возможной самостоятельности и свободы; 4. Построение здоровьесберегающей среды в школе; 5. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся; 6. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; 7. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; 8. Формирование компенсаторных механизмов поведения; 9. Работа с родительской общественностью; 10.Формирование адекватного отношения к жизни и смерти. | Этапы реализации программы | 1 этап (информационно-аналитический): 2018 (ноябрь-декабрь) 2 этап (практический): 2019 г. 3 этап (аналитико-обобщающий): 2020 г. | Ожидаемые результаты реализации программы | Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду (группа риска). Выявление причины суицидального поведения учащихся группы риска. Выявление психологического портрета молодого человека; психокоррекция суицидального поведения. Повышение уровня самооценки, уровня социально - психологической адаптации детей и подростков. Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды общеобразовательного учреждения. Создание условий, благоприятных для укрепления нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности учащегося. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. Организация психолого-социально-педагогического консультирования учащихся, родителей, учителей. Анализ результатов и выработка практических рекомендаций по профилактике суицидального поведения. | Данная программа рекомендована педагогам школы, социальным педагогам для проведения мероприятий по предупреждению суицидальных попыток среди подростков.
«Самоубийство – это мольба о помощи, которую никто не услышал…» 2. Пояснительная записка Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых. Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза. Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида и детей, имеющих жизненные проблемы, осуществлялась через совместную работу администрации школы, сотрудников центра ПМПК, учителей, социального педагога и медицинского работника школы. С начала учебного года была сформирована нормативно-правовая база, отдельная папка с нормативной, инструктивно-методической документацией по профилактике суицида среди несовершеннолетних, разработан план мероприятий по профилактике суицида, по которому велась основная работа, собран и обновлен банк данных, который позволил проконтролировать работу с учащимися склонных к суициду и имеющих жизненные проблемы. В течение всего года, дети, имеющие суицидальные проявления, состояли на особом учете у социальной службы школы, администрации, педагогов. Ежедневно осуществлялся контроль за посещаемостью учащихся школы. Систематически проводились рейды по данным семьям, беседы с родителями, индивидуальные консультации с учащимися. В воспитательных планах классных руководителей данное направление в течение учебного года было отражено через организацию внеклассных мероприятий, привлечение учащихся в различные кружки и секции. Мероприятия для детей подсказывали им ответы и пути решения трудных жизненных проблем, конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни. Большое внимание уделялось практическим занятиям, с оказанием психологической поддержки, по необходимости индивидуальной помощи. Цель занятий – учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма. Родители были познакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности; тренинги межличностного общения, мастерские ценностных ориентаций. Совместно с социальным педагогом, завучем по УВР в течение учебного года были разработаны рекомендации, памятки и буклеты для родителей: «Как не допустить суицид у подростков?», «Индикаторы суицидального риска», «Дети «группы риска»», «Причины появления кризисных состояний», «Как разговаривать с подростком?», «Подростки и суицид». Осуществлялся контроль за подростками, склонными к суициду в каникулярное время. В течение года проводено 2 педсовета по темам: «Профилактика семейного неблагополучия и суицидального поведения детей и подростков», «Особенности суицидальных детей и подростков»
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ: Принцип сотрудничества; Принцип гуманности; Принцип доверия; Принцип объективности; Принцип доступности; Принцип достоверности; Принцип системности; Принцип открытости; Принцип последовательности; Принцип теории с практикой; 3.Содержание программы Исходя из цели и задач программы работа проводится по трем блокам:
1.Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении: • создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению; • проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска.
2.Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций района, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения подростков:
• осуществление координации действий служб психолого-педагогического сопровождения в ОУ района по профилактике суицидального поведения подростков; • осуществление межведомственного взаимодействия со специалистами различных учреждений и организаций района в организации работы по снижению случаев суицидальных действий среди подростков.
3.Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях района:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья; • организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия 4.Словарь терминов Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью. Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. Суицидент = человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. 5.Система программных мероприятий 1. Психологическая диагностика (индивидуальная) 2. Психологическое консультирование (групповое, для учащихся, родителей, педагогов) 3. Психолого-педагогическое просвещение (развитие психолого- педагогической компетентности учащихся) 4. Коррекционно – развивающая работа (групповая работа, проведение занятий с элементами тренинга) 5. Аналитическая работа (предоставление отчета о результатах работы) Работа с обучающимися ОУ психодиагностические исследования, направленные на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние подростков: • исследование социального статуса; • исследование уровня адаптации; • исследование уровня тревожности; • шкала социально психологической адаптации (СПА); • оценка способов реагирования на конфликтные ситуации. Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты». Классный час в рамках антинаркотической акции «Пропаганда здорового образа жизни». Работа с педагогами Методические объединения для классных руководителей и с приглашением специалистов центра ПМПК: • «Влияние тревожности на статусное положение подростка в классе»; • «Как помочь детям справиться с горем»; • «Алгоритм и стратегия работы с суицидом»; • «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». Участие соцпедагога: • «Проблема правонарушений. Социально-педагогическая деятельность в работе с безнадзорными детьми»; • «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении». Обучающие семинары для всех участников образовательного процесса: • «Алгоритм и стратегии работы с суицидом»; • «Технологии работы с суицидом»; • «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении». Круглый стол для социального педагога, классных руководителей ОУ с привлечением специалистов служб психолого-педагогического сопровождения. Составление и издание памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков. Работа с родителями Выступления на родительских собраниях в ОУ по темам: • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Это должен знать каждый родитель»; • «Негативные стили воспитания в семье»; • «Дети без вредных привычек»; • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Конструктивные детско-родительские отношения». Выпуск буклетов «Родители просят совета», «Быть или не быть?»
ЭТАПЫ РАБОТЫ (2018 – 2020 гг.): I Этап – ОРГАНИЗАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ № п/п | М е р о п р и я т и я | С р о к и | О т в е т с т в е н н ы е | 1. | Выявление, несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении. | в течение года | Соц.педагог, кл. руководители | 2. | Проведение индивидуальных бесед с законными представителями, педагогами по безопасному поведению воспитанников. |
в течение года | зам. директора по УВР., социальный педагог, кл. руководители | 3. | Изучение личных дел и медицинских карт обучающихся, воспитанников. | | медицинская сестра, социальный педагог, классные руководители | 4. | Разработка памяток для педагогов и законных представителей по распознанию подростков склонных к суицидальным действиям и мерам предотвращения. |
в течение года |
Социальный педагог | 5. | Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья обучающихся, воспитанников. |
в течение года | классные руководители; социальный педагог, медсестра | 6. | Выявление детей группы «риска» и социально – дезадаптированных подростков. | в течение года | социальный педагог, классные руководители | 7. | Оформление информации на стенде для подростков о психологической поддержке, защите прав и медицинской помощи, оказываемой в учреждении |
в течение года | социальный педагог, медсестра | 8. | Подбор необходимой методической литературы, информирование педколлектива по данной проблеме. |
по запросу | библиотекарь | II Этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ
9. | Психологическое консультирование, оказание психологической помощи, воспитанникам, педагогам, законным представителям в решении возникших проблем. |
по запросу |
Центр ПМПК | 10. | Работа с семьями несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению. | в течение года | Центр ПМПК | 11. | - «Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психического здоровья ребёнка - «Воспитание без насилия» -«Причины подросткового суицида» -«Мои ошибки» -«Меня никто не понимает» -«О любви – взрослые и дети» -«Доброе начало» -«Понять. Простить. Принять» -«Про «Это»…» (подростковая сексуальность) -«В чем смысл жизни?" -«Быть уверенным – это здорово!» -«Письмо матери» | в течение года | Социальный педагог, классные руководители |
12. | Групповые лекции для обучающихся: - «Потрясение от сотрясения»; - Беседа с элементами дискуссии « Солнце моё»; - Семинар «Не искушать, не соблазнять, не провоцировать» |
1 раз в четверть | Социальный педагог
|
13. | Месячник профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. |
Февраль 2019 | Зам. по УВР, социальный педагог. педагог, кл. руководители | 14. | Психологическое просвещение законных представителей, педагогического коллектива, по вопросам : - « Стили семейного воспитания»; - « Родительский авторитет»; - « Поощрение и наказание детей в семье»; - «Особенности общения с ребёнком в семье»; - « Как сохранить здоровье ребёнка» - «Мои положительные и отрицательные привычки»; - «Как уберечь подростка от насилия»; - «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе»; - «Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка» | в течение года | Социальный педагог, классные руководители | 15. | Оказание содействия, направлению на стационарное лечение, подростков с неадекватными психическими проявлениями | в течение года | соц. педагог классные руководители | 16. | Психодиагностическая деятельность по раскрытию суицидальных тенденций: 1.Выявление детей и подростков с отклоняющим от нормы поведением. 2. Диагностическое обследование обучающихся группы суицидального риска. 3. Диагностика склонности к вредным привычкам. 4. Изучение эмоционального состояния обучающихся, воспитанников, отношения. 5. Изучение психологического климата в детском коллективе. 6. Изучение индивидуально - типологических особенностей обучающихся - Особенности и тип темперамента; - Акцентуация характера; 7. Изучение детско – родительских отношений | в течение года март 2019
апрель 2019 апрель 2019
май 2019 май 2019 По результатам опроса родителей | Центр ПМПК |
17. | Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения для обучающихся воспитанников “группы риска». |
в течение года | Кл. руководители |
18. | Индивидуальная и групповая коррекционно-профилактическая работа с обучающимися, воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации. |
в течение года | социальный педагог, классные руководители |
19. | Работа СПС (социально-психологическая служба): Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде «Сотрудничество социально-психологической службы с семьями обучающихся». - Профилактика правонарушений, безнадзорности, потребления ПАВ, решение проблем профилактики правонарушений, безнадзорности, и злоупотребления психоактивными веществами учащихся, формирование законопослушного поведения, правовой культуры | в течение года | социальный педагог, кл. руководители. |
20. | Сообщения на МО: – «Тренинг разрешения конфликтов» (МО кл. рук) - « Школьная дезадаптация. Причины и пути коррекции» (МО кл.рук) - « Ценности семейных отношений для подростка» | 1 раз в четверть | Кл. руководители
|
21. | - Психолого – педагогическое просвещение педагогов по вопросам: - «Трудности адаптации пятиклассников» - «Как сформировать положительные привычки у подростков»; - О «саморазрушающем» поведении и инстикте самосохранения - «Трудный ребёнок» - «Изменение в привычках и образе жизни подростка» - «Первые проблемы подросткового возраста» - «Личностные изменения в ребёнке» - «Агрессия, её причины и последствия» - Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам | По запросу | Директор, замдиректора по УВР, соцпедагог
|
22. | Предоставление информации в МО “О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся воспитанников образовательных учреждений” |
по запросу |
Социальный педагог | III Этап: АНАЛИТИКО - ОБОБЩАЮЩИЙ Критерии оценки эффективности реализации проекта 1.Выявление и поддержка детей в трудных жизненных ситуациях; 2.Расширение репертуара способов выхода из кризиса; 3.Оказание опосредованной помощи детям через взрослых; 4.Умение использовать педагогами, родителями теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций; 5.Развитие у воспитанников способности к саморегуляции, самоконтролю; 6.Изменения личностных установок в отношении суицида; 7.Повышение уровня психологической защищённости; 8.Применение методов психологической защиты; 9.Формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого. |