СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних учащихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В поясниетльной записке раскрыта актуальность, цель, задачи программы, принципы её реализации. Раскрыты основные понятия: социализация, суицид, суицидальная попытка, суицидальное поведение, суицидальные замыслы, суицидальный риск. Перечислен список возможных диагностических исследований. Предлагается примерный план мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних учащихся»

Программа

профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних учащихся

МАОУ «СОШ № 8» г. Гая Оренбургской области


Пояснительная записка.

Актуальность. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов к их проблемам и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.


Основанием для разработки данной программы является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"; Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, Письмо Министерства образования Оренбургской области от 27.03.12 г. № 01/15-1625 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся», письмо Министерства образования Оренбургской области от 04.09.2012 № 01/15-4742 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся», книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006.


Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий и отношений между собой, другими людьми и миром в целом.


Задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп как в воспитательно-образовательном процессе школы, так и в период трудной жизненной ситуации.

  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи детям и защиты законных прав и интересов ребенка.

  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Принципы реализации программы

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.


Содержание основных понятий

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.


Характеристика программных мероприятий.

Сроки реализации программы: 2014-2019 годы

Этапы реализации:

Ι этап – подготовительный (2014-2015)

ΙΙ этап – внедренческий (2015-2018)

ΙΙΙ этап – аналитический (2018-2019)


План программных мероприятий  (см. Приложение)


Основные направления деятельности

  1. Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

  2. Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  3. Работа с неблагополучными семьями.

  4. Консультирование родителей по вопросам оказания помощи ребенку, находившемуся в кризисном состоянии.

  5. Консультирование педагогов по вопросам профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних детей.


Список диагностик

  1. Анализ семейной тревоги (АСТ)

  2. Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)
  3. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)
  4. НСВ – 10
  5. Определение уровня депрессии (Т.В.Балашова)
  6. Опросник суицидального риска – А.Г.Шмелев (модификация Т.Н. Разуваевой)

  7. Социометрия


Исполнители программы:

- ЗД по ВР

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- классные руководители.


Объем и источники финансирования:

Финансирование программы осуществляется за счет бюджетного финансирования (субвенции и средства местного бюджета); за счет внебюджетного финансирования (предпринимательская деятельность, благотворительная помощь)


Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности:

Организованная таким образом работа позволит сформировать у школьников позитивную адаптацию к жизни, осуществить социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Данная программа расширит возможности оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику в построении учебно-воспитательной работы в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся; в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.


Контроль за исполнением программы:

Контроль за исполнением программы осуществляется директором школы.


Материально-техническое оснащение:

Бланки для анкетирования и диагностический стимульный материал

Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Компьютер

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика психологических особенностей школьника»

Мультимедийный проектор

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы


Литература, использованная при создании программы:


  1. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

  2. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

  3. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  4. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15

  5. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

  6. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

  7. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4

  8. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.

  9. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

  10. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

Литература для учителя:

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

  4. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.

  5. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.

  6. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.

  7. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.

  8. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.

  9. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11




































Приложение к плану работы школы

Пр. № 290 от 31.08.17


ПЛАН

мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков

в МАОУ СОШ №8 на 2017-2018 учебный год


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми. Методы:

  • индивидуальные беседы,

  • анкетирование

В течение года

Соц.педагог,

кл. руководители, школьный психолог

2.

Правовой месячник. Обновление информации в правовых уголках

Ноябрь ежегодно в течение срока действия программы

ЗД по ВР, кл. руководители, экипаж УС «Знание и право»

3.

Незамедлительное сообщение в администрацию школы, ПДН, КДНиЗП, ОО (отдел опеки) о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.

В течение срока действия программы

Соц.педагог,

кл. руководители

4.

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением, при необходимости работников ИДН

По заявлению в течение срока действия программы

Соц.педагог,

Педагог-психолог

5.

Анкетирование по программе «Мой выбор»

По плану кл. руководителей,

администрации

ЗД по ВР

кл. руководители

6.

Мониторинг занятости детей и подростков в кружках, клубах, секциях

1,3 четверти ежегодно

ЗД по ВР, кл. руководители

7.

Профилактическая операция «Подросток»

Май – октябрь по особому плану ежегодно в течение срока действия программы

ЗД по ВР, кл. руководители, Соц.педагог,

Педагог-психолог, экипаж УС «Знание, право»

8.

Акции «Спорт вместо вредных привычек»

«Будь здоров!»

Октябрь – январь ежегодно в течение срока действия программы

ГОО, ЗД по ВР, кл. руководители, экипаж УС «Досуг и спорт»

9.

День отказа от курения

Ноябрь ежегодно в течение срока действия программы

5-11 класс совместно с МЦ

10

Оформление стендовой информации «Здоровый образ жизни», «Мой профессиональный выбор»

Апрель-май ежегодно в течение срока действия программы

ЗД по ВР, экипаж УС «Пресс-центр»


11

Акция «Помоги ребенку»

Апрель, по особому плану ежегодно в течение срока действия программы

ЗД по ВР, кл. руководители, Соц.педагог,

Педагог-психолог, экипаж УС «Знание, право»

12

Проведение классных часов по подготовке к экзаменам:

- «Что такое стресс. Как избавиться от негативных эмоций»

- «Мы к экзамену готовы!» (4 класс)

- «Психологическая подготовка к экзаменам» (7,8,9,11 классы)

- «Приемы запоминания» (9, класс)

Март-май ежегодно в течение срока действия программы

Педагог-психолог

13

Проведение классных часов по программам «Все цвета, кроме черного» (5-6 классы); «Я принимаю вызов!» (7-8 классы).


В течение срока действия программы

Педагог-психолог

14

Проведение родительских собраний по темам сохранения психического здоровья, укрепления детско-родительских отношений, профилактике зависимостей

В течение срока действия программы

Педагог-психолог

15

Совет профилактики правонарушений

1 раз в четверть в течение срока действия программы

Члены Совета, кл.руководители

16

Индивидуальное консультирование

По запросам течение срока действия программы

Соц. педагог,

Педагог-психолог

17

Диагностика уровня суицидальной наклонности (учащиеся 7-8 классов)


Май

Педагог-психолог



Исполнитель

Трифонова Е.А., педагог-психолог



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!