Программа
профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних учащихся
МАОУ «СОШ № 8» г. Гая Оренбургской области
Пояснительная записка.
Актуальность. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов к их проблемам и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Основанием для разработки данной программы является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"; Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, Письмо Министерства образования Оренбургской области от 27.03.12 г. № 01/15-1625 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся», письмо Министерства образования Оренбургской области от 04.09.2012 № 01/15-4742 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся», книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006.
Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий и отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп как в воспитательно-образовательном процессе школы, так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи детям и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Принципы реализации программы
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Содержание основных понятий
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Характеристика программных мероприятий.
Сроки реализации программы: 2014-2019 годы
Этапы реализации:
Ι этап – подготовительный (2014-2015)
ΙΙ этап – внедренческий (2015-2018)
ΙΙΙ этап – аналитический (2018-2019)
План программных мероприятий (см. Приложение)
Основные направления деятельности
Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
Консультирование родителей по вопросам оказания помощи ребенку, находившемуся в кризисном состоянии.
Консультирование педагогов по вопросам профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних детей.
Список диагностик
Анализ семейной тревоги (АСТ)
- Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)
- Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)
- НСВ – 10
- Определение уровня депрессии (Т.В.Балашова)
Опросник суицидального риска – А.Г.Шмелев (модификация Т.Н. Разуваевой)
Социометрия
Исполнители программы:
- ЗД по ВР
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- классные руководители.
Объем и источники финансирования:
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетного финансирования (субвенции и средства местного бюджета); за счет внебюджетного финансирования (предпринимательская деятельность, благотворительная помощь)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности:
Организованная таким образом работа позволит сформировать у школьников позитивную адаптацию к жизни, осуществить социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Данная программа расширит возможности оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику в построении учебно-воспитательной работы в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся; в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Контроль за исполнением программы:
Контроль за исполнением программы осуществляется директором школы.
Материально-техническое оснащение:
Бланки для анкетирования и диагностический стимульный материал
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Компьютер
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика психологических особенностей школьника»
Мультимедийный проектор
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
Литература, использованная при создании программы:
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
Литература для учителя:
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11
Приложение к плану работы школы
Пр. № 290 от 31.08.17
ПЛАН
мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков
в МАОУ СОШ №8 на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми. Методы: индивидуальные беседы, анкетирование | В течение года | Соц.педагог, кл. руководители, школьный психолог |
2. | Правовой месячник. Обновление информации в правовых уголках | Ноябрь ежегодно в течение срока действия программы | ЗД по ВР, кл. руководители, экипаж УС «Знание и право» |
3. | Незамедлительное сообщение в администрацию школы, ПДН, КДНиЗП, ОО (отдел опеки) о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. | В течение срока действия программы | Соц.педагог, кл. руководители |
4. | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением, при необходимости работников ИДН | По заявлению в течение срока действия программы | Соц.педагог, Педагог-психолог |
5. | Анкетирование по программе «Мой выбор» | По плану кл. руководителей, администрации | ЗД по ВР кл. руководители |
6. | Мониторинг занятости детей и подростков в кружках, клубах, секциях | 1,3 четверти ежегодно | ЗД по ВР, кл. руководители |
7. | Профилактическая операция «Подросток» | Май – октябрь по особому плану ежегодно в течение срока действия программы | ЗД по ВР, кл. руководители, Соц.педагог, Педагог-психолог, экипаж УС «Знание, право» |
8. | Акции «Спорт вместо вредных привычек» «Будь здоров!» | Октябрь – январь ежегодно в течение срока действия программы | ГОО, ЗД по ВР, кл. руководители, экипаж УС «Досуг и спорт» |
9. | День отказа от курения | Ноябрь ежегодно в течение срока действия программы | 5-11 класс совместно с МЦ |
10 | Оформление стендовой информации «Здоровый образ жизни», «Мой профессиональный выбор» | Апрель-май ежегодно в течение срока действия программы | ЗД по ВР, экипаж УС «Пресс-центр» |
11 | Акция «Помоги ребенку» | Апрель, по особому плану ежегодно в течение срока действия программы | ЗД по ВР, кл. руководители, Соц.педагог, Педагог-психолог, экипаж УС «Знание, право» |
12 | Проведение классных часов по подготовке к экзаменам: - «Что такое стресс. Как избавиться от негативных эмоций» - «Мы к экзамену готовы!» (4 класс) - «Психологическая подготовка к экзаменам» (7,8,9,11 классы) - «Приемы запоминания» (9, класс) | Март-май ежегодно в течение срока действия программы | Педагог-психолог |
13 | Проведение классных часов по программам «Все цвета, кроме черного» (5-6 классы); «Я принимаю вызов!» (7-8 классы). | В течение срока действия программы | Педагог-психолог |
14 | Проведение родительских собраний по темам сохранения психического здоровья, укрепления детско-родительских отношений, профилактике зависимостей | В течение срока действия программы | Педагог-психолог |
15 | Совет профилактики правонарушений | 1 раз в четверть в течение срока действия программы | Члены Совета, кл.руководители |
16 | Индивидуальное консультирование | По запросам течение срока действия программы | Соц. педагог, Педагог-психолог |
17 | Диагностика уровня суицидальной наклонности (учащиеся 7-8 классов) | Май | Педагог-психолог |
Исполнитель
Трифонова Е.А., педагог-психолог