СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наш родной край - Ростовская область"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель географии МОУ лицей «Политэк». г. Волгодонск.

Тема «Наш родной край – Ростовская область»

Цели: обобщить знания о Ростовской области

- географическое положение

-внутренние воды

- полезные ископаемые

- животный и растительный мир

- экологическая ситуация.

Ход урока.

  1. Оргмомент № 1     № 2  

Общеизвестно, что у нас в России почти до конца ХIХ века для детей ещё не было национальной игрушки. Её появлению помог случай. В 1898 году была ярмарка Малютин Сергей Петрович – друг братьев Васнецовых был у  известного мецената Мамонтова на даче в Загорске. Малютин  на ярмарке купил забавную японскую игрушку в виде яичка, на нем была изображена забавная японская рожица. Игрушка была разрезной так, что её  части входили одна в другую. Художнику понравилась сама идея входа одной игрушки в другую.

 По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Используя русскую игрушку представьте что:

Мир – это основная «Матрешка»

Страна – след фигурка

Область

Город

Мой дом

Все эти фигурки составляю единую целую игрушку.                              

Любовь к Отечеству всегда определяется степенью и начинается любви к родной стороне, к родному дому, улице, городу. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить и гордиться своей Родиной, нужно знать её!

 

  1. Вступительное слово учителя ( читает стихотворение на фоне слайда-видео №3 «Ландшафты». Мультимедийный диск «Ростовская область»)

№ 3

 

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль гонимый

Низовым ветром до утра

Вокруг простор степи бескрайней

Весь зеленеющий в цветах

И аромат необычайный

В глубоких тает небесах.

 

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по родному краю – Ростовской области.

Сейчас мы просмотрим видеосюжеты городов Ростовской области. Вы должны отгадать название этих городов, а помогут вам в этом литературные герои произведений знаменитого донского писателя Михаила Шолохова.

(Выходит ученик в костюме «Деда Щукаря» и читает текст на фоне слайда- видео № 4 «Угадай город» Мультимедийный диск «Ростовская область»))

Дед Щукарь:

- Это главный город Ростовской области. Крупнейший индустриальный, транспортный и культурный центр на юго-востоке нашей великой Родине. Город расположен на правом возвышенном берегу Дона, в 48 км, от Азовского моря. При въезде в этот город мы видим красивый памятник «Тачанка». Этот город еще называют «воротами Кавказа».

(Кто из учащихся первым даст правильный ответ, выходит к доске и набирает себе команду из пяти учащихся.

Выходит ученик в костюме «Нахаленка» и читает текст на фоне слайда – видео № 5 «Угадай город» Мультимедийный диск «Ростовская область»)

Нахаленок:

- Это город – крепость. В 15 веке город принадлежал туркам и назывался Адзак. Всего 40 км, отделен от Ростова этот небольшой город, имеющий очень большую историю. Большой вклад  в историю города. Большой вклад в историю города внес Петр 1, отвоевав его у турков.

(Кто из учащихся первым даст правильный ответ, выходит к доске и набирает себе команду.

Класс поделен на три команды. Третью команду составляют ученики не вошедшие в две первые.)

  1. Задание № 1

– Наша область находиться в северном полушарии на самом большом материке Евразии, сразу в двух частях света – Европа и Азия. А значит, что многие жители Ростовской области достаточно часто незаметно для себя пересекают условную границу между Европой и Азией. Северная часть нашей области лежит в Европе, а южная в Азии. Условной границей является Кума-Манычская впадина. (котрая раньше соединяла Черное и Каспийское море), по реке Дон

(Демонстрация слайда №6 «Физическая карта Ростовской области»)

№ 6

Вопрос 1 и 2 команде:

- Воспользуйтесь атласами Ростовской области и определите в какой части света мы живем?

Свой ответ запишите в рабочей тетради.

Вопрос 3 команде:

- Мы с вами вспомним и назовем районы Ростовской области. (Демонстрация слайда № 7 «Административная карта Ростовской области»)

№ 7

- Конечно, назвать все районы , мы с вами не сможем потому что…..

(Демонстрируется слайд № 8 «Состав Ростовской области». Слайд озвучен аудиозаписью.)

 № 8

(Демонстрируется слайд № 9 «Зимовниковский район Слайд озвучен аудиозаписью)

 № 9

 

 

 

Отвечают 1 и 2 команда.

- В какой части света мы живем?

(Демонстрируется слайд № 10 «Европа. Азия»)

№ 10

  1. Задание № 2

Вопрос 1 и 2 команде:

- Отгадайте загадку, о какой реке Ростовской области идет речь?

«Первый слог мой – нота

Буква – слог, второй

Целое -  широко разлилось»

Ответ запишите в рабочую тетрадь.(Ответ: Дон)

Вопрос 3 команде.

(Кроссворд «Реки нашей области» Демонстрация слайдов № 11 - 16   )

  1. Какое самое крупное озера нашей области, при штормовой погоде словно шумит?

 №11      №12     №13 

  1. Какая река берет начало в Ергениях, впадает в Дон вблизи города Семикаракорска?

 №14

  1. Назовите реку поселка Зимовники.

№15 

  1. У поэта Анатолия Сафронова есть такие строки:

 

«Сюда пришли когда-то запорожцы

Один из них, что был высок и рус

Сказал: «Так бачтэ, батчэ хлопцы

Здесь речка вьется, будто мий ус»      №16                             

 

 

 

 

- О какой реке идет речь?

Отвечают 1 и 2 команда:

- О какой реке идет речь в загадке? .(Ответ: Дон)

      - Проверьте правильность своего ответа

(Демонстрируется слайд №17   «Легенда о реке Дон». Слайд озвучен аудиозаписью)

№17  (Текст аудиозаписи. «Первые упоминания о Доне относятся к пятому веку до н. э. Тогда Дон назывался Амазонией – по воинствующему племени женщин-амазонок. Потом Дон стал именоваться Танаисом. Это название связано с такой легендой. Танаис. Сын амазонки Лизины и отца Бероса, любил воевать, но с пренебрежением относился к военным талантам женщин. Богиня красоты Венера за такое отношение к женщинам «вдохнула» ему любовь к матери Лизине. Не вынес такого жесткого наказания. Его охватило отчание, и он бросился в реку, которая и стала называться его именем. Слово №дон», как полагают многие исследователи, осетинское. Словом «дон» они обозначали просто реку, без всякого названия. Позднее это слово стало собственным именем нашей реки)

  1. Задание № 3

1 и 2 команде предоставлена коллекция полезных ископаемых Ростовской области.

- Определите и запишите в рабочей тетрадях название полезного ископаемого Ростовской области, которое называют «солнечным камнем».

Вопрос 3 команде.

- Отгадайте загадки «Растения Ростовской области»

(Демонстрация слайдов № 19-21. Правильный ответ появляется с помощью эффекта анимаций)

В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков-казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Ковыль рвать и приносить в дом нельзя - может случиться несчастье. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из - за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевания, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов. В народе это растение называют «шелковой травой» , травой-защитницей, травой горя, травой - печали.

№19

Увидевший  чёрный  тюльпан  никогда не  должен  касаться  его, а  просто  молча  постоять  над  редким  дивом  природы,  загадав  про  себя  только  одно  желание.  Встречается  чёрный  тюльпан  человеку  один  раз  в  жизни. И,  конечно,  принесёт  ему  счастье,  если  он  никому  не  расскажет  о  месте  произрастания  этого  необычного  цветка.  В  Калмыцкой  степи  растут  три  вида  тюльпанов.  Самый  красивый  их  них – тюльпан  Шренка,  в  основном  красного  цвета.  Существует  такая  легенда,  что  много  лет  назад  были  тюльпаны  только  жёлтого цвета и  вот  однажды  пошли  войной  друг  на  друга Север с  Югом. В  результате  этой  битвы тюльпаны  приобрели цвет  крови и  стали  в  основном  красного  цвета. История  рассказывает:  в  годы  гражданской  войны  на  Маныч  случайно  попал  голландский  офицер  Деррик  Лефебр,  в  мирное  время  бывший  цветоводом.  Увидев  необычайные  дикие  цветы,  поразился  их  красоте.  Он  выкопал  несколько  луковиц,  спрятал  их  в  военный  ранец  и  когда  бежал  от  будённовцев,  сумел  увезти  их  домой,   Голландию.

Потом  была  долгая  селекционная  работа  с  удачами  и не  удачами,  в  конце  концов  «дикари»  превратились  в  те самые  «королевские  тюльпаны»,

 №20  

Легенда о Чабреце Собирался казак ехать на чужбину, и его родная мать собирала ему в дорогу вещмешок, в который за складочку положила высушенный чабрец. Так уж случилось, что в дальних краях он встретил девицу - красу невиданную и остался там жить. Долго горевала его мать, но так и смирилась, что не удастся ей увидеть и понянчить своих внуков. А девица все хотела выбросить вещмешок, но казака что-то все время удерживало. Но вот уговорила-таки молодуха-жена ранец выбросить. Но не дал казак сделать ей это самой, а взяв его в руки, принялся проверять, не выбросит ли с ним нужную вещь. И вдруг - что за диво? Рука его нащупала за складкой то, что не им туда положено было. Чабрец за все годы, что пролежал в вещмешке, не утратил своего запаха, а тут так разлился, что потянуло казака домой, туда, где растет его множество.

 №21 

Отвечают 1 и 2 команды.

- Давайте послушаем небольшой рассказ и проверим правильность наших ответов.

(Демонстрация слайда № 22  «Легенда о солнекчном камне». Слайд озвучен аудиозаписью)

(Текст аудиозаписи. «Стаяла холодная весна 1696 года. Недалеко от города Черкасска (теперь станица Старочеркасская) расположились русские войска, готовясь к штурму Азова. Каждую ночь жарко пылали тысячи костров. Камыш, валежник – все шло в огонь. У одного из костров возвышалась фигура Петра 1. Подошедшие казаки принесли куски черного камня и бросили в огонь, отчего через некоторое время он запылал еще жарче. Увидев это, Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет….»)

№ 22

 

 

6.Задание № 4.

– По мнению ученых, территория нашей области представляла травяной океан.

(Демонстрация слайда-видео №23 «Донская степь». Мультимедийный диск «Ростовская  область»)

№ 23

- Сейчас многие растения занесены в Красную книгу. Одним из них является тонколистный пион, степной тюльпан.

(Демонстрация слайда №24-25)

№ 24  Пион тонколистный (по латыни - Paeonia tenuifolia L.), или, как его по-другому называют воронец – очень яркое и красивое растение наших степей.

 № 25 

- По степи бродили стада диких животных: зубров, бизонов, косуль, львов, великое множество зайцев, сусликов, сурков. Многие животные и птицы взяты под охрану. Это – дрофа (именуемая в народе «дудак»), сайгак, степной орел. (Демонстрация слайда №26-27 «Красная книга Дона»)

№ 25    

  №26    

«Богаты мы,

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Донской камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы плавают в реке.

И восковые считанные зерна,

Неслышно зреют в малом колоске

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты мы!

- День 22 апреля в 1994 году был объявлен «Всемирным днем Земли». В этот день проходят мероприятия в защиту природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Задание № 7. Тестовая работа «Охрана природы». Выполняют все три команды.

 (Демонстрация слайда №27-29. При составлении тестов используется гиперссылки и звуковые эффекты (аплодисменты, детский плач))

 

 

 Слово учителя ( читает стихотворение на фоне слайда-видео №30 «Ландшафты». Мультимедийный диск «Ростовская область»)

№ 30

«Рыбе – вода

Птице – воздух

Зверю – лес, степь , горы,

А человеку нужна Родина

И охранять природу –

Значит охранять Родину!

(Демонстрация слайда №.)

Давайте беречь Донской край!

 

8. Итоги урока. Подводятся итоги работы в группах  и раздаются на память буклеты «Красная книга Дона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Рабочая тетрадь.

 

Задание №1.

Подчеркните правильный ответ

Европа                                 Азия

 

 

Задание №2.

«Первый слог мой – нота

Буква – слог, второй

Целое – широкое разлилось»

Ответ________________________________________________________

 

 

Задание №3.

«Солнечный камень» - это _____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Наш родной край - Ростовская область"»

Учитель географии Бочарова И. В. МОУ лицей «Политэк»

Учитель географии Бочарова И. В.

МОУ лицей «Политэк»

«Наш родной край –  Ростовская область»

«Наш родной край –

Ростовская область»

УГАДАЙ ГОРОД

УГАДАЙ ГОРОД

УГАДАЙ ГОРОД

УГАДАЙ ГОРОД

В состав области входит 43 административных района,23 города,25 поселков городского типа, 2297 сельских населенных пунктов .

В состав области входит 43 административных района,23 города,25 поселков городского типа, 2297 сельских населенных пунктов .

Самый большой- Зимовниковский район (площадь 5 тыс.км.кв.). Самый маленький - Куйбышевский район (площадь 871 км.кв.)
  • Самый большой- Зимовниковский район (площадь 5 тыс.км.кв.). Самый маленький - Куйбышевский район (площадь 871 км.кв.)
2 1 3 4 *

2

1

3

4

*

2 М А Н Ы Ч 3 4 *

2

М

А

Н

Ы

Ч

3

4

*

2 М А Н Ы Ч 3 Г У 4 Д И Л О *

2

М

А

Н

Ы

Ч

3

Г

У

4

Д

И

Л

О

*

С М А Н Л Ы Ч 3 Г У 4 Д И Л О *

С

М

А

Н

Л

Ы

Ч

3

Г

У

4

Д

И

Л

О

*

М С А Н Л Ы Ч Г К У 4 Д Б И Е Л Р О Л Е *

М

С

А

Н

Л

Ы

Ч

Г

К

У

4

Д

Б

И

Е

Л

Р

О

Л

Е

*

С М А Н Л Ы Ч К Г У Б Д М И Е Л У Р О С Л Е *

С

М

А

Н

Л

Ы

Ч

К

Г

У

Б

Д

М

И

Е

Л

У

Р

О

С

Л

Е

*

«Первый слог мой – нота Буква – слог второй Целое – широко разлилось»

«Первый слог мой – нота

Буква – слог второй

Целое – широко разлилось»

Какое растение в народе называют «шелковой травой » ? Ковыль.

Какое растение в народе называют «шелковой травой » ?

Ковыль.

     «Лазорики» - называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют его жители низовий. Что это за растение?        Степной тюльпан.

«Лазорики» - называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют его жители низовий. Что это за растение?

Степной

тюльпан.

   Вот описание еще одного очень характерного растения донских степей. Ароматный полукустарничек со стелющимся по земле стеблем. Ценное лекарственное растение.  Растёт на целине.   Чабрец.

Вот описание еще одного очень характерного растения донских степей. Ароматный полукустарничек со стелющимся по земле стеблем. Ценное лекарственное растение. Растёт на целине.

Чабрец.

СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ.

СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ.

ДОНСКАЯ СТЕПЬ.

ДОНСКАЯ СТЕПЬ.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

КРАСНАЯ КНИГА ДОНА.

ЭКОЛОГИЯ   К каким негативным последствиям приводит вырубка лесополос? А. ОПУСТЫНИВАНИЕ. Б. НАВОДНЕНИЯ.

ЭКОЛОГИЯ

  • К каким негативным последствиям приводит вырубка лесополос?
  • А. ОПУСТЫНИВАНИЕ.
  • Б. НАВОДНЕНИЯ.
Бутылка или банка из пластмассы брошенная в степи пролежит без изменения А. 50 лет. Б. 100 лет и более.
  • Бутылка или банка из пластмассы брошенная в степи пролежит без изменения
  • А. 50 лет.
  • Б. 100 лет и более.
Увеличение распашки земель и численности крупнорогатого скота привело: А. К повышению плодородия почв. Б. К уничтожению травяного покрова.
  • Увеличение распашки земель и численности крупнорогатого скота привело:
  • А. К повышению плодородия почв.
  • Б. К уничтожению травяного покрова.
БЕРЕГИТЕ ДОНСКОЙ КРАЙ!

БЕРЕГИТЕ ДОНСКОЙ КРАЙ!

 МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

ПОДУМАЙТЕ.

ПОДУМАЙТЕ.

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

ПОДУМАЙТЕ.

ПОДУМАЙТЕ.

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

ПОДУМАЙТЕ.

ПОДУМАЙТЕ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!