Приложение 3 . Конспект урока, включающих энергоресурсосберегающий аспект
Математика, 7 класс
Тема: «Степень с целым показателем»
Тип урока: урок повторения знаний
Цели:
Обучающая: повторить знания по теме «Степень с целым показателем» и оценить уровень усвоения знаний учащихся по теме
Ожидаемые результаты:
учащиеся распознают и записывают числа в стандартном виде,
помнят и применяют правила действий со степенями с целым показателем,
вычисляют значения выражений, содержащих степени с целым показателем.
Развивающие:
создать условия для развития мыслительных процессов, активной познавательной деятельности детей;
способствовать формированию у учащихся навыков адекватной самооценки; формированию мотивации достижения, развитию рефлексивных способностей.
Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся бережного использования энергоресурсов.
Оборудование: презентация, тексты заданий.
Формируемые метапредметные компетенции:
умение обосновывать выбор способа действий;
использование знаково-символических средств для решения заданий;
оценивание правильности выполнения действий, осуществление пошагового и итогового контроля по результату;
проведение сравнения по заданным критериям;
развитие способностей оценки и понимания окружающего мира.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Цель: психологически подготовить учащихся к уроку, ввести их в атмосферу познавательной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Предлагает учащимся вспомнить основные понятия предыдущих уроков алгебры. | Называют основные понятия, изученной темы (степень, показатель, основание, стандартный вид числа и др.) | На доске записаны дата и тема урока |
Учитель: На протяжении последних уроков алгебры мы с вами изучали новые для вас понятия. Давайте вспомним, какие? (Учащиеся перечисляют)
Учитель: Сегодня нам предстоит вспомнить эти понятия и повторить то, как выполняются действия со степенями.
Операционно-познавательный
Цель предметная: актуализация понятия стандартный вид числа
Цель в рамках энергосберегающего аспекта: показать, что количество производимой электроэнергии в нашей стране меньше потребляемой
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Предлагает учащимся выбрать из текста числа, записанные в стандартном виде, сформулировать определение числа в стандартном виде, записать все числа, встречающиеся в тексте, в стандартном виде. Предлагает учащимся сравнить количество произведенной в стране энергии и количество потраченной и сделать вывод | Читают текст, называют числа, записанные в стандартном виде. Повторяют определение числа, записанного в стандартном виде. Записывают числа в стандартном виде. (Один из учащихся записывает на доске.) Сравнивают некоторые из чисел. Делают вывод о нехватке энергии, производимой в нашей стране | Текст размещен на слайде презентации |
Текст: В Беларуси было произведено 33,3 электрической энергии. А потреблено − 36600 Вт ч. Самая крупная электростанция Беларуси – Лукомльская ГРЭС, мощностью 256 . Новополоцкая ТЭЦ имеет мощность 505 . На территории Беларуси построено более 50 гидроэлектростанций. Крупнейшая гидроэлектростанция – Витебская, мощностью 40
Учитель: Таким образом, нашему государству приходится покупать у других стран электроэнергию. Для изменения этой ситуации существует несколько путей. О некоторых из них вы узнаете из следующего задания.
Цель предметная: повторить правила действий со степенями.
Цель в рамках энергосберегающего аспекта урока: познакомить учащихся со способами решения проблемы дефицита энергии – альтернативные источники энергии и энергосбережение.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Предлагает учащимся задания на действия со степенями. Для успешного их выполнения напоминает правила. | Повторяют правила действий со степенями. Решают задания на применение правил. В результате выполнения задания, учащиеся называют два способа решения проблемы нехватки энергии: альтернативные источники энергии и энергосбережение. | Повторение правил – на слайде. Задания на карточках «Домино» |
Задание «Домино» (нужно составить цепочку из условий и ответов)
Учитель: Что же такое альтернативные источники энергии? С некоторыми из них вы познакомитесь, решая следующее задание.
Цель предметная: закрепить навыки действий со степенями в заданиях на применение правил действия со степенями и вычисления.
Цель в рамках энергосберегающего аспекта: познакомить учащихся с несколькими видами альтернативных источников энергии, применяемыми в Беларуси
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Предлагает учащимся в парах выполнить задания. Полученные ответы найти на карточках с картинками. | Решают задания в тетрадях, работая в парах. Закрывают карточкой с ответом соответствующее задание (как в игре «Лото») | Задания на карточках. Проверка правильного расположения карточек – на слайде |
Карточка с заданием: Карточки с ответами:
После решения задания учитель и учащиеся проверяют правильность выполнения. Учитель кратко комментирует изображения установок для получения электроэнергии от энергии воды, солнца, ветра, биогаза, применяемые на территории Беларуси.
Контрольно-оценочный этап
Цель предметная: проверить знания учащихся.
Цель в рамках энергосберегающего аспекта урока: мотивировать учащихся на экономию энергии в обычной жизни.
Учитель: Кроме использования альтернативных источников энергии, над эффективным применением которых трудятся многие ученые, как мы выяснили, существует ещё способ решения проблемы нехватки энергии – это её экономия, то есть энергосбережение. С одной стороны – это более простой способ, а с другой – более сложный. Поскольку каждый житель Беларуси, и вы в том числе, должны экономить электричество. Как это можно делать? (учащиеся дают ответы: выключать свет и электроприборы, когда ими не пользуются, не оставлять их включенными в режиме ожидания, собирать отходы для повторной переработки и др.)
Еще раз вспомним эти простые правила энергосбережения, и проверим знания по теме «Степень с целым показателем».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Демонстрирует учащимся задания теста для проверки знаний по теме. Контролирует самостоятельность выполнения заданий. После выполнения заданий демонстрирует правильные ответы | Решают задания в тетрадях, работая индивидуально (решение пишут обязательно). Сдают тетради и после этого узнают правильные ответы. | Задания теста – на слайде. Прием «Отключи» |
Задания теста:
Выберите число, представленное в стандартном виде:
а )
2) Вычислите:
.
3) Найдите значение выражения и результат запишите в стандартном виде:
В ыполните действия:
.
Упростите:
Во время проверки правильности выполнения теста в случае выбора верного ответа на слайде появляются картинки, иллюстрирующие правильные действия, направленные на энергосбережение (электроприборы «отключаются от сети» и т.п.).
После проверки учащиеся ставят себе предварительную отметку (окончательная будет после проверки тетрадей учителем).
Этап подведения итогов урока и домашнего задания
Цель предметная: задать детям домашнее задание с учетом предполагаемой коррекции знаний.
Цель в рамках энергосберегающего аспекта урока: мотивировать учащихся на дальнейшее бережное использование энергоресурсов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель дает домашнее задание в зависимости от предварительной оценки, полученной учащимися. Учитель подводит итоги урока. Демонстрирует пример памятки по энергосбережению | Записывают домашнее задание | Памятка – на слайде презентации |
Домашнее задание:
Для учащихся, получивших предварительные оценки 6 баллов и ниже – №1.148, 1.147, повторить свойства степеней с.25.
Для учащихся, получивших предварительные оценки 7 – 10 баллов – №1.188, 1.162, повторить свойства степеней с.25.
Учитель: Сегодня на уроке нам удалось не только повторить тему «Степень с целым показателем», но и вспомнить о глобальной проблеме в нашей стране – дефиците энергии. И, если создавать альтернативные источники энергии вы пока не можете, то выполнять простые правила энергосбережения вам под силу. К следующему уроку я предлагаю вам сделать памятки с правилами энергосбережения, которых придерживаются члены вашей семьи. На этих памятках укажите числовую информацию о сэкономленной энергии. А числа запишите, конечно же, в стандартном виде.