1.Организационный этап Задача: Привлечь внимание детей, смотивировать на предстоящую деятельность. | | Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; | - Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на сегодняшнем классном часе! - Давайте посмотрим на своего товарища по парте и подарим ему свою нежную улыбку! - Чувствуете, как приятно делиться с кем-то своей улыбкой? - Ребята, нам действительно важно, чтобы рядом с нами был человек, который мог поддержать нас добрым словом или поступком, а когда нам грустно – просто получить теплую и нежную улыбку от своего товарища. Давайте не забывать делиться друг с другом своим теплом. - Договорились? - Здорово. - А сейчас сядут на свои места те, кто сегодня пришел в брюках. - Сейчас сядут за парту те, у кого в имени есть буква «А». - Сейчас сядут за парту те, у кого глаза голубого цвета! - И присаживаются на свои места те, кто оказался у нас самым выносливым и простоял дольше всех! - Вижу теперь мы все готовы. | Личностные УУД: демонстрируют уважительное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, дружелюбие; Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; |
2.Мотивационно- целевой этап Задача: смотивировать обучающихся на классный час, создать условия для определения темы и постановки цели классного часа. | | Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ, беседа; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение; Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль; | - Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать одну историю, и ответить на вопрос: о чем в ней говорится? Попробуйте пронаблюдать за поведением героев. -«Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном классе. Дружба их началась очень давно, почти с пелёнок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Серёжу и Сеню все называли неразлучными друзьями. Но однажды произошёл случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Серёжа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге: -Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду! Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу. - Вань, ты чего? - испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слёзы, тихо застонал. -Больно? - участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега. -Не очень! - мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слёзы, - Только нога болит… -Давай я тебе помогу! - Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. - Держись, Ванёк! Я тебя домой отвезу. -Спасибо! - прошептал Ваня, морщась от боли. -Да не за что! - отмахнулся Сеня. -Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Серёжа. Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повёз друга домой.» - Ребята, как вы поняли, о чем говорится в этой истории? - А кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? И почему? - Верно ребята. Сеня оказался настоящим другом для Вани. Он не раздумывая отправился помогать Ване, в отличие от Сережи. Ведь именно так поступают настоящие друзья. - Друг никогда не станет тебя высмеивать, а если у тебя случится беда – он обязательно придет к тебе на помощь. - Слушая эту историю, кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? - Тема: «Зачем нужны друзья?» - Значит сегодня на занятии мы с вами узнаем о том, зачем нам нужны друзья и как ведет себя настоящий друг. | Познавательные УУД демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; |
3.Основной этап | Знакомство с ценностью Задача: актуализировать знания о понятии дружба | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: дискуссия; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение; Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; Методы обучения: Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: повторение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль; Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; | - Ребята, а вы знаете что такое дружба? - Это определение вам уже знакомо, предлагаю вам вспомнить и прочитать его в словаре Ожегова. - На счет 3,4 давайте все вместе. Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. - Да ребята, дружба – это доверие, это общие интересы, которые связывают вас между собой. | Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; Предметный: актуализируют и закрепляют знание о понятии «дружба»; |
3.1 Дискуссия на тему «Зачем нужны друзья?» | Проговаривание ценности на своем языке Задача: обсуждение значения «дружбы», как необходимой человеческой потребности | - Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм и внимательно следить за тем, как ведут себя герои мультфильма. https://youtu.be/2YUZu4YxhC4 - Ребята, какие у вас впечатления после просмотра мультфильма? - Отталкиваясь от вашего собственного опыта, как вы думаете, почему Ежик рассказал Крошу про свою «деликатную проблему»? (потому что Крош его друг) - А с друзьями, как правило – мы можем поделиться своим секретом. Своему другу мы можем рассказать то, что не расскажем больше никому. - Почему Ежик обиделся на Кроша? (потому что Крош рассказал о его проблеме Копатычу) - Как вы считаете, правильно ли поступил Крош, когда рассказал Копатычу про проблему Ежика? - Все верно ребята, Крош поступил не по-дружески, потому что секреты своих друзей рассказывать не стоит. Так можно потерять доверие своего друга. - Ребята, если вы были внимательны, то могли заметить, что Крош действительно не понял, почему Ежик на него обиделся. - А как вы думаете, можно ли обсуждать своих друзей друг с другом? - Обсуждать своих друзей и делиться секретами своих друзей – не правильно. Когда друг делится с вами своим секретом – это означает то, что он вам доверяет. А доверие – это чувство, которое можно легко потерять и очень сложно вернуть. - Действительно, Ежику стало обидно, что Крош разболтал всем о его «деликатной проблеме». - А как повел себя в этой ситуации Копатыч, когда узнал о проблеме Ежика? - Верно ребята, Копатыч действительно переживал за Ежика и решил позвать на помощь Совунью. - Чем закончилась эта история? - Верно ребята, у Ежика на самом деле не оказалось никаких проблем со здоровьем. Что он делал дальше? - Он пошел мириться к Крошу. Ежик понял, что эта ситуация, которая произошла между ними, на самом деле, такой пустяк. Ведь в дружбе важно уметь прощать и не держать зла на своего товарища. - Помирились ли Крош с Ежиком? - Помирились. - А исходя из этого мультфильма, как вы поняли – для чего нужны друзья? - Я с вами согласна ребята. Друзья нужны для того, чтобы делить горе и радость на пополам, заботиться друг о друге и уметь вовремя прощать – когда это действительно необходимо. - А как бы вы поступили на месте Кроша? А если бы вы были на месте ежика – как бы вы поступили? - Ребята, действительно секреты, которые доверяет вам ваш друг – не стоит рассказывать кому-то еще. Так можно обидеть своего друга, можно потерять его доверие. В дружбе важно быть честным и понимающим. - Ребята, как вы думаете, важно ли нам иметь друзей? - А зачем же нам нужны друзья? - С друзьями веселей, с друзьями мы чувствуем себя свободней и даже счастливее! Поэтому для каждому из нас важно иметь в своем кругу общения тех, кто будет разделять с нами общие интересы, тех, кому мы сможем доверять, тех с кем мы можем быть самими собой и ничего не бояться – ведь дружба – это великая сила! - После такой долгой и содержательной беседы я предлагаю вам немного отдохнуть! |
3.2 «Настоящий друг – какой он?» | Проживание и тренировка в ценностном поведении Задача: создать условия для проживания и тренировки ценностного поведения. | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение; Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение, поручение; Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; Методы эмоционального стимулирования: постановка игровой формы организации; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль; | - Мы сегодня с вами много говорили о том, какими качествами должен обладать настоящий друг – сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека, в таком порядке, в котором вы сидите. И ваша задача будет не просто составить пословицу, но и обсудить в группе – как вы понимаете, о чем в ней говорится? (каждая группа получает конверты с разрезанными пословицами) Конверт для 1 группы: «Дружба как стекло: разобьешь не сложишь». - Первая группа представляет нам свою пословицу и рассказывает, как они понимают ее смысл. - Спасибо ребята, это действительно так. Есть ситуации в нашей жизни, которые могут разрушить нашу дружбу раз и на всегда. Приведите пример, что это может быть? - Спасибо ребята. Действительно, нужно относиться бережно к своему другу и не обижать его. Конверт для 2 группы: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». - Выступает вторая группа. - Да, ребята, в дружбе важно быть честным и говорить своему другу все так, как есть. А что будет, если вы будете обманывать своего друга? - Верно ребята, вы можете потерять доверие вашего друга. Конверт для 3 группы: «Нет друга – ищи, а нашел – береги». - Слушаем третью группу. Объясните нам, как вы понимаете эту пословицу. - Я согласна с вами, ребята. Каждому из нас нужен хотя бы один друг. И если вы нашли своего друга – обязательно цените вашу дружбу, берегите ее. Конверт для 4 группы: «Новых друзей наживай, а старых не теряй». - Слушает четвертую группу и как вы понимаете ее смысл. - Да ребята, старая дружба всегда крепче, ведь она проверена временем. Очень здорово, когда у вас появляются новые друзья – но про старых друзей забывать не стоит. Конверт для 5 группы: «Крепкую дружбу и водой не разольешь» - Слушаем пятую группу. - Действительно ребята, крепкую дружбу ничем невозможно сломать. Чтобы между друзьями не происходило – они всегда будут вместе. Конверт для 6 группы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». - И последняя шестая группа, как вы понимаете вашу пословицу? - Да ребята, ведь если вам понадобится помощь – мы всегда обращаемся к своим друзьям и точно знаем, что они обязательно нас поддержат и помогут. Ведь друзья важнее денег. - Понравилось вам работать с пословицами? - А как вы думаете, для чего мы разбирали пословицы? - Все верно, через пословицы мы с вами поговорили о том, для чего нам нужны друзья. И с этим вы отлично справились! - А сейчас я предлагаю вам проверить, на сколько вы настоящий друг. - Я предлагаю вам ситуацию, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае? Будьте внимательны и прежде чем будете отвечать, обязательно подумайте. Ситуация №1 -Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете? - Правильно ребята, уроки прогуливать не хорошо. В этой ситуации вы как настоящий друг попробуете убедить своего товарища остаться в школе. Объясните ему о том, что вас может потерять учительница и очень сильно разволноваться, ведь за каждого своего ученика она несет ответственность. Ситуация №2 -Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите? - Верно ребята, если вы заметили, что вашему другу нужна помощь – спросите его, можете ли вы чем-то ему помочь. Только здесь ребята есть один важный момент. Ответьте мне на вопрос. Можете ли вы выполнить работу за друга? - Те, кто ответил да. Объясните нам, почему вы так считаете? - Смотрите, если вы выполните работу за своего друга – он так и не разберется в задании, а значит – плохо усвоит тему урока. Поэтому ребята, «предложить свою помощь» и «сделать за друга» - это совершенно разные вещи. - Предлагая помощь, вы поддерживаете своего друга и предлагаете ему объяснить задание еще раз. Лучше всего, если вы предложите своему другу обратиться к учительнице. Она обязательно ему поможет. - А когда вы делаете задание за друга – вы оказываете ему «медвежью услугу» - то есть ваша помощь не принесет пользы. Ситуация №3 - В школу пришла новая девочка. К ней подошла ваша подруга и сказала: «У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?» Как бы вы поступили? - Правильно ребята, никогда нельзя обсуждать своих друзей. Если вам что-то не нравится в своем друге, или вы по какой-то причине обижены на него – обсудите это с другом, к которому это относится. А вообще - старайтесь замечать прежде всего хорошее в человеке. И тогда рядом с вами будут такие же добрые и честные друзья – как вы! - Отлично ребята, какие 3 основные вывода мы можем сделать, обсудив три ситуации? 1. Если ты видишь, что твой друг затевает что-то не хорошее – постарайся его остановить; 2. Помогая своему другу, не делай работу за него; 3. Обсуждать своих друзей – плохо. Если между вами произошел какой-то конфликт, постарайтесь решить его между собой. - Отлично ребята, среди вас много достойных друзей! - Как вы думаете, чем нам были полезны эти ситуации? - Правильно ребята, вы сможете применять это в своей жизни и всегда помнить о том, как поступает настоящий друг! - Вижу вы немного устали. Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам применить те знания, которые вы сегодня получили в ходе занятия. - Сейчас я предлагаю всем встать в круг. Задача каждого из вас по очереди вспомнить и рассказать нам ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например, у вас было плохое настроение, болел зуб, или кто-то вас обидел и т.д. У меня в руках будет волшебная палочка. После того, как вы расскажите свою ситуацию, я произнесу слова: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай». Тот, кто знает, как можно помочь другу, поднимает руку и я передаю ему «палочку-выручалочку». Кто получил палочку, прикасается ею к тому, кому предлагает свой вариант помощи. (В случае возникновения затруднения, я сама беру палочку, прикасаюсь ей ребенка и рассказываю, как можно ему помочь».) - *играем* - Хорошо ребята, присаживайтесь на свои места. - Вам понравилась эта игра? - Как вы думаете, чему учит эта игра? - Верно ребята, эта игра учит нас быть внимательнее друг к другу, проявлять интерес и заботу не только по отношению к своему товарищу, но и к тем, кто находится рядом с вами. | Личностные УУД: демонстрируют уважительное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, дружелюбие; Познавательные УУД: демонстрируют умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; Коммуникативные УУД: демонстрируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении, договариваться со сверстниками; |
4.Подведение итогов (рефлексия) Задача: создать условия для подведения итогов проделанной работы. | | Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение; Методы обучения: Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: беседа; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль; | - Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема? - Получилось ли у нас ответить на вопрос: зачем нам нужны друзья? - А что мы делали, для того, чтобы ответить на этот вопрос? - Отлично. А как ведет себя настоящий друг мы с вами узнали? - А что мы делали, для того, чтобы это узнать? - Здорово, ребята. А что вам запомнилось больше всего? - Благодарю за ответы. -*Выдаю листочки* - А сейчас я каждому из вас предлагаю взять листочек, и написать, что бы вы хотели пожелать своему другу. - После того, как вы напишите свое пожелание, каждый из вас подходит и кладет его в волшебный мешочек. Я его хорошо перемешиваю и после того как все напишут свои пожелания – я подойду к каждому из вас, и вы не глядя вытянете листочек с пожеланием. - *подхожу к обучающимся, они вытягивают листочки* - Сейчас ребята кто хочет поделиться тем пожеланием, которое ему выпало? - *Прослушиваем так нескольких обучающихся* - Ребята, посмотрите какие теплые эмоции у нас вызвали пожелания, которые вы получили. - Все - таки так важно иметь рядом с собой друзей, которые не только выручат в трудной ситуации, но и поднимут настроение и вызовут улыбку на вашем лице! - Ребята, я благодарю вас за любознательность на сегодняшнем занятии, за вашу активность и за ваше стремление быть действительно настоящим другом! - До свидания! | Личностные УУД: демонстрируют уважительное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, дружелюбие; Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию, умение оценивать свою деятельность; Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; |