СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №5

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №5»

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Есть виды бабочек, которые могут жить только на определённых территориях, где растут подходящие для их потомства растения. (2)Сама по себе бабочка может питаться любым нектаром и другими продуктами из её рациона в любых частях планеты, конечно, если ей подходят климатические условия. (3)А гусеницам нужно конкретное растение, листьями которого они будут питаться. (4)Например, гусеница вида Karner Blue питается только листьями люпина узколистного. (5)Гусеница вида Монарх питается только растениями рода Euphorbia (молочай).


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение (1) сложноподчинённое с придаточными определительными.

2) Грамматическая основа первой части предложения (2) – бабочка может питаться.

3) Первая часть предложения (3) представлена односоставным неопределённо-личным предложением.

4) Предложение (4) осложнено вводным словом.

5) Грамматическая основа предложения (5) – гусеница вида Монарх питается.


Ответ: _________________________.


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память».

Ответ: _________________________.

4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «дом родителей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


Ответ: _________________________.


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

2) НОЧЬЮ (уехать) – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

3) РАРИТЕТ – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

4) ЛЕЛЕЮТ (ребёнка) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ. 5) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.


Ответ: _________________________.


Прочитайте текст и выполните задания 6–9.


(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста. (9)И вдруг мать тихо сказала: – Смотри, это твой отец... (10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. (14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало. (19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках. – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал. – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду. – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика. (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии. (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала. (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз. (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне. (По Ч.Т. Айтматову*)


* Айтмáтов Чингúз Тореку́лович (1928-2008) – советский киргизский писатель.


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1) Авалбёк хорошо помнил своего отца.

2) На экране действительно был настоящий отец Авалбёка.

3) Мать не смогла сказать сыну, что показывают его отца.

4) После просмотра фильма мальчику хотелось плакать.

5) Соседский мальчишка сказал, что на экране не отец Авалбёка, а артист.

Ответ: _________________________. Анализ средств выразительности.


7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.


1) Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

2) Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.

3) Сердце мальчика было наполнено горем.

4) Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек.

5) Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты.


Ответ: _________________________.


8. Лексический анализ. Замените разговорное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.


Ответ: _________________________.


9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.3. Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:


2 - 124

3 - 17

4 - родительскийдом

5 - 34

6 – 45

7 - 13

8 - кричишь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!