СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 10-11 классах "Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Средства связи предложений в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентацию "Задание 25. Средства связи предложений в тексте" можно использовать при подготовке к ЕГЭ, как в 10, так и в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 10-11 классах "Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Средства связи предложений в тексте"»

Подготовка к ЕГЭ  ЗАДАНИЕ 25  Средства связи предложений в тексте   Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №40» г. Ижевска Лекомцева Светлана Евгеньевна

Подготовка к ЕГЭ ЗАДАНИЕ 25 Средства связи предложений в тексте

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №40» г. Ижевска

Лекомцева Светлана Евгеньевна

Что следует знать для правильного выполнения этого задания: Задание 25. В задании 25 проверяется знание способов связи предложений в тексте . Обычно эта связь осуществляется с помощью местоимений (личных, указательных, притяжательных), однокоренных слов, лексического повтора. 1. Ошибки часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Самопроверка заключается в том, что в предыдущем предложении должно быть слово, вместо которого употреблено местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа.

Что следует знать для правильного выполнения этого задания:

  • Задание 25.
  • В задании 25 проверяется знание способов связи предложений в тексте . Обычно эта связь осуществляется с помощью местоимений (личных, указательных, притяжательных), однокоренных слов, лексического повтора.
  • 1. Ошибки часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Самопроверка заключается в том, что в предыдущем предложении должно быть слово, вместо которого употреблено местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа.
Что следует знать для правильного выполнения этого задания: Задание 25. Общие рекомендации . 2. Сам факт наличия в предложении личного местоимения ещё не говорит о том, что это местоимение является средством связи.

Что следует знать для правильного выполнения этого задания:

  • Задание 25. Общие рекомендации .
  • 2. Сам факт наличия в предложении личного местоимения ещё не говорит о том, что это местоимение является средством связи.

Что следует знать для правильного выполнения этого задания: Задание 25. Общие рекомендации . 3 . К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска: например, 18–23. Предложение 18 связано с 17, номер 17 в указанный интервал не входит.

Что следует знать для правильного выполнения этого задания:

  • Задание 25. Общие рекомендации .
  • 3 . К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска: например, 18–23. Предложение 18 связано с 17, номер 17 в указанный интервал не входит.

Что следует знать для правильного выполнения этого задания: Задание 25. Общие рекомендации . 4. Важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.  Формы отличаются только окончанием Однокоренные слова – словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.

Что следует знать для правильного выполнения этого задания:

  • Задание 25. Общие рекомендации .
  • 4. Важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формы отличаются только окончанием

Однокоренные слова – словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.

Лексические средства связи предложений в тексте Лексические повторы Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д. С. Лихачёв.) Синонимы В лесу мы видели лося . Сохатый  шёл вдоль опушки и никого не боялся. Контекстные синонимы Особое значение для развития русского языка имело творчество А. С. Пушкина . Великому русскому поэту  удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Лексические средства связи предложений в тексте

Лексические повторы

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д. С. Лихачёв.)

Синонимы

В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Контекстные синонимы

Особое значение для развития русского языка имело творчество А. С. Пушкина . Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Описательные обороты Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни  соединила область со столицей. (Ф. Абрамов.) Антонимы У природы много друзей . Недругов  у неё значительно меньше. Однокоренные слова (слова, имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом) Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть какое-то время порадоваться яркому свету. Формы одного и того же слова (как правило, разные падежные формы одного и того же имени существительного или прилагательного) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими звёздами . Такие звёзды бывают только осенью. (В. Астафьев.)

Описательные обороты

Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф. Абрамов.)

Антонимы

У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Однокоренные слова (слова, имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом)

Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть какое-то время порадоваться яркому свету.

Формы одного и того же слова (как правило, разные падежные формы одного и того же имени существительного или прилагательного)

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими звёздами . Такие звёзды бывают только осенью. (В. Астафьев.)

Морфологические средства связи предложений в тексте Сочинительные союзы Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А  в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». (Д. С. Лихачёв.) Подчинительные союзы Перестанешь учиться – не сможешь и учить . Ибо знания всё растут и усложняются. (Д. С. Лихачёв.) Личные местоимения (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи .  Ей  жить на этой земле, ей и украшать её. (Л. Леонов.) Притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ, ИХ) Иван неожиданно вернулся в родное село. Его  приезд обрадовал и напугал мать.

Морфологические средства связи предложений в тексте

Сочинительные союзы

Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». (Д. С. Лихачёв.)

Подчинительные союзы

Перестанешь учиться – не сможешь и учить . Ибо знания всё растут и усложняются. (Д. С. Лихачёв.)

Личные местоимения (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы)

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л. Леонов.)

Притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ, ИХ)

Иван неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и напугал мать.

Указательные местоимения (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКАЯ, ТАКОЕ, ТАКИЕ) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти  коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б. Зайцев.) Наречия Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в с илу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д. С. Лихачёв.) Имена прилагательные или наречия в форме сравнительной степени Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Частицы Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Указательные местоимения (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКАЯ, ТАКОЕ, ТАКИЕ)

Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б. Зайцев.)

Наречия

Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в с илу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д. С. Лихачёв.)

Имена прилагательные или наречия в форме сравнительной степени

Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.

Частицы

Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Синтаксические средства связи предложений в тексте Синтаксический параллелизм ( одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений) Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. С. Лихачёв.) Парцелляция ( изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения) Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. ПОЭТОМУ в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. (Д. С. Лихачёв.) Неполные предложения Знаете о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи. Вводные слова Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых , сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. (Д. С. Лихачёв.)

Синтаксические средства связи предложений в тексте

Синтаксический параллелизм ( одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений)

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. С. Лихачёв.)

Парцелляция ( изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения)

Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. ПОЭТОМУ в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. (Д. С. Лихачёв.)

Неполные предложения

Знаете о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи.

Вводные слова

Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых , сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. (Д. С. Лихачёв.)

Разряды местоимений № п/п Разряд местоимения 1. Примеры Личные Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения склоняются: Я – у меня – мне – со мной, мною – обо мне; Ты - у тебя – тебе – с тобой, тобою – о тебе; Он – его, у него – ему, к нему – с ним – о нём; Она – её, у неё – ей, к ней, с нею, с ней – о ней; Мы – нас – нам – нами – о нас; Вы – вас – вам – вами – о вас; Они – их, у них – им, к ним – ими, с ними – о них. Запомните: Только личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы используются для связи предложений в тексте.  Трудно дать определение любви. О ней можно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума – внутреннее сродство… (Ларошфуко Франсуа де.)

Разряды местоимений

п/п

Разряд местоимения

1.

Примеры

Личные

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения склоняются:

Я – у меня – мне – со мной, мною – обо мне;

Ты - у тебя – тебе – с тобой, тобою – о тебе;

Он – его, у него – ему, к нему – с ним – о нём;

Она – её, у неё – ей, к ней, с нею, с ней – о ней;

Мы – нас – нам – нами – о нас;

Вы – вас – вам – вами – о вас;

Они – их, у них – им, к ним – ими, с ними – о них.

Запомните:

Только личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы используются для связи предложений в тексте.

Трудно дать определение любви. О ней можно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума – внутреннее сродство… (Ларошфуко Франсуа де.)

Разряды местоимений № п/п Разряд местоимения 2. Примеры Возвратное 3. Себя. Вопросительные 4. не имеет именительного падежа, рода и числа. Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков? Который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Относительные Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остаётся возможность восстановить своё доброе имя. (Ларошфуко Франсуа де.) Кто будет участвовать в соревнованиях?  Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который. Относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложноподчинённого.  Счастлив тот, кто , услышав критику в свой адрес, может ею воспользоваться для исправления. (Вильям Шекспир.)

Разряды местоимений

№ п/п

Разряд местоимения

2.

Примеры

Возвратное

3.

Себя.

Вопросительные

4.

не имеет именительного падежа, рода и числа.

Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков? Который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак.

Относительные

Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остаётся возможность восстановить своё доброе имя. (Ларошфуко Франсуа де.)

Кто будет участвовать в соревнованиях?

Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который. Относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложноподчинённого.

Счастлив тот, кто , услышав критику в свой адрес, может ею воспользоваться для исправления. (Вильям Шекспир.)

№ п/п Разряд местоимения 5. Неопределённые  6. Примеры Отрицательные Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и др. ПОМНИТЕ: Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении , а под ударением – НЕ.  Отрицательные местоимения употребляются с НЕ и НИ раздельно, если при них есть предлог. С приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь неопределённые местоимения пишутся через дефис .  Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова : кое-кто и кое у кого. В неопределённых местоимениях приставка НЕ- всегда находится под ударением . Никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему.

п/п

Разряд местоимения

5.

Неопределённые

6.

Примеры

Отрицательные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и др.

ПОМНИТЕ:

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении , а под ударением – НЕ.

Отрицательные местоимения употребляются с НЕ и НИ раздельно, если при них есть предлог.

  • С приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь неопределённые местоимения пишутся через дефис .
  • Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова : кое-кто и кое у кого.
  • В неопределённых местоимениях приставка НЕ- всегда находится под ударением .

Никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему.

Разряды местоимений № п/п Разряд местоимения 7. Примеры Притяжательные  8. Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. Указательные 9. Определительные Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Тот, этот, такой, таков, столько. Запомните: Весь, (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте .  У природы много друзей. Её недругов значительно меньше.

Разряды местоимений

№ п/п

Разряд местоимения

7.

Примеры

Притяжательные

8.

Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.

Указательные

9.

Определительные

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Тот, этот, такой, таков, столько.

Запомните:

Весь, (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте .

У природы много друзей. Её недругов значительно меньше.

Частица Формообразующие частицы Смысловые частицы Служат для образования форм: Служат для того, чтобы А) условного и повелительного наклонения глагола: хотел бы прочесть книгу; да здравствует солнце, да скроется тьма; А) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен? Б) степеней сравнения имен прилагательных и наречий: более аккуратный человек. Б) выразить чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь.

Частица

Формообразующие частицы

Смысловые частицы

Служат для образования форм:

Служат для того, чтобы

А) условного и повелительного наклонения глагола: хотел бы прочесть книгу; да здравствует солнце, да скроется тьма;

А) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен?

Б) степеней сравнения имен прилагательных и наречий: более аккуратный человек.

Б) выразить чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь.

Разряды частиц по значению: 1. Указательные 2. Уточняющие Вот (А вот) Именно 3. Выделительно-ограничительные Вот мой дом родной Вон (А вон) Вон там стоит мой дом Как раз ИМЕННО это я и хотел сказать. Лишь Только Точно КАК РАЗ эту книгу я и хотел купить себе сам. ЛИШЬ это задание я не смог выполнить в ходе теста. Хочу ТОЛЬКО предупредить тебя. Исключительно Ровно Это был ТОЧНО Вадим Петрович, но как он изменился. Завтра РОВНО в 12 часов отъезжаем. Единственно Я это делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради тебя. Только лишь Это ЕДИНСТВЕННО правильное решение. Почти Она ТОЛЬКО ЛИШЬ о нём и говорит. Разве лишь Он ПОЧТИ ничего не ест. Он ничего полезного не делает, РАЗВЕ ЛИШЬ молчит.

Разряды частиц по значению:

1. Указательные

2. Уточняющие

Вот (А вот)

Именно

3. Выделительно-ограничительные

Вот мой дом родной

Вон (А вон)

Вон там стоит мой дом

Как раз

ИМЕННО это я и хотел сказать.

Лишь

Только

Точно

КАК РАЗ эту книгу я и хотел купить себе сам.

ЛИШЬ это задание я не смог выполнить в ходе теста.

Хочу ТОЛЬКО предупредить тебя.

Исключительно

Ровно

Это был ТОЧНО Вадим Петрович, но как он изменился.

Завтра РОВНО в 12 часов отъезжаем.

Единственно

Я это делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради тебя.

Только лишь

Это ЕДИНСТВЕННО правильное решение.

Почти

Она ТОЛЬКО ЛИШЬ о нём и говорит.

Разве лишь

Он ПОЧТИ ничего не ест.

Он ничего полезного не делает, РАЗВЕ ЛИШЬ молчит.

4. Усилительные 5. Утвердительные Даже 6. Вопросительные Да Же Вы ДАЖЕ представит себе не можете! Ли Так -Он сам тебе об этом сказал?– ДА, я слышал эту историю от него. Скажите ЖЕ что-нибудь! Ведь Разве -Посмотри, я правильно нарисовал? - Верно , ТАК. Прочитали ЛИ вы эту повесть? Всё-таки Ага ВЕДЬ вы ничего не выучили! РАЗВЕ ты не будешь обедать? Неужели Ни -Напишешь письмо? – АГА! Она ВСЁ-ТАКИ не любит его. Всё Да Куда НИ глянь, везде мусор. НЕУЖЕЛИ ты совсем не хочешь есть? Да ну Всё же Как волка ни корми, он ВСЁ в лес смотрит. -Ты с нами поедешь? ДА ? Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие. -Она уже вернулась из поездки. – ДА НУ ?

4. Усилительные

5. Утвердительные

Даже

6. Вопросительные

Да

Же

Вы ДАЖЕ представит себе не можете!

Ли

Так

-Он сам тебе об этом сказал?– ДА, я слышал эту историю от него.

Скажите ЖЕ что-нибудь!

Ведь

Разве

-Посмотри, я правильно нарисовал? - Верно , ТАК.

Прочитали ЛИ вы эту повесть?

Всё-таки

Ага

ВЕДЬ вы ничего не выучили!

РАЗВЕ ты не будешь обедать?

Неужели

Ни

-Напишешь письмо? – АГА!

Она ВСЁ-ТАКИ не любит его.

Всё

Да

Куда НИ глянь, везде мусор.

НЕУЖЕЛИ ты совсем не хочешь есть?

Да ну

Всё же

Как волка ни корми, он ВСЁ в лес смотрит.

-Ты с нами поедешь? ДА ?

Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие.

-Она уже вернулась из поездки. – ДА НУ ?

7. Отрицательные Не 8. Частицы, выражающие сомнение 9.Восклицательные Нет Вряд ли НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его! 10.Формо-образующие Что за Едва ли ВРЯД ЛИ это возможно. Ни НЕТ, я не сдамся! Как А) пусть, пускай, давай, давайте, да, которые образуют форму повелительного наклонения. ЕДВА ЛИ мы успеем. 11. Смягчение требования ЧТО ЗА прелесть эти сказки! Вокруг НИ души! Не видно НИ кустик а!  -КА КАК жаль её слёз! ПУСТЬ всегда будет солнце, ПУСТЬ всегда будет мама, ПУСТЬ всегда буду я! ДАВАЙТ Е жить дружно!  Скажи- КА , сколько времени. Б) Бы, которая образует форму условного наклонения. ДАВАЙ пожмём друг другу руки! ДА здравствует солнце, ДА скроется тьма! Ты хотел БЫ поехать в Китай?

7. Отрицательные

Не

8. Частицы, выражающие сомнение

9.Восклицательные

Нет

Вряд ли

НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его!

10.Формо-образующие

Что за

Едва ли

ВРЯД ЛИ это возможно.

Ни

НЕТ, я не сдамся!

Как

А) пусть, пускай, давай, давайте, да, которые образуют форму повелительного наклонения.

ЕДВА ЛИ мы успеем.

11. Смягчение требования

ЧТО ЗА прелесть эти сказки!

Вокруг НИ души! Не видно НИ кустик а!

-КА

КАК жаль её слёз!

ПУСТЬ всегда будет солнце, ПУСТЬ всегда будет мама, ПУСТЬ всегда буду я!

ДАВАЙТ Е жить дружно!

Скажи- КА , сколько времени.

Б) Бы, которая образует форму условного наклонения.

ДАВАЙ пожмём друг другу руки!

ДА здравствует солнце, ДА скроется тьма!

Ты хотел БЫ поехать в Китай?

СОЮЗЫ Сочинительные союзы Подчинительные союзы  Служат для связи ОЧП и ПП в составе сложного, сложносочинённого.  (ССП)  Служат для связи ПП в составе сложного, сложноподчинённого.  (СПП)

СОЮЗЫ

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

Служат для связи ОЧП и ПП в составе сложного, сложносочинённого. (ССП)

Служат для связи ПП в составе сложного, сложноподчинённого. (СПП)

Сочинительные союзы Соединительные Разделительные И, ДА (в значении И) Противительные НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО, Выражают отношения перечисления ТО - ТО, А, НО, ДА (в значении НО), Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора НЕ ТО – НЕ ТО, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия ТО ЛИ – ТО ЛИ

Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные

И, ДА (в значении И)

Противительные

НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО,

Выражают отношения перечисления

ТО - ТО,

А, НО, ДА (в значении НО),

Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора

НЕ ТО – НЕ ТО,

ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ

Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия

ТО ЛИ – ТО ЛИ

Подчинительные союзы Временные Когда, пока, в то время как, после того как, как только. Едва, с тех пор как и др. Условные Если, коли, ежели, раз и др. Причинные Ибо, так как, потому что, поскольку, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что и др. Уступительные Хотя, несмотря на то что, пускай и др. Следствия Так что Целевые Чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы и др. Сравнительные Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.  Изъяснительные Что, чтобы, как

Подчинительные союзы

Временные

Когда, пока, в то время как, после того как, как только. Едва, с тех пор как и др.

Условные

Если, коли, ежели, раз и др.

Причинные

Ибо, так как, потому что, поскольку, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что и др.

Уступительные

Хотя, несмотря на то что, пускай и др.

Следствия

Так что

Целевые

Чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы и др.

Сравнительные

Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.

Изъяснительные

Что, чтобы, как

Алгоритм выполнения задания Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

Алгоритм выполнения задания

  • Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения.
  • Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.
Тренировочные задания

Тренировочные задания

Лексические средства связи   1)Среди пред­ло­же­ний 27−34 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи лек­си­че­ско­го по­вто­ра и кон­текст­но­го си­но­ни­ма . На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. (27)Я по­ста­вил ногу на та­бу­рет и начал об­ма­ты­вать ею ногу, но про­дол­жал го­во­рить: (28)— И этому научу вас! (29)Слу­ша­те­ли за­дох­ну­лись от смеха. (30)«Всё по­гиб­ло!» — по­ду­мал я с от­ча­я­ни­ем. (31)Но от­сту­пать не­ку­да. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я при­ка­зал: (33)— Рас­крыть любой устав на любом месте! (34)Де­жур­ный по­спе­шил рас­крыть одну из синих кни­жек.

Лексические средства связи

1)Среди пред­ло­же­ний 27−34 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи лек­си­че­ско­го по­вто­ра и кон­текст­но­го си­но­ни­ма . На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(27)Я по­ста­вил ногу на та­бу­рет и начал об­ма­ты­вать ею ногу, но про­дол­жал го­во­рить:

(28)— И этому научу вас!

(29)Слу­ша­те­ли за­дох­ну­лись от смеха.

(30)«Всё по­гиб­ло!» — по­ду­мал я с от­ча­я­ни­ем.

(31)Но от­сту­пать не­ку­да. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я при­ка­зал:

(33)— Рас­крыть любой устав на любом месте!

(34)Де­жур­ный по­спе­шил рас­крыть одну из синих кни­жек.

Лексические средства связи 2) Среди пред­ло­же­ний 1−5 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью лек­си­че­ско­го по­вто­ра . На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. (1)Когда раз­мыш­ля­ют о том, каким дол­жен быть хо­ро­ший врач, то часто про­фес­си­о­наль­ное ма­стер­ство, зна­ния, опыт про­ти­во­по­став­ля­ют­ся нрав­ствен­ным ка­че­ствам: чут­ко­сти, про­сто­те, об­щи­тель­но­сти. (2)Кто-то ре­зон­но го­во­рит, что врач не свя­щен­ник, что его дело — гра­мот­но ле­чить, а не уте­шать. (З)Дру­гие воз­ра­жа­ют: фи­зи­че­ское здо­ро­вье че­ло­ве­ка не­раз­рыв­но свя­за­но со здо­ро­вьем ду­шев­ным. (4) Доб­рым сло­вом, со­чув­стви­ем, от­зыв­чи­во­стью можно до­бить­ся боль­ше­го, чем са­мы­ми эф­фек­тив­ны­ми ле­кар­ствен­ны­ми пре­па­ра­та­ми. (5)17 июня два вы­пуск­ни­ка ме­ди­цин­ской ака­де­мии, Ки­рилл Мак­си­мов и Артём Бе­ля­ков, оде­тые в стро­гие ко­стю­мы, то­роп­ли­во ша­га­ли по улице, боясь опоз­дать на тор­же­ствен­ное вру­че­ние ди­пло­мов.

Лексические средства связи

  • 2) Среди пред­ло­же­ний 1−5 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью лек­си­че­ско­го по­вто­ра . На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Когда раз­мыш­ля­ют о том, каким дол­жен быть хо­ро­ший врач, то часто про­фес­си­о­наль­ное ма­стер­ство, зна­ния, опыт про­ти­во­по­став­ля­ют­ся нрав­ствен­ным ка­че­ствам: чут­ко­сти, про­сто­те, об­щи­тель­но­сти. (2)Кто-то ре­зон­но го­во­рит, что врач не свя­щен­ник, что его дело — гра­мот­но ле­чить, а не уте­шать. (З)Дру­гие воз­ра­жа­ют: фи­зи­че­ское здо­ро­вье че­ло­ве­ка не­раз­рыв­но свя­за­но со здо­ро­вьем ду­шев­ным. (4) Доб­рым сло­вом, со­чув­стви­ем, от­зыв­чи­во­стью можно до­бить­ся боль­ше­го, чем са­мы­ми эф­фек­тив­ны­ми ле­кар­ствен­ны­ми пре­па­ра­та­ми.

(5)17 июня два вы­пуск­ни­ка ме­ди­цин­ской ака­де­мии, Ки­рилл Мак­си­мов и Артём Бе­ля­ков, оде­тые в стро­гие ко­стю­мы, то­роп­ли­во ша­га­ли по улице, боясь опоз­дать на тор­же­ствен­ное вру­че­ние ди­пло­мов.

Лексические средства связи 3) Среди пред­ло­же­ний 1–8 ука­жи­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. (1)Сто два­дцать пять лет очень не­мно­го на весах ис­тин­но­го ис­кус­ства. (2)За такое ко­рот­кое время можно, од­на­ко, успеть по­вер­нуть­ся спи­ной к сво­е­му соб­ствен­но­му вос­тор­гу и по­ста­вить над вче­раш­ним днём под­лин­но­го ис­кус­ства во­про­си­тель­ный знак. (3)Мы при­зва­ны — со­гла­си­лись — и я в том числе — пи­сать о гении. (4)Пи­сать — зна­чит су­дить. (5)Под­ле­жит ли гений суду? (6)Воз­мож­на ли кан­це­ляр­ская бу­ма­га, по­слан­ная Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу Пуш­ки­ну с тре­бо­ва­ни­ем не­мед­лен­но пе­ре­смот­реть «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» и вы­ки­нуть из этой книги всё, что я не по­ни­маю или с чем не со­гла­сен? (7)Ответ ясен. (8)Итак, можно на­пи­сать толь­ко, что дал он тебе и что ты взял от него и, по­жа­луй, ещё: со­хра­нил ли до сего дня?

Лексические средства связи

  • 3) Среди пред­ло­же­ний 1–8 ука­жи­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Сто два­дцать пять лет очень не­мно­го на весах ис­тин­но­го ис­кус­ства. (2)За такое ко­рот­кое время можно, од­на­ко, успеть по­вер­нуть­ся спи­ной к сво­е­му соб­ствен­но­му вос­тор­гу и по­ста­вить над вче­раш­ним днём под­лин­но­го ис­кус­ства во­про­си­тель­ный знак.

(3)Мы при­зва­ны — со­гла­си­лись — и я в том числе — пи­сать о гении. (4)Пи­сать — зна­чит су­дить. (5)Под­ле­жит ли гений суду? (6)Воз­мож­на ли кан­це­ляр­ская бу­ма­га, по­слан­ная Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу Пуш­ки­ну с тре­бо­ва­ни­ем не­мед­лен­но пе­ре­смот­реть «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» и вы­ки­нуть из этой книги всё, что я не по­ни­маю или с чем не со­гла­сен?

(7)Ответ ясен. (8)Итак, можно на­пи­сать толь­ко, что дал он тебе и что ты взял от него и, по­жа­луй, ещё: со­хра­нил ли до сего дня?

Лексические средства связи

  • 4) Среди пред­ло­же­ний 7—12 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи кон­текст­ных си­но­ни­мов . На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(7)0дна­ж­ды в невесёлый час Виль­гельм Кю­хель­бе­кер на­пи­шет мужу стар­шей сест­ры, из­вест­но­му учёному и пе­да­го­гу Гри­го­рию Глин­ке, что в Лицее всё ему не­ми­ло, что дру­зей нет и дел нет. (8)Род­ствен­ник от­ве­чал: «...жалею вме­сте с тобою о твоих не­уда­чах», со­ве­то­вал креп­че при­на­лечь на науки, но винил и са­мо­го Кюхлю:

(9)«Ты на­прас­но на­де­ешь­ся найти дру­зей между вет­ре­ни­ка­ми твоих лет, не со­зрев пока сам для чув­ства друж­бы. (10)Во­об­ще ста­рай­ся вос­поль­зо­вать­ся зо­ло­тою порой мо­ло­до­сти твоей, за­ни­ма­ясь ис­клю­чи­тель­но на­у­ка­ми, в ко­то­рых благо жизни нашей; не упус­кай при­том из виду бу­ду­ще­го сво­е­го на­зна­че­ния в об­ще­стве и сде­лай себя до­стой­ным его. (11)Не плачь обо всём и во вся­кое время; плак­си­вое лицо, точно как и слиш­ком груст­ное рас­по­ло­же­ние духа, ни­ма­ло не со­че­та­ет­ся с юно­ше­ским воз­рас­том. (12)При­вык­нув на все вещи смот­реть с худой сто­ро­ны, ты по­не­во­ле бу­дешь не­счаст­лив.

 разные средства связи 1.Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим помощью личного местоимения . Напишите номер этого предложения. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я  рассказать  про  это,  –  Варя  перевернула  страничку. (16)Происшествие  случилось  в  одной  русской  деревне,  которую  наша  часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок,  видимо,  на  школьной  скамье  приученная  любить  Красную  Армию... (19)Конечно,  она  не  очень  разбиралась  в  стратегической  обстановке.

разные средства связи

  • 1.Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим помощью личного местоимения . Напишите номер этого предложения.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать  про  это,  –  Варя  перевернула  страничку.

(16)Происшествие  случилось  в  одной  русской  деревне,  которую  наша  часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок,  видимо,  на  школьной  скамье  приученная  любить  Красную  Армию... (19)Конечно,  она  не  очень  разбиралась  в  стратегической  обстановке.

 разные средства связи 2.Среди предложений 15—23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима . Напишите номер этого предложения. (15)—  Хорошо,  а  когда  же  тогда  писать?  —  спросите  вы. (16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я. (20)—  Много  ли  тогда  напишешь? (21)—  И  очень  хорошо,  что  немного.  (22)Всё,  что  тогда  напишется,  будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из  неё  три  четверти  написанного?

разные средства связи

  • 2.Среди предложений 15—23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима . Напишите номер этого предложения.

(15)—  Хорошо,  а  когда  же  тогда  писать?  —  спросите  вы.

(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.

(20)—  Много  ли  тогда  напишешь?

(21)—  И  очень  хорошо,  что  немного.  (22)Всё,  что  тогда  напишется,  будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из  неё  три  четверти  написанного?

 разные средства связи 3. Среди предложений 7—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения . Напишите номер этого предложения. (7)Мне  вспоминается  случай,  связанный  с  именем  А.П  Чехова.  (8)  В  1902  году царское  правительство  аннулировало  избрание  Максима  Горького  в  почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А  теперь,  когда  Академия  наук  известила,  что  выборы  недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это.

разные средства связи

  • 3. Среди предложений 7—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения . Напишите номер этого предложения.

(7)Мне  вспоминается  случай,  связанный  с  именем  А.П  Чехова.  (8)  В  1902  году царское  правительство  аннулировало  избрание  Максима  Горького  в  почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.

(10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А  теперь,  когда  Академия  наук  известила,  что  выборы  недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это.

 разные средства связи 4.Среди предложений 12—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи  указательного местоимения и лексического повтора . Напишите номер этого предложения. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного  образования,  вступили  в  жизнь  без  всяких  познаний  и  подготовки  для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех  трудностей  первых  лет  учения  по  своей  лености,  всегда  упрекают  самих  себя  и начинают  «учиться»  уже  в  зрелых  годах.  (14)Пока  не  сделаются  образованными,  они  не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений' ради образования.(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние  обстоятельства,  они,  начиная  заниматься, с удовольствием  переносят  все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные  забавы», с сожалением говорил.

разные средства связи

  • 4.Среди предложений 12—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи  указательного местоимения и лексического повтора . Напишите номер этого предложения.

(12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного  образования,  вступили  в  жизнь  без  всяких  познаний  и  подготовки  для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех  трудностей  первых  лет  учения  по  своей  лености,  всегда  упрекают  самих  себя  и начинают  «учиться»  уже  в  зрелых  годах.  (14)Пока  не  сделаются  образованными,  они  не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений' ради образования.(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние  обстоятельства,  они,  начиная  заниматься, с удовольствием  переносят  все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил.

 разные средства связи 5. Среди предложений 1—4 найдите предложение, которое связано с  предыдущим с помощью  однокоренного слова . Напишите номер этого  предложения. (1)Надобно  сказать,  что  у  нас  на  Руси  если  не  угнались  ещё  кой  в  чём  другом  за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт  и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы,  которые  с  помещиком,  имеющим  двести  душ,  будут  говорить  совсем иначе,  нежели  с  тем,  у  которого  их  триста,  а  с  тем,  у  которого  их  триста,  будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять  не  так,  как  с  тем,  у  которого  их  восемьсот, —  словом,  хоть  восходи  до миллиона, всё найдутся оттенки.

разные средства связи

  • 5. Среди предложений 1—4 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью  однокоренного слова . Напишите номер этого предложения.

(1)Надобно  сказать,  что  у  нас  на  Руси  если  не  угнались  ещё  кой  в  чём  другом  за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт  и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы,  которые  с  помещиком,  имеющим  двести  душ,  будут  говорить  совсем иначе,  нежели  с  тем,  у  которого  их  триста,  а  с  тем,  у  которого  их  триста,  будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять  не  так,  как  с  тем,  у  которого  их  восемьсот, —  словом,  хоть  восходи  до миллиона, всё найдутся оттенки.

разные средства связи

  • 6 Среди  предложений 1—9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи  частицы, указательного местоимения и контекстного синонима.

(1)В  письме  к  жене  18  мая  1836  года  Пушкин  удивлялся:  откуда  взялись  эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того,  чтобы  защитить  свою  честь?  (2)Иногда  кажется,  что  мы  вышли  из  шинелей именно  этих  людей.  (3)Звон  упругой  стали  более  не  слышится  нам  в  слове  честь.

4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная  великих  надежд  и  гениальных  замыслов.  (5)  Итак,  «честь —  внутреннее нравственное  достоинство  человека,  доблесть,  честность,  благородство  души  и чистая  совесть».  (6)  И  тут же примеры: «Человек незапятнанной чести.  По чести... Уверяю  вас  честью.  Поступок, несовместимый с  честью... Знал  бы  ты честь... Поле чести...  Честь  моя  требует  крови...».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием  штрафа  через  год  по  приговору  суда,  а  сегодня  вечером.

 разные средства связи 7. Среди предложений 9-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза,  указательного местоимения и лексического повтора.  Напишите номер этого предложения . (9)Ещё  минуту  тому  назад  я  шёл  по  косогору  и  был причастен  разным  земным  предметам.  (10)Я,  конечно,  в  том  числе  видел  и  небо,  как  можно  видеть  его  из  домашнего  окна,  из  окна  электрички,  сквозь  ветровое  стекло автомобиля,  над  крышами  московских  домов,  в  лесу,  в  просветах  между  деревьями  и когда  просто  идёшь  по  луговой  тропе,  по  краю  оврага,  по  косогору.  (11)Но  это  ещё  не значит  —  видеть  небо.  (12)Тут  вместе  с  небом  видишь  и  ещё  что-нибудь  земное, ближайшее,  какую-нибудь  подробность.  (13)Каждая  земная  подробность  оставляет  на себе  частицу  твоего  внимания,  твоего  сознания,  твоей  души.  (14)Вот  тропа  огибает  большой  валун.  (15)Вот  птица  вспорхнула  из  можжевелового  куста.  (16)Вот  цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля.

разные средства связи

  • 7. Среди предложений 9-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза,  указательного местоимения и лексического повтора.  Напишите номер этого предложения .

(9)Ещё  минуту  тому  назад  я  шёл  по  косогору  и  был причастен  разным  земным  предметам.  (10)Я,  конечно,  в  том  числе  видел  и  небо,  как можно  видеть  его  из  домашнего  окна,  из  окна  электрички,  сквозь  ветровое  стекло автомобиля,  над  крышами  московских  домов,  в  лесу,  в  просветах  между  деревьями  и когда  просто  идёшь  по  луговой  тропе,  по  краю  оврага,  по  косогору.  (11)Но  это  ещё  не значит  —  видеть  небо.  (12)Тут  вместе  с  небом  видишь  и  ещё  что-нибудь  земное, ближайшее,  какую-нибудь  подробность.  (13)Каждая  земная  подробность  оставляет  на себе  частицу  твоего  внимания,  твоего  сознания,  твоей  души.  (14)Вот  тропа  огибает большой  валун.  (15)Вот  птица  вспорхнула  из  можжевелового  куста.  (16)Вот  цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля.

 разные средства связи 8.  Среди предложений 7—11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи  указательного местоимения, лексического повтора и притяжательного местоимения.  Напишите номер этого предложения. (7)0ни  далеко  не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от  обычного  человека.  (8)Подросток  не  просто  воспринимает  информацию,  он  её активным  образом  преобразовывает.  (9)Эта  информация  становится  основой  для его  жизненной  программы,  для  выработки  путей  и  способов  достижения  цели.  (10)Вот  почему  человек,  который  что-то  вещает  на  многомиллионную  аудиторию, должен  обладать  высоким  чувством ответственности.(11)На  самом  ли  деле  он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то,  чего  от  него  ждут  поклонники?

разные средства связи

  • 8.  Среди предложений 7—11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи  указательного местоимения, лексического повтора и притяжательного местоимения.  Напишите номер этого предложения.

(7)0ни  далеко  не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от  обычного  человека.  (8)Подросток  не  просто  воспринимает  информацию,  он  её активным  образом  преобразовывает.  (9)Эта  информация  становится  основой  для его  жизненной  программы,  для  выработки  путей  и  способов  достижения  цели. (10)Вот  почему  человек,  который  что-то  вещает  на  многомиллионную  аудиторию, должен  обладать  высоким  чувством ответственности.(11)На  самом  ли  деле  он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то,  чего  от  него  ждут  поклонники?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!