Просмотр содержимого документа
«Образование. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока | Образование |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Сформировать у учащихся представления об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире |
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация |
План урока | Приоритетность образования Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. |
Личностно значимая проблема | Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Образование, приоритетность образования, общее и профессиональное образование в РФ, самообразование |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа: На столе лежат половины пословиц. Дети собирают эти пословицы и определяют тему урока. О чем мы сегодня будем говорить? Что такое образование? Ответ вы должны дать одним словом. - Действительно ли сегодня так необходимо образование в современном обществе? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии. Составляют план деятельности | Работа в парах Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом учебника Беседа с учащимися | Учитель делит детей на мобильные группы и каждая получает задание Перед вами на столах лежат задания. Внимательно прочитайте их, и приступайте к выполнению, на работу у вас 10 минут. Задания см. Приложение. - Итак, вы берете листы сначала одного цвета и 3 минуты изучаете его, затем по моей команде вы подходите к своему однокласснику и рассказываете ему то, с чем вы познакомились на уроке. - Затем берете листы другого цвета и выполняете второе задание. Поступаете так и в следующий раз. Затем берете листы третьего цвета и изучаете информацию, а после делитесь ею с одноклассниками. (но вы должны образовать пару не из своей группы) - Теперь давайте заслушаем от каждой группы выступающих с небольшими сообщениями | Выполняют задания. Перемещаются по классу под музыку и объясняют материал Учащиеся по очереди выступают друг перед другом и всему классу предоставляют проработанный материал | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Работа в парах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Устные ответы Записи в тетради. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Учитель на столе оставляет листочки со словом «образование». Учащиеся дополняют предложения об образовании и передают их другим учащимся После того, как полностью были заполнены листы, учитель их прикрепляет на доске и подходит к проблеме урока Вернемся к нашей проблеме, поставленной в начале урока, мы оказались правы или нет? Что же такое образование? | Учащиеся по очереди заполняют листы и пишут то, что знают об образовании. | Работа в парах Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Что такое образование? - В чем заключается приоритет образования? - Перечислите основные элементы образования в РФ. - Почему непрерывное образование необходимо в современном обществе? - Как вы думаете, а на какой ступени образования находитесь вы? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | | Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 8; с. 66 вопросы из рубрики «Проверь себя» | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение 1
ГРУППА 1. Записать в тетрадь определение «образование». Назовите значение термина «приоритет». Назовите источник, в котором область образования провозглашается приоритетной. Сделайте запись в рабочие листы. Заполните таблицу.
Что такое образование? | Приоритетность образования | Образование в РФ |
| | |
ГРУППА 2. Выполните задание. 1.Что такое конкурентоспособность образования. Запишите в тетрадь. 2. Найдите в тексте личностные качества, соответствующие запросам информационного общества. Запишите. Заполните таблицу.
Роль образования в информационном обществе |
|
ГРУППА 3. 1. Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли. – На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас? – Какие ступени у вас впереди? – Рассмотрите схему. Какое образование можно получить после окончания школы? – Зачем необходимо учиться, когда получен школьный аттестат? Что такое самообразование. Основной источник самообразования. Запишите в рабочие листы. Заполните таблицу
Общее образование | Профессиональное образование |
| | | | |
Приложение 2
Учиться никогда не рано и никогда не поздно
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Ученье горько, но плоды сладки.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Для учения нет старости.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Молодому учиться рано, старому — поздно.
Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
Кукушка не ястреб, неуч не мастер.
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
Красота приглядится, а ум вперед пригодится.
Кто силен в ученье, тот герой в сражение.
Красна птица пером, а человек ученьем.
Лучше учить, чем переучивать.
Сильный победит одного, знающий - тысячу.
Короли властвуют над людьми, а ученые - над королями.
Приложение 3
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Критерии | Мои комментарии | Оценка (1-5 баллов) |
Готовность к уроку | | |
Активность на уроке | | |
Личный вклад в работу группы | | |