«Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Предлагаю Вашему вниманию опыт своей работы «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
«Рука – это вышедший наружу головной мозг»,- говорил философ, педагог Эммануил Кант. Но он скорее подытожил то, что наши предки знали всегда.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.
В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.
В Индии существует разработанная йогами гимнастики пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).
Мудрые корейцы нашли на ладонях и стопах точки, которые отвечают за работу практически всех органов.
Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, необходимые для будущего овладения письмом, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокий уровень развития речи и познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; коррекция и развитие двигательных и речевых способностей детей, мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий
Задачи:
Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Коррекция и развитие речевых способностей детей
Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Ожидаемый результат
Результатом работы по данному проекту должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами ручной умелости.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра, именно с её помощью мы развиваем, обучаем и воспитываем детей. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать им новые варианты использования. Такие игры и упражнения мы предлагаем вашему вниманию.
Просмотр содержимого документа
««Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»»
Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Актуальность темы:
- Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы. Систематические занятия, требующие тонких движений пальце, необходимые для будущего овладения письмом, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокий уровень развития речи и познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Теоретические основы проекта
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
- Прищепа С. Р., Коняхина Т. И. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.// Журнал "Дошкольное воспитание" № 1, 2005
- Осипова Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=412942 (08.02.2011 ).
- Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
- Андреева, М.Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи [Текст] / М. Б. Андреева // Логопед. — 2015. — №7. — С. 92-99.
- Артемьева , И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи [Текст] / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 31-35
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
- 2.Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – 2-3 изд., испр. – М. : Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).
Кузнецова, М. Б. Использование моделей в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М. Б. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 57-64.
Цель проекта
- Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; Коррекция и развитие двигательных и речевых способностей детей, мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи проекта
- Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Коррекция и развитие речевых способностей детей
- Развивать творческую активность, пространственное мышление,
- фантазию.
- Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
- предметно-практических действий;
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Принципы реализации проекта
- принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей.
- принцип оздоровительной направленности - на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности - создание атмосферы для речевого развития и доброжелательного общения детей.
Ожидаемый результат
- Результатом работы по данному проекту должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
- Овладение нормами речи, этики поведения.
Сроки работы над проектом
- В ходе реализации «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» мы ощутили недостаток практического наполнения программы играми и упражнениями на развитие мелкой моторики. Изучив литературу и практический опыт по данной теме, мы стали подбирать, изготавливать и предлагать детям игры и упражнения по актуальным лексическим темам недели. Таким образом, работа над проектом началась в сентябре 2018 года и продолжается до настоящего момента. Срок окончания проекта – июнь 2018года. Промежуточные итоги проекта позволяют нам сделать вывод об эффективности выбранного направления работы.
Учебно - тематическое планирование
- Работа над проектом ведется как на занятиях, так и в повседневной жизни и включают в себя:
- массаж кистей рук;
- игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики;
- игры на коррекцию и развитие познавательных процессов;
- вырезывание ножницами;
- игры и действия с мелкими предметами и конструкторами ;
- узнавать предметы на ощупь;
- работа с крупой, фасолью, горохом, песком и др. природными материалами;
- нанизывание различных предметов;
- выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян, пластиковых трубочек и др.предметов;
- конструирование, лепка, аппликация и рисование в нетрадиционных техниках;
- развитие графических навыков.
Виды деятельности
- Игровая деятельность.
- Познавательно-речевая деятельность .
- Коммуникативная деятельность.
- Самостоятельная деятельность
- Трудовая деятельность
Диагностика уровня развития мелкой моторики
- Первым этапом работы стала диагностика уровня развития мелкой моторики. Эта работа проводилась в сентябре и помогла определить основные направления и объем предполагаемой работы. Диагностический инструментарий разрабатывался на основе рекомендаций методико-педагогической литературы (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 . Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.)
Диагностика уровня развития мелкой моторики включала в себя следующее:
- СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель :проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
- ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель :выявить способность сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
- ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Цель :выявить уровень сформированности тактильных ощущений.
- КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ Цель: выявить уровень согласования движений «глаз-рука», логоритмических навыков.
- ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ Цель: выявить умение детей ориентироваться на листе бумаги, удерживать карандаш в правильном положении, вести непрерывную линию
Тематическое планирование.
- Сентябрь – изучение методической литературы по теме проекта, составление плана работы, наблюдение за деятельностью детей.
- Октябрь . Лексическая тема «Осень» («Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Дары осени», «Птицы») Игры «Гирлянда из листьев», «Чей птенец»,упражнение «Осенние силуэты».
- Ноябрь. Лексическая тема «Профессии». Игры «Салон красоты», «Резиночки», «Авторалли». Упражнение «Радуга», тренажер «Сосчитай»
- Декабрь. Лексическая тема «Зима». («Дикие и домашние животные зимой», «Новогодний праздник»). Игры «Чей хвост?», «Кто что есть», «Наряди елку». Упражнение – шнуровка «Снежинки», «Животные»
В настоящие время работа над проектом продолжается, подбираются новые игры и упражнения, усложняются и модернизируются имеющиеся наработки.
Спасибо за внимание!