Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Текст"»
Прочитайте предложения.
- Какой темой они объединены?
- Можно ли их назвать текстом? Почему?
- Что такое текст?
- Сформулируйте тему урока.
Упражнение 50
©
Упражнение 50.
- Расположите предложения так, чтобы получился текст.
- По каким признакам объединили предложения?
- Как они связаны между собой? Определите тему и основную мысль.
- На сколько частей можно поделить текст?
- Озаглавьте . Что получилось? Текст!
Древнерусский язык
- Древнерусский язык — это язык древних русичей.
2. Этот язык был прародителем трёх близкородственных славянских языков — русского, украинского белорусского. 3. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были принесены церковные книги на славянском языке — Евангелие, Апостол, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. 4. Азбука эта называлась «кириллицей» по имени славянского первоучителя IX века Константина (Кирилла) Философа. 5. Древнейшие памятники письменности древнерусского языка датируются серединой XI века — это рукописные книги, берестяные грамоты, надписи на камнях.
Признаки текста
Подготовьтесь отвечать на вопросы
1. Что такое текст? Назовите признаки текста.
Текст – это несколько предложений, связанных между собой темой и основной мыслью. Предложения соединяются друг с другом по смыслу и грамматически.
2. Укажите ключевые слова (словосочетания) в определении текста.
Тема текста
Основная мысль текста
Связь предложений
3.Какие виды связи предложений в тексте ты знаешь?
Цепная и параллельная
Виды связи предложений в тексте
цепная
параллельная
Средства связи предложений в тексте
лексические
морфологические
- повтор слова
- синонимы
- антонимы
- описательный оборот
- местоимения
- союзы и частицы
Задание:
В тексте упражнения 51 укажите вид связи предложений и средства связи.
Упражнение 51.
повествование
описание
рассуждение
Типы речи
Рассуждение
Повествование
Описание
Почему?
Нет рисунков,
фотографий.
наречия
Что произошло ?
Какой?
Один рисунок
(фотография)
прилагательные
Несколько рисунков
(фотографий)
глаголы
Упражнение 52 . Определить тип речи
- Определите, какие типы речи использованы в тексте.
- Какой тип речи ведущий? Почему?
- Определите тему и основную мысль текста.
- Озаглавьте текст и разделите его на абзацы.
- Аргументируйте свой ответ.
Упражнение 52 . Определить тип речи
Любопытный медвежонок
- Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на черной земле уже росли блестящие листики брусники. На краю были заросли малины.
- Собрал я малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают.
- Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья трещать. «Шутки плохи, — подумал я. — Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним хотел.
- Повествование – ведущий тип речи в этом тексте
1.Укажите средства связи 2 и 3 предложений в тексте:
(1)Где-то за лугом раздавались голоса. (2)Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. (3)Гул этот долго стоял над деревней.
а) синонимы
б) повторяющиеся слова
в) местоимения
2.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:
(1)Прямо над дверью в избушку висел пук длинной сухой травы. (2)Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. (3)Считается, что эта трава отгоняет от жилища злых духов.
а) синонимы
б) повторяющиеся слова
в) местоимения
3.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:
(1)Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. (2)Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. (3)Затем он снова набирал силу.
а) повторяющиеся слова
б) синонимы
в) местоимения
4.Укажите, какой текст является повествованием.
а)Перед нами сидел маленький пушистый рыженький котенок. Чуть заметные светло-желтые полоски пересекали его крошечное тельце. Глаза у котенка были синие.
б)Светлые блики лунного света играли на воде. Часто в этих бликах появлялись маленькие рыбки, которые выпрыгивали из воды. Их прыжок был так стремителен, что в отдельности было невозможно разглядеть каждую рыбку. Вместе же они создавали необыкновенное зрелище.
5.Укажите стиль речи текста.
Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.
(Энциклопедический словарь)
а) художественный
б) научный
в) официально-деловой
Домашняя работа
§ 7, упр. 51:
- Озаглавить текст
- Списать, разделив текст на абзацы
- Выделить и объяснить орфограммы
- Указать падеж выделенных слов
- Выполнить разборы № 3, 4
- Знать материал классной работы
Проверка домашнего задания – упражнения 51
Тихая осень
- За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья 4 . Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах (им. п.) сопревшей дубовой коры заполнил лес (вин. п.).
- Ежевичник — густой и хваткий — опутывал землю; под сплетением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрелые кисти ежевики.
- На мертвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребренная ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щебетание дроздов-рябинников нарушали тишину.
Проверка д/з
- (В) те-ни́ 1 – 2 слога
- т — [т'] — согл., глух., мягк. е — [и] — глас., безуд. н — [н'] — согл., звон., мягк. и — [и́] — глас., уд. 4 б., 4 зв.
- Тишину 3 — сущ.
- I. Нарушали (что?) тишину
- ОГЗ - предмет Н.ф. — тишина;
- II. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.;
- непост.: в вин. п., в ед.ч. III. Нарушали (что?) тишину.
Проверка д/з
- С шелестом падали с тополей сухие листья 4 .
- Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., не осложнено.
-
Используемые источники:
1.Заставка, картинки http://byanna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/shkolnyj_klipart/188-4-2
2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 7класс. – М.: ВАКО, 2006
3.Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку. К учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2010 (Серия «Учебно-методический комплект»)