Конспект урока
Тема: Степень с целым показателем
Цели урока:
1. Обучающая – повторить определение и основные свойства степени с натуральным показателем, ввести понятие степени с целым отрицательным показателем, научиться применять определение степени с целым показателем и её свойства для вычисления и упрощения выражений, содержащих степень с целым показателем.
2. Развивающая – развитие познавательного интереса учащихся, развивать математическую речь, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывающая – воспитание к стремлению новых знаний, учится работать в группах и парах, развивая взаимовыручку, умение выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: презентация
План урока:
1. Обсуждение темы занятия.
2. Актуализация знаний, умений.
3. Изучение нового материала
•Создаётся проблемная ситуация
•Выдвигается гипотеза
•Вывод определения нового понятия
4. Первичное закрепление знаний
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
6. Подведение итогов урока
7. Информация о домашнем задании.
ХОД УРОКА 1. Организация начала урока. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку; определение отсутствующих. Подготовка тетрадей, учебников к уроку.
2. Обсуждение темы занятия.
Учитель: Сегодня мы расширим свои знания по теме, которую изучали в 7 классе. Чтобы вспомнить о чем идет речь, сыграем в математическое лото.
На парту выдается карточка лото и полоски бумаги.
15 А | 5 Т | 1 Е | - 2 Б |
- 22 С | 3 М | - 20 О | - 16 П |
4 И | - 12 Е | - 8 Ь | - 11 Р |
-11 Р | 11 К | 10 Ц | 14 В |
Ученики считают примеры и закрывают в карточке соответствующие ответы.
Примеры: 1)
2) - 7 + 5 = - 2
3) = 10
4) = 4
5) – 14 – 6 = - 20
6) = 15
7) = 11
8)
9)
Из оставшихся незакрытыми букв составьте слово – Степень.
3. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Учитель: Итак, посмотрите на выражения, записанные на доске, какие из них можно назвать степенью и почему?
; ; ; ; ; ; ; ;
Ученики: ; ; ; так как они вида .
Учитель: Дайте определение степени с натуральным показателем и степени с нулевым показателем.
Ученики: ;
Учитель: А можно ли оставшиеся выражения записать в виде степени? Что нужно для этого вспомнить?
Ученики: Да, необходимо вспомнить свойства степени с натуральным показателем.
Учащиеся преобразовывают выражения, называя их в виде степени:
; ; ; ; .
Выходят к доске и записывают на доске свойства степени с натуральным показателем:
1.
2.
3.
4.
5.
4. Изучение нового материала
Учитель ставит проблему: А как вычислить степень
? Учащиеся высказывают гипотезы. Учащиеся записывают тему урока. Учащимся дается задание по рядам, вычислить, используя свойства степени с натуральным показателем. 1 ряд:
; 2 ряд:
; 3 ряд:
. У всех учащихся получается один и тот же ответ – 1. Учитель: Сделайте вывод: как выразить степень с целым отрицательным показателем. Учащиеся по рядам выполняют задание. Учитель: Сделайте общий вывод. Учащиеся делают вывод:
.
5. Первичное закрепление знаний
Закрепление проходит в виде диктанта, учащиеся по одному выходят к доске:
Диктант.
Вычислите: .
Представьте в виде степени: .
Упростите выражение: ; .
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учащимся дается тест, при его выполнении отгадывают буквы, из которых получается слово – фамилия немецкого ученого – математика « Штифель», который внес значительный вклад в развитие понятия степень. ( те учащиеся, кто быстрее выполнил – помогают остальным) Тест.
1. Вычислить:
П) ; Ш) ; А) ; В)
2. Вычислить:
Р) ; И) ; О) ; Т)
3. Вычислить:
Ф) ; Л) ; И) ; Х)
4. Представьте в виде дроби:
О) ; И) ; Ф) ; А)
5. Выполните действие:
М) ; Е) ; Г) ; У)
6. Найти значение выражения:
О) ; Е) ; Н) ; Л)
7. Из чисел найти наибольшее
Д) ; Р) ; С) ; Ь)
7. Итоги урока. Рефлексия урока. - что изучали на уроке - что понравилось - что вызвало затруднения - что не понравилось - над чем придется поработать дома 8. Информация о домашнем задании (выведена на экран): № 8.4; № 8.7; № 8.13 (в) по учебнику Мордковича.
Презентация.