СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс «Алгоритм проведения самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм проведения самоанализа урока  в соответствии с требованиями ФГОС

 

Этапы анализа

Оценка

1. Место данного урока в теме:

- как этот урок связан с предыдущим;

- как урок работает на последующие уроки.

 

2. Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку:

- краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.).

 

3. Соответствие целей теме и типу урока:

- соответствует цели урока, не соответствует цели урока:

  • цель урока определяется учителем;
  • цель урока согласуется в обсуждении с учеником;
  • оформляются несколько целей урока (учителем для себя, учеником для себя).

- соответствует типу урока, не соответствует типу урока:

  • урок первичного предъявления новых знаний;
  • урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями;
  • урок применения предметных ЗУНов;
  • урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов;
  • урок повторения предметных ЗУНов;
  • контрольный урок;
  • коррекционный урок;
  • комбинированный урок;
  • учебная экскурсия;
  • урок решения практических, проектных задач.

 

4. Содержание урока в соответствии с поставленной целью:

- соответствует, не соответствует;

- учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения.

 

5. Организационное начало урока:

- количество времени, затраченное на организационное начало урока;

- готовность учащихся к уроку;

- подготовленность классного помещения.

 

6. Мотивация. Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности:

1 уровень: эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом);

2 уровень: эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.);

3 уровень: эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал).

 

7. Структура урока:

- структура урока не соответствует его типу, целевому назначению;

- логичны ли связи между этапами;

- соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана.

 

 

 

8. Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала:

- соответствие методов обучения цели урока;

- какие методы обучения применялись на уроке:

  • объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание;
  • репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой;
  • проблемный – объяснение с опорой на наглядность;
  • исследовательский – работа с книгой по поиску информации;
  • частично-поисковый – беседа с выводом;
  • эвристический (открытие).

 

9. Формы обучения, выбранные учителем:

- формы обучения, выбранные учителем: рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания  и т.д.   

 

10. Средства обучения, выбранные учителем:  

- средства обучения, выбранные учителем: учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец. оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д.

 

11.  Отражение на уроке основных дидактических принципов:

- дидактические принципы, используемые на уроке:

  • научности;
  • последовательности и систематичности;
  • доступности;
  • прочности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • связи теории и практики;
  • учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;
  • другие.         

 

12. Педагогические технологии, применяемые на уроке:

- педагогические технологии, применяемые на уроке:

  • проблемно-диалогическая технология;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения);
  • технология оценивания учебных успехов;
  • проектная технология;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающий подход;
  • педагогика сотрудничества.

 

13. Как учитель стимулирует интерес к учению:

- учитель стимулирует интерес: через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность,  соревнование и т.д.

 

14. Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока:

- личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность;

- познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;

- коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

 

15. Проверка усвоения учебного материала:

- проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно;

- применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль,  самостоятельная работа, взаимоконтроль;

- проверки учебного материала не было.

 

16. Работа с классом:

- применение диалоговых форм общения;

- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся;

- осуществление обратной связи: ученик – учитель:

  • обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает);
  • инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи;
  • постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися (обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности).

- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

- реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности;

- обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию;

- использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки:

характер учебных заданий

  • репродуктивный  (выполнение по образцу);
  • репродуктивный с включением самостоятельной работы;
  • поисковый, творческий (должно быть не больше половины).

система оценивания достижений учащихся

  • самооценка учащихся на основе словесной характеристики;
  • включение учащихся в обсуждение ответа;
  • выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

- активность класса (активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна);

- уровень усвоения знаний:

  1.  уровень информация дана в готовом виде;

2 уровень применяется знания по образцу;

3 уровень творческое применение знаний.

- дисциплина учащихся  (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная).

 

17. Психологические основы урока:

- реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи;

- ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

- наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока;

- наличие физкультминутки.

 

18. Результативность урока:

- результативность соответствует типу урока;

- результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.

 

19. Домашнее задание:

- объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано;

- оптимальный объем;

- доступность инструктажа;

- дифференциация, представление права выбора;

- задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы.

 

20. Подведение итогов деятельности:

- учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили;

- учитель организует рефлексию:

  • ученики высказываются по поводу результата урока;
  • ученики оценивают результат и процесс деятельности;
  • ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов  деятельности.        

- подведение итогов не осуществляется ни в каком виде.

 

21. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Алгоритм проведения самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС»»

   II Открытый Республиканский образовательный фестиваль    «Наука. Интеллект. Творчество - Башкортостан»   «Мастер- класс» «Алгоритм проведения самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС»     Закирова Э. Ш., МБОУ «Гимназия №39»

 

II Открытый Республиканский

образовательный фестиваль

 

«Наука. Интеллект.

Творчество - Башкортостан»

 

«Мастер- класс»

«Алгоритм проведения самоанализа урока

в соответствии с требованиями ФГОС»

  Закирова Э. Ш.,

МБОУ «Гимназия №39»

Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.  Пётр Георгиевич Щедровицкий - философ Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.   Василий Александрович Сухомлинский - педагог 

Стремление учиться заложено

в самой природе человека –

вот тезис, от которого необходимо

отталкиваться, организуя обучение.

Пётр Георгиевич Щедровицкий - философ

Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя.

Василий Александрович Сухомлинский - педагог 

 Анализ урока биологии в 5 классе  Учитель: Шевелёва Ксения Андреевна

Анализ

урока биологии

в 5 классе

Учитель:

Шевелёва

Ксения Андреевна

 Этапы анализа:   Место данного урока в теме.

Этапы анализа:

Место данного урока в теме.

Тема урока:       Мхи. Общая характеристика.

Тема урока:

Мхи.

Общая характеристика.

Цель урока:   первичное осмысление знаний по теме «Мхи» и отработка умения осуществлять их перенос в новые условия.

Цель урока:

первичное осмысление знаний по теме «Мхи» и отработка умения осуществлять их перенос в новые условия.

Тип урока:  - урок освоения и применения знаний, совершенствование навыков и умений. Мотивация: 1  уровень : эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) ; 2 уровень : эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) ; 3 уровень : эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал).

Тип урока:

- урок освоения и применения знаний, совершенствование навыков и умений.

Мотивация:

1 уровень : эмоциональная (доброжелательность,

заинтересованность учебным материалом) ;

2 уровень : эмоциональная, содержательная

(интересные формы, нестандартный урок и др.) ;

3 уровень : эмоциональная, содержательная,

социальная (ученик осознаёт, насколько важен

для него учебный материал).

Мотивация   Учитель добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока, как собственную учебную задачу, и создаёт на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика.  В результате происходит мотивация к учебному действию: «надо» - «могу» - «хочу»

Мотивация

Учитель добивается, чтобы учащиеся

самостоятельно сформулировали цель урока,

как собственную учебную задачу, и создаёт

на уроке ситуацию сотрудничества и

«ситуацию успеха»

для каждого ученика.

В результате происходит

мотивация к учебному

действию:

«надо» - «могу» - «хочу»

Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала: - объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание; репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой; - проблемный – объяснение с опорой на наглядность; - исследовательский – работа с книгой по поиску информации; - частично-поисковый – беседа с выводом; - эвристический (открытие).

Методы обучения,

выбранные для объяснения нового материала:

- объяснительно-иллюстративный – рассказ,

беседа, самостоятельная работа, описание;

  • репродуктивный (по образу) – пересказ,

списывание с доски по образцу, работа с книгой;

- проблемный – объяснение с опорой на наглядность;

- исследовательский – работа с книгой по поиску информации;

- частично-поисковый – беседа с выводом;

- эвристический (открытие).

Формы обучения, выбранные учителем: - научная лаборатория «Эврика» - работа в группах - работа у парах

Формы обучения, выбранные учителем:

- научная лаборатория «Эврика»

- работа в группах

- работа у парах

Средства обучения, выбранные учителем:  Сайт Шевелёвой К.А. bio39ufa.ru

Средства обучения, выбранные учителем:

Сайт Шевелёвой К.А.

bio39ufa.ru

Отражение на уроке основных дидактических принципов: - научности; - последовательности и систематичности; - доступности; - прочности; - сознательности и активности; - наглядности; - связи теории и практики; - учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей; - принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; - принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;

Отражение на уроке

основных дидактических принципов:

- научности;

- последовательности и систематичности;

- доступности;

- прочности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- связи теории и практики;

- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;

Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока: познавательные регулятивные коммуникативные личностные

Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока:

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

Работа с классом: - применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся; - осуществление обратной связи: ученик – учитель; сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; - использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач;

Работа с классом:

- применение диалоговых форм общения;

  • создание нестандартных ситуаций

при использовании знаний учащихся;

- осуществление обратной связи: ученик – учитель;

  • сочетание фронтальной, групповой

и индивидуальной работы;

- использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач;

Система оценивания достижений учащихся: - самооценка учащихся на основе словесной характеристики; - включение учащихся в обсуждение ответа; - выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

Система оценивания достижений учащихся:

- самооценка учащихся на основе словесной характеристики;

- включение учащихся в обсуждение ответа;

- выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

Психологические основы урока: - реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств:  восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи; - ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности; - наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока; - наличие физкультминутки.

Психологические основы урока:

- реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи;

- ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

- наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока;

- наличие физкультминутки.

Домашнее задание: - объяснено и задано до звонка; - оптимальный объем; - доступность инструктажа. Сайт Шевелёвой К.А. bio39ufa.ru

Домашнее задание:

- объяснено и задано до звонка;

- оптимальный объем;

- доступность инструктажа.

Сайт Шевелёвой К.А.

bio39ufa.ru

Подведение итогов деятельности: - у читель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили; - учитель организует рефлексию:  * ученики высказываются по поводу результата урока;  *ученики оценивают результат и процесс деятельности

Подведение итогов деятельности:

- у читель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили;

- учитель организует рефлексию:

* ученики высказываются по поводу результата урока;

*ученики оценивают результат и процесс деятельности

Заключение:  У читель не только признаёт право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нём.  2.  О бщение с учащимися строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения знаний и вариантов его использования.  3. У читель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у учащихся и стимулирует самостоятельный поиск ответов по ходу урока. Добивается того, что ученик думает совместно с ним.

Заключение:

  • У читель не только признаёт право учащегося

на собственное суждение, но и заинтересован в нём.

2. О бщение с учащимися строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения знаний и вариантов его использования.

3. У читель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у учащихся и стимулирует самостоятельный поиск ответов по ходу урока. Добивается того, что ученик думает совместно с ним.

Три постулата   заложены в основание новой технологии урока.  1.  Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. 2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Три постулата   заложены в основание новой технологии урока.

1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

 Мы не учим их; мы создаём условия, в которых они учатся.  Сеймур Паперт -  математик, программист, психолог и педагог.

Мы не учим их;

мы создаём условия,

в которых они учатся.

Сеймур Паперт -  математик, программист, психолог и педагог.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!