Федеральное государственное казенное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детские ясли – сад «Сказка» МВД Росси»
Кризисы дошкольного возраста
Подготовила:
Педагог- психолог
Шай М.С.
г. Симферополь, 2016
Кризисы дошкольного возраста
Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?
Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.
Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии: - Кризис первого года (переход к раннему возрасту).
- Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту).
- Кризис 7- ми лет (переход к младшему возрасту).
- Кризис подросткового возраста.
Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет). У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.
Проявления: - всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и дей-ствий, а, следовательно, у него появляется много целей)
- появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
- усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)
Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации). В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действи-ях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.
Что могут сделать родители? - давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
- создавая запреты, не делайте их слишком много
- старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.
Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет) Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.
Проявления: - Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
- Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
- Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
- Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.
- Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
- Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Что могут сделать родители? - обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
- ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
- попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
- запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
- проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
- если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «пра-вильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточ-но).
Кризис 7 лет (6-7 лет) В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности. Особенности переживания ребенка в этот период – переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).
Проявления: - Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
- Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
- Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
- Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
- "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.
- Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
- Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.
Что могут сделать родители: - предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
- если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его
- предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
- будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
- подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.
Кризис подросткового возраста. Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится.
Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.
Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет.
Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет.
Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как:
Проявления:
Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях.
В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости.
Для кризиса независимости характерны:
упрямство,
негативизм,
строптивость,
своеволие,
обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям,
протест-бунт и собственничество.
Кризис зависимости проявляется:
в чрезмерном послушании,
зависимом от старших положении,
к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.
Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос».
Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.
Что могут сделать родители:
Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать.
С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства.
Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.