СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из направлений в  работе с детьми с ТНР - развитие мелкой моторики. Очень важно в  как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста


«Рука – это вышедший наружу головной мозг»,- говорил философ, педагог Эммануил Кант. Но он скорее подытожил то, что наши предки знали всегда.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.

В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

В Индии существует разработанная йогами гимнастики пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).

Мудрые корейцы нашли на ладонях и стопах точки, которые отвечают за работу практически всех органов.

          Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие.

В силу множества неблагоприятных как биологических, так и социальных причин, отмечается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста, проявляющиеся в общем недоразвитии речи. У детей снижена речевая активность, которая влечет за собой низкую коммуникативную направленность речи. В будущем нарушения речи снижают успеваемость в школе и зачастую являются причиной сложной школьной адаптации.

Главным условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь, и участие в речевом общении. Самая увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует взаимосвязь: речь ребёнка развивается и активизируется в игре, и сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. У дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, трудно удержать внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал надолго сохранился в памяти. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно активизировать детскую деятельность и сделать процесс более интересным и полезным.



Одно из направлений в этой работе - развитие мелкой моторики. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Разнообразие игр для развития мелкой моторики на прилавках магазинов просто поражает и может показаться, что современные дети должны иметь фантастически развитую моторику. Парадоксально, но это не так. У большинства детей диагностируют слабые моторные навыки. Это связывают с техническим прогрессом, который во многом облегчил наш быт, с появлением различных ноу-хау, сделавших детство наших детей веселее, безопаснее, веселее. Но не редко случается так, что купленная игрушка не вызывает у ребенка интереса, а обычная крышечка из-под сметаны способна увлечь на длительное время. Не стоить недооценивать бытовые предметы и бросовый материал – именно из них мы сделали свои игры и тренажеры.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра, именно с её помощью мы развиваем, обучаем и воспитываем детей. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать им новые варианты использования. Такие игры и упражнения мы предлагаем вашему вниманию.

Игра «Осенняя гирлянда»

Цель: учить детей соединять предметы (листья) в единое целое (гирлянду), продевая в отверстия. Закреплять употребление качественных прилагательных (кленовый, дубовый, тополиный), названия основных цветов и их оттенков. Развивать мелкую моторику, расширять тактильный опыт детей.

Материал: силуэты листьев с прорезями из различных материалов: бумага, фоамиран, клеенка, фетр и т.д.

Эту игру используем как на занятии - прикрепляя лист, дети называют приметы осени, однокоренные слова, слова на заданный звук, цвет и форму листьев, названия деревьев; так и в свободной деятельности, соревнуясь, чья гирлянда длиннее.



Игра «Разноцветные клубочки»

Цель: учить детей наматывать и разматывать нить на шаблон, на катушку, в клубок. Развивать воображение детей. Развивать точность движений.

Материал: шаблоны, катушки, цветные клубки.

С помощью этой игры дети не только развивают моторику, но и закрепляют знания о сезонных явлениях, представления о животном и растительном мире. Многие игры могут иметь варианты, в зависимости от выбранной темы. Так, игру «Разноцветные клубочки» использовали и при изучении темы «Одежда».

Игра «Посчитай и разложи»

Цель: учить детей пользоваться пинцетом. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать мелкую моторику и точность движений.

Материал: пинцет или прищепка, помпоны, цифры, контейнер из - под конфет.

Такая игра актуальна при изучении цифр и независимости числа на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Прищепки оказались многофункциональным тренажером для развития мелкой моторики. В своей практике используем множество игр и упражнений с использованием данного предмета.

Игра «Умный ёж»

Цель: развивать навыки счета, закрепление состава чисел. Развивать мелкую моторику, согласование движений «глаз – рука».

Материал: шаблон «Ёж», прищепки с прикрепленными грибами и прищепки с грибами – примерами.

Игра «Цветные дорожки»

Цель: упражнять детей в сравнении цветных полос по длине, ширине. Закреплять навыки анализа и синтеза при подборе полос для узора. Развивать мелкую моторику, расширять тактильный опыт детей. Побуждать доводить начатую работу до завершения..

Такие игры позволяют сделать обучение эдементарным математическим представлениям увлекательным и веселым занятием. «Умный ёж» помогал детям и при подготовке к обучению грамоте, предлагая собрать слова с заданным количеством звуков.

Игра «Резиночки»

Цель: расширять тактильный опыт детей и мелкую моторику рук. Познакомить с понятием «жёсткость». Развивать воображение и фантазию детей.

Материал: тубы от бумажных полотенец, резинки банковские, резинки для волос, резинки для плетения.

Игра «Подарок для мамы»

Цель: расширять тактильный опыт детей и мелкую моторику рук. Закрепить названия основных цветов и их оттенков. Познакомить детей с различными материалами и способами крепления деталей. Развивать предпосылки логического мышления.

Материал: основы браслетов с нашитыми пуговицами, лентой велкро, кнопками, крючками; вырезанные и готовые детали с прорезями, петлями, липучками велкро, кнопками.

Игра интересна тем, что часть игрового материала изготовлена детьми во время самостоятельной художественной деятельности. Ребята с удовольствием вырезали детали для браслетов из фоамирана, фетра, крепили детали к основе. Браслет стал необычным и приятным сюрпризом для мам.

К теме «Наш город» мы подготовили ряд игр, которые вызвали интерес у детей.

Игра «Регата»

Цель: развивать быстроту движений пальцев рук.

Материал: игрушечные корабли, репсовые ленты, зажимы для пакетов.

Игра - конструктор «Корабль»

Цель: помочь детям рассмотреть в обычных предметах материал для создания игрушки - конструктора, упражнять в умении работать по инструкции, развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию детей.

Игра - конструктор «Мост»

Цель: развивать точность движений пальцев рук, упражнять в умении работать по инструкции, использовать подручные материалы для создания деталей конструктора.

Игра – конструктор «Зоопарк»

Цель: расширять тактильный опыт детей и мелкую моторику рук. Закрепить названия основных цветов и их оттенков. Познакомить детей с различными материалами и способами крепления деталей. Развивать предпосылки логического мышления.

Материал: фетровые, картонные детали для создания животных, элементов среды их обитания(деревья, дюны, растения)

Ценность данных игр состоит ещё и в том, что дети принимали непосредственное участие в их создании. Во время самостоятельной деятельности они подбирали материалы, вырезали, склеивали, что так же способствовало развитию мелкой моторики и точности движений. Такая работа требовала от ребят слаженности: умение договориться, распределить задания, т.е. активно пользоваться речью.

Упражнения по развитию мелкой моторики используем на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира и т.д.





С большим интересом дети занимаются на занятиях, полностью построенных на играх по развитию мелкой моторики. Так, для занятия «Город Мастеров» изготовлены игры, которые знакомили детей с трудовыми процессами («Парикмахер», «Портной. Швея», «Автослесарь»).

Упражнения, которые способствуют развитию точности и быстроты движения, предлагаем детям и в повседневной жизни. Например, «Разноцветные заплатки» ( работа с тестом), «Нанижи бусы» (бросовый материал), «Рыбка» ( органайзер для наушников), «Веселые скрепки» ( канцелярские скрепки). В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными.







Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, придумывать их можно бесконечно. Игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным. Меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса, а также у детей улучшается тактильное, слуховое и зрительное восприятие, концентрируется внимание, воспитывается усидчивость, развивается игровая деятельность, формируются предпосылки учебной деятельности. Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики обязательно принесет результаты.

Благодаря подобранным коррекционно-развивающим играм дети расширили свой словарный запас, справились с трудностями лексического оформления связной речи. У дошкольников наблюдается положительная динамика уровня общего речевого развития. В результате работы удалось показать эффективность целенаправленного применения нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук в общем речевом развитии у дошкольников с общим недоразвитием речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!