а) беседа: Тема нашего урока: «Расскажи сказку» А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок. На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы П.И Чайковский и С.С Прокофьев. - Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием. Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ. Всё в мире хочется познать, Всё хочется увидеть в мире: В стране мелодий погулять И поиграть на струнной лире. Цветок нас ждёт… Нам музыка всего дороже Фантазий сказочная нить Не заблудиться нам поможет. Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни. - У маленького Пети Чайковского тоже была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче. - В сказках происходят разные чудесные события. б) слушание и анализ музыкального произведения: - Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? - Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся? - О чем же рассказала вам эта сказка? - Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже. - Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка? Я вам сегодня принесла иллюстрации к сказкам, давайте посмотрим и отгадаем их. Посмотрите на презентацию -Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные? - Чья сказка вам особенно понравилась? Почему? - Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после слушании пьесы (из программы «Спокойной ночи малыши») - Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся) - По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся) Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации. Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые. Многие из них вам известны с раннего детства. - Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы). - Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. - Послушайте песню ( «Спят усталые игрушки» ) - Узнали ли вы ее? - Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? - Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни? - Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней? - Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете? - Как звучит музыка? - Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения? - Какими красками нарисован образ мамы? - Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки? - Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям? |