Технологическая карта урока музыки
1. Ф.И.О. учителя: Федорова Надежда Владимировна
2. Класс: 2
3. Тема урока: Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала о сказках, о колыбельных песнях, по теме раздела: «День, полный событий»
5. Цель урока показать значимость колыбельной песни в жизни человека. Познакомить с колыбельными, их особенностями, звучанием.
6. Задачи.
Обучающая.
познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского;
развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
расширять кругозор учащихся;
познакомить с выразительными средствами колыбельной песни.
Воспитывающая:
прививать интерес и любовь к музыкальному искусству;
воспитывать художественный вкус, доброту, чуткость, отзывчивость;
воспитывать нравственные качества (доброту и любовь к маме, к природе) через знакомство с колыбельными песнями; музыкальный вкус.
Развивающая.
вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен,
развивать умение передавать собственные впечатления;
развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности;
активное, осознанное, прочувствованное восприятие школьниками музыкальной культуры прошлого и настоящего,
накопление багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке;
ассоциативное и образное мышление, зрительную и логическую, музыкальную память.
развивать эмоциональную сферу учащихся.
способность к сотворчеству.
7. Методы и приёмы: метод наблюдения за музыкой; размышления о музыке; эмоционального воздействия; закрепление пройденного.
8. Тип урока: Комбинированный.
9. Межпредметные связи: литература, история, ИЗО;
10. Оборудование: компьютер, проектор, экран, лампа (для теневого театра), фортепиано.
11. Музыкальный материал:
- колыбельные народные;
- колыбельные известных композиторов;
«Нянина сказка» П.Чайковский;
«Мама» П.Чайковский;
«Колыбельная медведицы» Е. Крылатов;
«Спят усталые игрушки» А.Островский;
- колыбельные разных стран.
«Сонная песенка» Р. Паулс;
«Колыбельная» Р. Паулс
Изобразительный ряд:
рисунки детей,
уголок детской комнаты.
Видео материал:
фрагменты м/ф «Умка»,
презентация.
Оборудование:
муз. центр,
ПК,
проектор,
синтезатор,
треугольник,
учебник «Музыка 2 класс»
Характеристика этапов урока
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Организационный | Приветствие, проверка готовности, настрой на работу | Здравствуйте ребята. Вы готовы отправиться со мной в удивительную страну музыки? Тогда приготовились и… | Ответы детей | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность |
Повторение прошлого урока проверка ДЗ | | Начнём с того, что вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке? Тема прошлого урока? Мы узнали, что в музыке есть три кита. И познакомились с первым из них – это? Танцы бывают разные. | | | | Вспоминают тему МАРШ. Разновидности маршей. |
2. Постановка цели и задач урока | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Учитель читает загадку: День уходит навсегда, Закрываем мы глаза, И тогда приходит он, Интересный добрый ... СОН! 1 слайд. Звучит фрагмент «Спят усталые игрушки» А.Островского. (спальня, мама, песня, теплая кроватка, сладкий сон, тихий, нежный голос) Какую картину вы представили, слушая эти слова? Из какой телепередачи эта музыка? 2 слайд. (Спокойной ночи малыши) А чо это за музыкальное произведение? Какой жанр? Песня. - Каков характер песни? Спокойная, медленная, нежная, убаюкивающая - Как же называются такие песни? (Колыбельные) Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока? Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Речь пойдёт о них и об их значении в нашей жизни. Записываем в тетрадь: – Колыбельная песня. | Наблюдение, проблемная ситуация. Слайд 3 Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует ответ на вопрос. Формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с учащимися план урока. Медленно записываю на доске | Формулируют тему и задачу урока Ответы детей |
3. Освоение нового материала 4.Физкультминутка. | Создание эмоционального настроя на восприятие нового материала. Работа с определениями. Обеспечение мотивации выполнения. Погружение в историю. Развитие умения передавать свои чувства через театр теней. Обеспечение положительной реакции детей на творчество одноклассников | Сегодня на уроке мы поставили цель узнать, как можно больше о колыбельных песнях, как они создавались, как звучали. Ребята, а кто слышал такую фразу: Песня матери – главная песня в мире; Начало всех человеческих песен. Расул Гамзатов Мы сможем с вами ответить, когда узнаем про колыбельную песню. Почему песни называют «колыбельные»? От слова колыбель – люлька, качалка, баюкалка. Она делалась различно: пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок с подножкою для качания; кроватка на круглых полозках. Люлька подвешивалась к потолку , к матице, или на длинную палку, что бы она качалась. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации. Колыбельная песня исполняются, когда? А это значит колыбельные песни какие? - Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? - Правильно! Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. Чтение «мудрой мысли». (Приложение №2) Вспомните, какие колыбельные песни вы знаете, какие песни пели вам мамы? Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их, Кот-баюн, Гули, собачки и другие. А как они убаюкивают? А хотите мы с вами поиграем в театр теней и изобразим помощников в убаюкивание детей? Задание: с помощью электрической лампы и собственных рук «изобразить» за ширмой некоторых животных – персонажей колыбельных. (Приложение №3) по группам. А теперь все вместе представили, что мы как гули полетели и на стульчики сели. | Просмотр слайдов презентации Слайд 4 Слайд 5 6 Слайд. Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | П Г | Указывает объект наблюдения на слайде и слушания песни. Задает вопрос для восстановления в памяти материала по данной теме. Мотивирует на восприятие нового. Вызывает активного ребёнка, потом группу детей и все вместе. | Слушают учителя, смотрят презентацию. вечером, перед сном тихие, спокойные, нежные, ласковые… В исполнении мамы Ответы детей Кот мурлыкает, птички щебечут. Разыгрывание колыбельных. Выполняют движения. Ответы учащихся. |
5.первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | - Кто исполняет колыбельные? А вы хотите услышать музыку про маму, которую сочинил уже знакомый нам композитор. Давайте вспомним мы с вами слушали музыкальные произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. П.И.Чайковский в цикл пьес «Детский альбом» включил фортепьянную пьесу «Мама». Давайте послушаем пьесу, а потом вы мне расскажете, какие у вас возникли чувства, что вы увидели и услышали. «Мама» П.И.Чайковский – слушание. Какой вы увидели маму? Что услышали? - Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете? - Как звучит музыка? - Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения? - Какими красками нарисован образ мамы? - Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки? Композитор Чайковский хотел сказать, что мама очень важна, она главный человек в жизни любого человека. Вы согласны с этим? Мама споет колыбельную, расскажет сказку, а ночью придут волшебники: Дрема из «Сонной песенки», Оле-Лукойе, которые раскроют свои зонтик и детям приснятся сны. И мы с вами отправляемся в мир сказки. - У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче. - В сказках происходят разные чудесные события. А вы любите сказки? - Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся? «Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание. - Итак, о чем же рассказала вам эта сказка? - Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже. - Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка? «Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание. - Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева? - Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная. - А что же такое колыбельная? | Слушание музыки Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слушание музыки Слайд 13 Слушание музыки | | | Мама, бабушка Дети записывают Ответы детей. Ответы детей Дети записывают. Ответы детей |
6.применение изученного | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | А как вы думаете, создаются колыбельные песни в наши дни? Изменились ли колыбельные со временем? А что осталось прежним? (мягкий, нежный характер звучания) - Как нужно исполнять эту песню? «Колыбельная Медведицы» - исполнение Давайте споём всем известную колыбельную. | Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 | | | Ответы детей Ответы детей. Исполняем песню |
7.Проверка усвоения нового материала | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | «По следам выполненных заданий» Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали, ИЗУЧИЛИ сегодня? А давайте проверим себя? Дети выполняют задание каждый у себя в тетради, учитель проверяет. - Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке? - Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. песня матери – главная песня в мире; Начало всех человеческих песен. - Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов? - Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. | Слайд 17 | П | Пишу на доске главная песня в мире | Производят предварительную оценку работы. Дети дополняют песня матери Он назвал её песня матери |
7. Подведение итогов, рефлексия. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, тогда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню. Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня. Оцените свою работу на каждом этапе урока. Итоговая отметка – это результат работы на уроке и уровень усвоения изученного материала. Что вы считаете для себя главным на уроке? – Что было трудным? Что больше всего запомнилось? | | | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
| Проверка и оценивание ЗУНКов | На 1 этапе оцениваются творческие задания учащихся (рисунки и сказки) и умение находить личный мотив для изучения новой темы На 2 этапе оцениваются вокально – хоровые навыки, исполнительская деятельность, умение слушать, анализировать произведения, активность детей на уроке. На 3 этапе – умение применять полученные на уроке знания (средства выразительности) и способность делать самостоятельные выводы (рефлексия) | | | | |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Вспомнить колыбельные песни, которые пели учащимся мамы и бабушки. Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку. | | | | |
- Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!
Приложение №1
Приложение №2
Чтение «мудрой мысли».
Первой встретить ребенка в этом мире, призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. В России ребёнка в первый раз в колыбель клали с особой молитвой: «Молитва, дитя в колыбель класти», которая была внесена в старинные Требники. Ребёнка не клали в колыбель до крещения. В царских колыбелях постели и перины набивались лебяжьим пухом. Внутри колыбели размещали маленькие иконки. Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка, в этом их предсказательная функция, настрой на позитив. Матери как бы желают своему ребенку всего хорошего, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы.
Приложение №3 Театр теней.
В солнечный день или вечером при свете лампы на ярко освещённой стене появляются чёткие тени. Сложите руки, как показано на одном из рисунков, встаньте у стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук, и на стене появится тень козы, собаки, зайчонка и т.п. Пошевелишь одним, другим пальцем, и тень животного откроет рот, - собака залает, зайчонок замашет лапками.
К отя, котенька, коток,
Котя - серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Нашево Димушку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Кусок пирога
И кувшинчик молока.
Ай люлюлю
Люленьки
Прилетели гуленьки
Сели гульки на кровать
Стала ляля засыпать
Баю баюшки баю
Не ложися на краю
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.