Урок технологии
Тема урока: «Русское чаепитие»
Раздел: «Кулинария»
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
-познакомить с историей появления чая на Руси, способствовать формированию и развитию специальных умений и навыков при заваривании чая;
-развивать познавательный интерес;
-воспитывать семейные ценности.
Методы обучения:
- рассказ учителя
- самостоятельная работа под контролем учителя.
Объект труда: заваривание чая и церемония чаепития.
Материально-техническое оснащение:
Оборудование учебной мастерской, инструменты и приспособления для приготовления чая и сервировки чайного стола: электрочайник, заварочный чайник, чайные пары, чайные ложки, пирожковые тарелки для десерта.
Учебно-наглядные пособия:
Инструкционная карта "Приготовление чая".
Таблицы "Пищевые вещества", "Горячие напитки"
Таблицы "Правила безопасной работы с горячей посудой и жидкостью", "Санитарно-гигиенические правила"
Иллюстрации.
Тип урока: комбинированный
Урок-праздник "Русское чаепитие» является дополнительным при изучении темы «Горячие напитки». На подготовительном этапе дети знакомятся с традицией русского чаепития, разучивают песенки и частушки, пословицы и поговорки, связанные с русским чаепитием. Также учащиеся получают практические сведения по теме «Приготовление горячего напитка чая»
Перед началом практической работы по приготовлению чая, заранее подготовившие сообщения учащиеся рассказывают об истории русского чаепития, о лекарственных свойствах, сортах и способе заварки чая.
II. Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие,
- проверка готовности учащихся к уроку
2. Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос с целью проверки общих знаний учащихся по теме:
Какие горячие напитки вы знаете?
Какая посуда нужна для их приготовления?
Какие продукты необходимы?
Каковы правила безопасности работы с горячей жидкостью и электронагревательными приборами?
3 . Изложение нового материала
Русское чаепитие - праздник, являющийся неотъемлемой частью русских традиций.
Чай - один из горячих напитков. Пищевая ценность чая.
Сорта чая и его лекарственные свойства.
Технология заваривания чая. Подача чая к столу. Безопасные приемы труда при работе с горячей посудой и жидкостью.
Показ заваривания чая по технологической карте.
4. Практическая работа:
На этом занятии учащиеся выполняют практическую работу по приготовлению чая в бригадах. Каждая бригада получает технологическую карту, продукты и начинает заваривать чай.
Сценарий урока-праздника
«Пейте чай, мой друг старинный,
Забывая бег минут...»
Так писал об этом популярном напитке известный поэт Булат Окуджава. И действительно, за чашкой чая приятно побеседовать с друзьями. Напиток простой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так (Слайд №2)
Давно известно, что родина чая — Китай (Слайд№3). Но вот индийский ученый Саркар установил, что кусты этого растения испокон веков росли в долинах Гималаев (на территории Индии), а в Китай его доставили буддийские паломники во главе с известным проповедником этого религиозного учения Бадхидхармой. И это было примерно в V — VI в. н. э. Именно в Китае растение получило распространение еще до нашей эры, хотя как напиток чай стали здесь широко применять лишь в vi в. н. э., а в Х в. он стал национальным напитком.
В давние времена на Руси чай был неизвестен. На Руси пили горячие напитки, заваренные на травах (Слайд №4)
Впервые китайский чай был испробован русскими людьми в 1638 г., когда русский дипломат Василий Старков привез в Москву 64 кг неизвестного растения. Чуть ли не силком их обменяли монголы на соболей, и Старков всю дорогу из Монголии в Москву убивался по поводу крайне неудачной сделки. К его величайшему удивлению, напиток понравился московскому царю, и вскоре наша страна стала регулярно ввозить чай (Слайд №5).
А в 1679 г. после заключения договора с Китаем о поставке в Россию чая этот напиток вошел в моду в среде высшей знати, дворянства, богатых купцов. Правда, вплоть до конца 18 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким. В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 г. чайного листа. Чай закладывали в медную чашку и там заваривали.
Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за высокой цены. Так, в 1674 г. фунт чая (409 г) стоил 30 коп. За эти деньги по тем временам можно было купить 65-80 кг ржи. Отсюда и появились выражения: «побаловаться чайком», «дать на чай», т.е. получить вознаграждение за личные услуги.
Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Но после строительства Транссибирской магистрали чай существенно подешевел, и с тех пор чаепитие у самовара стали рассматривать как элемент национального бытового уклада.
Чаепитие проходило по определенным правилам, утвержденным традицией. Для кипячения воды использовался самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник.
Самовар с заварочным чайником ставили на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавали сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п. По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливали крепкую заварку и разбавляли ее кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.
Интересно, что слово «напиток» произошло не от слова «пить», а от слова «напитать», т.е. накормить, насытить. Это в полной мере относится и к чаю, обладающему ценными пищевыми свойствами. В нем содержатся тонизирующие вещества – танин, кофеин, дубильные вещества, витамины, кислоты. Питательность чая отражена и том, что в 19 в. не говорили, что чай пьют: его, так же как и кофе, «кушали».
Но для того, чтобы чай сохранил свою питательность, нужно уметь правильно его заваривать. Способов заваривания чая множество. Но принцип общий.
А как надо было приготовить чай? (Выслушиваются ответы учеников.)
Давайте вместе приготовим чай по всем правилам.
Чай — свернутые и высушенные листочки чайного дерева. В зависимости от способа приготовления, числа и качества операций, которым подвергается чайный лист, создаются разные типы и сорта готового чая. Самыми распространенными являются черный и зеленый, наименее известными — желтый и красный. Каждый из них имеет несколько сортов и разновидностей (Слайд №6).
Для приготовления черного чая чайный лист подвергается скручиванию, завяливанию, ферментации, т. е. специальному «созреванию», а затем сушке в горячих печах, отчего он приобретает черный цвет. Зеленый чай не подвергается ферментации и термической обработке и лучше сохраняет свой естественный цвет в сухом виде и в настое. Желтый чай - подвергается частичной ферментации. Если чай вырабатывают из целого листа, чаинки получаются крупнее, если из резаных листьев — мельче. Мелкий чай быстрее и полно заваривается, т. е. экстрагируется, дает более крепкий и темный настой, но менее ароматен.
О целебных качествах этого напитка написано так много, что тут уж вряд ли что-нибудь добавишь, хотя... Многие ученые полагают, что дальнейшее изучение чая может принести много неожиданного. Уже обнаружено в нем более 130 химических веществ. В чае содержится вода, кофеин, дубильные и белковые вещества, органические кислоты, чайное эфирное масло, витамины, ферменты и красящие вещества. Чай стимулирует общий обмен веществ в организме человека, повышает жизненный тонус, обладает лечебными и профилактическими свойствами (Слайд №7,8).
Слово "чай", созвучное английскому "Китай" (China), попало в русский язык через чаеторговцев.
Что может быть общего у зимней вьюги, "метущей во все пределы", у караванного пути сквозь Маньчжурию, у сибирских пространств и лавки колониальных товаров, пропахшей приторными запахами странствий?
Точка, в которой воссоединились эти далекие друг от друга вещи и события, представшие в новом качестве, неузнаваемом на Востоке и необычном для Запада, и есть русское чаепитие. Оно превратило в красочное действо простое житейское дело, наполнив его множеством предметов, озвучив прибаутками и поговорками. Из заморского растения чай стал частью бытия в России (Слайд №9)
О том, как это произошло, и есть наш рассказ (Слайд №9)
Технологическая карта
Приготовление чая с сахаром
№ | Наименование продукта | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
1 | Вода | | Вскипятить воду. Обдать кипятком чайник для заваривания чая. | Чайник для кипячения воды |
2 | Чай | 2-3 ч. ложки | Всыпать чай и залить кипятком на 1/3. накрыть чайник салфеткой или грелкой. Дать настояться 5-10 мин. и долить чайник горячей водой до верха | Чайник для заваривания чая фарфоровый |
3 | Заваренный чай | ¼ объема чашки | Налить заваренный чай и долить кипятком | Чайная чашка, блюдце, ситечко |
4 | Сахар | По вкусу | Добавить в чашку | Чайная ложка |
5 | Лимон, варенье, конфеты, печенье, бутерброды | По вкусу | Подать к столу | Креманки, пирожковые тарелки |
Требования к качеству: чай должен быть прозрачным, без чаинок, ароматным, иметь красивый красновато-коричневый цвет.
Вода для заваривания чая должна быть свежекипяченой, лучше мягкой, потому что в жесткой воде чай получается невкусный. Она приобретает мягкость при кипячении ее в самоваре. Чай заваривают в фарфоровом или фаянсовом чайнике. Перед заваркой его нужно прогреть – ополоснуть два-три раза кипятком. Всыпать в чайник порцию сухого чая (из расчета 1-2 г на стакан) и сразу залить его кипятком на 1/3 объема чайника. Замечу, что в чайной ложке содержится 2,5 г сухого чая. Чайник надо накрыть крышкой, а сверху салфеткой или чайной грелкой, чтобы она закрывала отверстие в крышке и носике чайника. Это делается для того, чтобы не терялись летучие ароматические масла. Настаивать чай 5-10 мин, а потом долить чайник кипятком до нормы и разлить в чашки. Температура чая при подаче должна быть не ниже 75˚ С. В чае не должно быть чаинок. Заваренный чай нельзя кипятить или держать на горячей плите, а также оставлять надолго – он потеряет свой аромат.
Чай подают в чашке с блюдцем или в стакане с подстаканником, который ставят на пирожковую тарелку. Отдельно подают сахар, лимон, нарезанный тонкими кружочками, варенье, мед, в молочнике – горячее молоко или сливки. При их добавлении в чай он теряет свою терпкость.
В заключение учитель дает оценку приготовленному чаю, подводит итоги выполненной работы, отмечает ответы детей. После этого все вместе убирают класс.
Литература
1. Ковалев В.М. Русская кухня: традиции и обычаи. - М., 1992.
2. Новоженов Ю.М. Любителям кулинарного искусства. – М., 1989.
3. Русский праздник. – М., 2001.
4. Технология. Учебник для 5 кл. (девочки) /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентена-Графф, 2004