Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новолакская средняя общеобразовательная школа №1 »
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Изменение имён существительных по числам»
(открытый урок)
2 класс
Автор учитель начальных классов МКОУ «Новолакская СОШ№1»
Лелуева Дженнет Срупашаевна
с. Новолакское 2018 год.
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Изменение имён существительных по числам»
Дата проведения урока: 15.03.2018г.
Класс: 2
Учитель: Лелуева Дженнет Срупашаевна
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить учащихся с категорией числа имён существительных.
УУД, формируемые на уроке:
личностные: уметь оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей;
коммуникативные: правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать;
регулятивные: учиться ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий; учиться выделять то, что уже известно и то, что ещё подлежит усвоению.
Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ПК, электронное приложение к учебнику.
Наглядные пособия и рабочие материалы: раздаточный материал (карточки), смайлики (у каждого), «цветовая шкала» на карточках (у каждого), задание к уроку в электронном виде, презентация к уроку, тетради, рабочие тетради на печатной основе, учебники, шкала оценивания (! +, -), шкала обозначения цветов (зелёный, жёлтый, красный).
Авторы учебника: Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть, с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок у нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Пожелайте друг другу успехов, улыбнитесь. Тихо присаживайтесь. Слайд 1
Актуализация знаний
- Посмотрите на эту запись. Какое бы задание вы предложили выполнить своему соседу по парте. Слайд 2
Слова на доске
Ч..ща, варе…ка, гл..за, кот …арсик, утю…
(Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы)
- Выполните это задание.
(Дети по одному выходят к доске, выполняют задание, комментируют свои действия)
- К какой части речи относятся все эти слова?
(Это имена существительные)
- Докажите, что это – имена существительные.
(Все эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? или Что?)
- Придумайте предложение с одним из этих слов.
- Верно. Молодцы!
Самоопределение к деятельности
- Наши друзья Аня и Ваня тоже так считают. Но они разделили эти слова на две группы по-разному.
- Аня разделила эти имена существительные так: Слайд 3
чаща Барсик
варежка
глаза
кот
утюг
- По какому признаку Аня разделила слова?
(В первом столбике имена нарицательные, а во втором – имя собственное)
А вот как разделил эти слова Ваня: Слайд 4
чаща глаза
варежка
кот Барсик
утюг
- По какому же признаку разделил слова Ваня? (В первом столбике слова обозначают один предмет, а во втором – несколько, много)
- О чём это говорит? Сделайте вывод. (Имена существительные могут обозначать один предмет или несколько предметов. Имена существительные могут изменяться по числам)
- Сформулируйте тему урока. (Число имён существительных) Слайд 5
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Будем учиться изменять имена существительные по числам) Слайд 6
Работа по теме урока
- Откроем учебники на стр.62 и прочитаем сообщение. Слайд 7
- Проверим, кто внимательно читал сообщение
- Закончите высказывания. Имена существительные в единственном числе обозначают ______________ предмет. (Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет) Слайд 8
Имена существительные во множественном числе обозначают _____________ предметов. (Имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов) Слайд 8
Игра «Путаница». На экране записаны слова: карандаш, мыши, тарелка, пеналы, карандаши, тарелки, ученики, пенал, ученик, мышь. Слайд 9
- Ребята, слова перепутались. Как нам их распутать? (Нужно разделить их на две группы: существительные единственного числа и существительные множественного числа)
- Давайте распределим эти слова на две группы.
На доске карточки со словами. Ученики выходят по очереди и прикрепляют карточку в нужный столбик.
ед. число мн. число
карандаш мыши
тарелка пеналы
пенал карандаши
ученик тарелки
мышь ученики
- Посмотрите внимательно на эти столбики, может кто-то не согласен?
Физминутка
- Ребята, встаньте, пожалуйста. Немного разомнёмся и поиграем. Я вам буду называть имена существительные. Если это существительное в единственном числе, то вы поднимаете ручки вверх и делаете наклон вперёд. Если существительное во множественном числе – то поднимаете руки вверх и делаете наклоны в стороны.
Огурец, деревья, цветы, тетрадь, телефон, книги, портфель, мешок, телевизор, уроки, звонок, свеча, птицы.
- Молодцы. Присаживайте на свои места, будем работать дальше.
Продолжение работы по теме урока
- На экране записаны слова. Что скажете о них? Свяжите их с темой урока.
(Эти имена существительные записаны в единственном числе).
- Запишите эти слова в тетрадь так, что бы они превратились в существительные множественного числа.
Туча, огурец, кружка, трава, лось, нос, лес, дождь. Слайд 10
Тучи, огурцы, кружки, травы, лоси, носы, леса, дожди.
- Кто-то сомневается в каком-либо слове?
- Придумайте и запишите 2 своих слова во множественном числе.
Интерактивная игра «Помоги совушке»
- Давайте поможем сове построить лесенки к домику. Для этого нужно правильно распределить слова в два столбика.
Дети по очереди выходят к компьютеру и распределяют слова по группам.
мн. число ед. число
соловьи попугай
воробьи муха
волки стрекоза
вороны
слоны
собаки
Упражнение в рабочей тетради на печатной основе. Стр. 32, упр. 156.
- Прочитайте задание. Что будете делать в этом упражнении? (Нужно сначала выписать существительные единственного числа, а затем существительные множественного числа)
Учащиеся выполняют работу. Сверка с образцом на доске.
Единственно число – муха, стрекоза, гусеница, муравей.
Множественное число – волки, слоны, собаки, жуки, соловьи, воробьи, вороны, кошки, аисты.
Оценивание цветом. У детей цветовые карточки, на доске обозначения цветов. - Ребята, покажите цветом, как вам удалось справиться с этим заданием.
Зелёный цвет – всё получилось, было не трудно.
Жёлтый цвет – были затруднения, но я справился.
Красный цвет – было очень сложно, мне нужна помощь.
Рефлексия
Работа в парах
Учащиеся получают карточки.
Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. |
Надвинулась тёмная … Полил холодный … Я раскрыл… Возле дома уже большая … | Мрачные … закрыли небо. Идут холодные … Люди взяли … Всюду глубокие … |
- Предлагаю вам определить стрелками место каждого слова в предложении. Работаем в паре, поэтому не забывайте совещаться и принимать решение вместе.
Слайд 11
- Предлагаю вам дать название каждому столбику.
- Проверьте по образцу правильность выполнения этого задания. И оцените, как вы его выполнили, по шкале.
! – у меня всё получилось, я всё сделал правильно
+ - у меня почти всё получилось, есть одна, две ошибки
- - у меня больше двух ошибок, мне нужно было быть более внимательным
Шкала (!, +, -) на доске .
- Какая пара поставила себе !?
- У какой пары знак + за это задание?
Подведение итогов урока
- Изменяется ли смысл предложения, если использовать существительные разного числа?
- Какую цель ставили перед собой?
Сделайте вывод: важно ли правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа?
- Какое задание показалось самым интересным?
- Какое задание было трудным?
- Оцените цветом, насколько была понятна эта тема?
Спасибо за урок!