Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 7 классе по теме: "Решение задач с помощью уравнений"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО Парыгина Ирина Анатольевна
Место работы МКОУ СОШ с. Биджан
Должность учитель математики
Предмет алгебра
Класс 7 А
Тема и номер урока в теме Решение задач с помощью уравнений (1 урок – объяснение нового материала)
Базовый учебник Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Алгебра 7 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017
Цель урока: Научиться решать задачи с помощью уравнений
Планируемые результаты:
предметные: уметь составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной; понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений; определять содержание и последовательность действий для решения данной задачи;
личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности;
метапредметные: – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): формировать представление о решении задач с помощью уравнений, изучить алгоритм решения задач с помощью уравнений; развивать умение составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной.
Развивающие ( формирование регулятивных УУД): повысить познавательный интерес к предмету; развивать навыки и способности критического мышления (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умения анализировать); развивать умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; обеспечить условия для воспитания аккуратности, культуры общения, ответственного отношения к учению, интереса к изучению математики.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока, записывают дату тетрадь | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация соей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация повторения темы «Решение уравнений» | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . «Открытие» новых знаний | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. На основе решения проблемных задач вывести правило | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы Организация работы учащихся и контроль за процессом. Вывести алгоритм решения задач с помощью уравнений. | Определяют цель урока. Работают в парах и индивидуально над поставленными задачами. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать коллективном обсуждении вопроса Познавательные: формирование интереса к данной теме;. Личностные: формирование готовности к самообразованию; Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
4.. Физкультминутка | Смена деятельности | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся сменили ид деятельности и готовы продолжить работу. | |
5. Первичное закрепление | Введение неизвестной при решении задач | Предлагает задания на «новое» знание, обеспечивает мотивацию выполнения заданий. | | Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы Коммуникативные: обозначают неизвестную величину \в задачи. Слушают других, готовы корректировать свою точку зрения. Оказывают помощь, осуществляют взаимный контроль. |
6. Самопроверка знаний | Письменная работа по карточкам | Предлагает выполнить задания карточки №1,№2. и выяснить где затруднения. | Выполняют задание. Проверка, оценивание | Познавательные: самостоятельно заполняют таблицы, решают задачи |
7. Подведение итогов | Обобщение полученных сведений, оценивание. | Предлагает ответить на вопросы (лист самоконтроля) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: Соотносят цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать коллективном обсуждении вопроса |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание | |
9. Рефлексия | Дать количественную оценку работы учащихся. | Подводит итоги работы отдельных учащихся и класса в целом. | Учащиеся оцениваю себя и свою работу на уроке | Результативные: оценивание собственной деятельности на уроке |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Орг. момент | 1 мин. | Проверка готовности к уроку. Здравствуйте ребята! Чтобы начать наш урок с хорошим настроением – улыбнитесь друг другу и мне. | Учащиеся слушают учителя, записывают дату в тетрадь. |
2. Актуализация знаний 2.1. Устный опрос 2.2. Решить устно 2.3. Проверка домашнего задания | (9 мин.) 2 мин. 4 мин. 3 мин. | Дать определение линейного уравнения. Когда уравнение имеет один корень? Слайд 1. Решить уравнение: 3х=6 х+2=4 х-3=0 4х=0 Раскрыть скобки: - (х+2) - (х-4) х – (х + 2) 3 – (х - 3) 3 (х + 5) - С какими трудностями вы столкнулись при решении уравнений? На доске заранее приготовлены ответы | 1. ах=в 2. х= , а ≠0 х=2 х=2 х=3 х=0 - х – 2 - х + 4 -2 6 – х 3х + 15 Обмениваются тетрадями, проверяют |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . | 3 мин. | Слайд 2. Проблемная ситуация: Сестра старше брата на 6 лет. Сколько лет каждому, если обоим 16 лет? Как вы думаете, как можно решить эту задачу другим способом? -Давайте сформулируем тему урока и цель. Слайд 3.Цель – научиться решать задачи с помощью уравнений. Открыли тетради, записали число и тему урока. Задачи урока ? Работа с классом | 1) 16-6=10лет 2)10:2=5 лет (брату) 3) 5+6=11 лет (сестре) -Ввести неизвестную. -Решить с помощью уравнения. -Решение задач с помощью уравнений. |
4.Открытие новых знаний | 10 мин. | Ребята давайте составим алгоритм решения задач с помощью уравнений. Слайд 4.Алгоритм: Условие (Обозначить через х неизвестную величину). Основание для уравнения Уравнение. Проверка с помощью таблицы. Ответ -Вернемся к задаче № 1. Слайд 5. Обозначим через х лет брату. Брат – х=5 х+(х+6) = 5+11=16 Сестра – х+6=11 Вместе – 16 лет х+(х+6) =16 Проверка с помощью таблицы. 16=16 – верно. Ответ: -Решим задачу № 2 Слайд 6. В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике. После того как из корзины, переложили в ящик 10 яблок, в ящике стало в 5 раз больше, чем в корзине. Слайд 7. Сколько яблок в корзине и сколько в ящике. -Введите переменную Процессы | Было | Изменения | Стало | Корзина | х=20 | -10 | 5(х-10)=50 | Ящик | 2х=40 | +10 | 2х+10=50 | -Составьте уравнение. 5(х-10=2х+20) Проверка: 50=50 Ответ | Составляют вместе с учителем и записывают в тетрадь В качестве неизвестного совсем не обязательно выбирать именно то что требуется найти в задаче. Решают уравнение 2х=10 х=5 Записывают ответ и делают выводы Обозначим пусть х яблок в корзине. Заполняют таблицу, проговаривают 5х-50=2х+20 3х=60 х=20 |
5.Физкультминутка | 2 мин. | А теперь, ребята, встали, Глазки дружно повращали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | |
6. Первичное закрепление | мин. | Слайд 8. Работа с учебником. Решим задачи: № 390(а), 382 (а), 401 (а) № 382 а) Обозначим через х третье слагаемое I слагаемое – 6х=48 II слагаемое – 3х=24 6х+3х+х=48+24+8=80 III слагаемое – х=8 Сумма – 80 6х+3х+х=80 10х=80 х=8 № 390 Обозначим через х кг яблок в корзине Процессы | Было | Изменение | Стало | Корзина | х=6 | 18 | 18х | Ящик | х+3=9 | 12 | 12(х+3) | 18х=12(х+3) 18х=12х+36 Х=6 Ответ: 6 кг в корзинке, 9 кг в ящике № 401 Обозначим через х деревьев – груши Груши – х=24 Яблоки – 3х=72 х+3х+(х+10) =24+72+34=130 Сливы – х+10=34 Всего – 130 х+3х+(х+10) =130 5х=120 х=24 | Работают у доски, работают индивидуально. Отвечают на вопросы. |
7. Самопроверка знаний | 5 мин. | Организовать самопроверку знаний -индивидуальные карточки- Карточка № 1 Карточка № 2 | Решают в парах, обсуждают правильность решения задания. | Было | Измен. | Стало | I б | х | +5 | х+5 | II б | 3х | -7 | 3х-7 | х+5=3х-7 -2х=-12 х=6 Обозначим через х кг – дыня Дыня – х=5 Арбуз – х+3=8 х+(х+3)= Всего – 13 кг 2х=10 х=5 |
8. Подведение итогов | 3 мин | Лист самоконтроля Вид работы | Оценка | Определение линейного уравнения | | Условие когда уравнения ах=в имеет решение | | Устные упражнения | | При объяснении нового материала | | а) активно участвовали составлении алгоритма решения задач | | б) Составление уравнения к задаче № 1 | | в) Составление уравнения к задаче № 2 | | Решил задачу № 390(а) | | № 382(а) | | | Заполняют, выставляют оценки |
9. Информация о домашнем задании | 2 мин | Слайд 9. п.4.4. № 382(б) 390 (б) 409 | Записывают задание в дневник |
10. Рефлексия | 2 мин | 1.. Выставляет оценки зам урок. Слайд 10. -Сегодня я узнал… -Я научился… -Я попробую… -Урок дал мне для жизни… | Дополняют предложения, делают выводы. |
Приложение
Рабочий лист
Фамилия, имя ______________________________________________
Задача № 1
В одном баке х л воды, а в другом – в 3 раза больше. В первый бак долили 5 л воды, а из второго вылили 7 л воды. Воды в баках стало поровну. Выясните, сколько воды было в первом баке.
Процессы | Было | Изменения | Стало |
I бак | | | |
II бак | | | |
Задача № 2
Арбуз и дыня вместе весят 13 кг. Арбуз тяжелее дыни на 3 кг. Сколько весит дыня? Сколько весит арбуз?
Обозначим через х кг –
Арбуз -
Дыня -
Вместе – 13 кг
Лист самоконтроля
Фамилия, имя_____________________________________________________
Вид работы | Оценка |
Определение линейного уравнения | |
Условие, когда уравнение ах=в имеет один корень | |
Устные упражнения | |
При объяснении нового материала а) активно участвовали в составлении алгоритма решения задач | |
б) составление уравнения к задаче № 1 | |
в) составление уравнения к задаче № 2 | |
Решение зада№ 390(а), 382(а) | |
3