Электронно-образовательный ресурс по предмету «История изобразительного искусства» в 4(8) классе ДПОП «Живопись» на тему: «Искусство Византии»
Разработал: преподаватель МБУ ДО ШИ № 2 Гавриленко И.С.
г. Жигулёвск
2020 год
Общие черты искусства Византии .
- связь с христианским вероучением;
- каноничность;
- условно-символический характер;
- спиритуализм;
- утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности.
Каноны византийского искусства
Пропорции фигур
- Фигуры становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются.
- Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Каноны византийского искусства
Тип лица и выражение
- Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными.
- Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Каноны византийского искусства
Перспектива
- Фигуры становятся двухмерными.
- Фон лишен пейзажа, заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания.
- «Обратная" перспектива.
- Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте (у стола все ножки равной величины, у храма купола выстраиваются в одну линию).
Каноны византийского искусства
Светотень
- Минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень.
- Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги).
Каноны византийского искусства
Палитра
- Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность (например,
золотой - Божественный свет,
белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы,
красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников).
Каноны византийского искусства
Символические образы
- Матфей — Ангел (мессианское посланничество в мир Сына Божия);
- Марк — лев (могущество и царственное достоинство Христа);
- Лука — телец (жертвенное, искупительное служение Спасителя);
- Иоанн — орел (высота евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн).
Откр. 4, 6-8 «4.6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. 4.7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. 4.8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.»
Каноны византийского искусства
Символические образы
- Серафимы — («пламенеющие»), побуждают к любви к Богу; изображаются шестикрылыми).
Каноны византийского искусства
Символические образы
- Херувимы («многое разумение»), через них ниспосылается просвещение;
изображаются четырёхкрылыми.
Каноны византийского искусства
Символические образы
Через них проявляется правосудие Божие;
изображаются в виде колёс со множеством глаз на ободьях).
Каноны византийского искусства
Символические образы
Каноны византийского искусства
Символические образы
Проводники откровения Божия, а также небесное воинство.
Изображаются в хитоне, хламиде, парадных облачениях византийских императоров и придворных.
Архангел Михаил, как Архистратиг (главнокомандующий) Небесного воинства изображался в доспехах византийского полководца.
Каноны византийского искусства
Символические образы
посланники, служители и вестники Царя Небесного. Хранители людей.
Изображаются в человеческом виде с двумя крылами, в одеянии римских сановников.
Каноны византийского искусства
Образы Богоматери
- Мария всегда изображается в пурпурном мафории – покрывале замужней женщины.
- Пурпур одежд, как и красная обувь на ногах, говорят о царском достоинстве Девы.
- Мафорий оторочен золотой каймой и украшен тремя звездами – на челе и плечах, символом чистоты Богоматери, ее троякого девства: до рождества, в рождестве и по рождении Иисуса Христа.
Образы Богоматери
- Среди богородичных икон выделяют шесть основных иконографических типов:
- «Умиление» (Мария показана склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
- «Взыграние» (запечатлен момент взаимной ласки Матери и Младенца)
- «Оранта» (Молительница) Богоматерь с воздетыми в молитве руками
- «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди – медальон с изображением Иисуса Христа)
- «Одигитрия» (Путеводительница) – Мария с осанкой императрицы, младенец восседает у нее на руках, как на троне
- «Млекопитательница» (Мария, кормящая Младенца грудью)
Образы Христа
- Иконографические каноны изображения Христа:
- «Пантократор» (Вседержитель) – изображение фронтальное, в полный рост или поясно; пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте; в левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие;
- «Спас Нерукотворный» - в центре условного плата (квадрата ткани) изображен лик Христа, окруженный крестчатым нимбом;
- «Спас на престоле» - Христос восседает на троне в образе Судии, с раскрытой книгой на левом колене, правая рука в благословляющем жесте; крестчатый нимб вокруг головы;
- «Спас в силах» - изображение Христа на троне, на фоне мандорлы (прямоугольной, ромбовидной или овальной формы, символа Вселенной, творящей энергии)
Образы Распятия
- Рядом с Распятием изображаются фигуры Марии и апостола Иоанна ;
- могут быть также изображены два воина (тот, кто дал Христу испить перед тем, как он испустил дух, и тот, кто прободал копьем ребро Христа, удостоверив смерть);
- иногда вводятся изображения казненных с Христом разбойников ;
- в основании символической Голгофы – череп Адама , на который проливается кровь Христа как знак искупления его греха для спасения всего человеческого рода.
Архитектура
Важнейшим вкладом является
- развитие купольных композиций храмов ,
- появление новых типов конструкций —
купольной базилики и крестово-купольной
системы .
Живопись
Техники живописи .
В монументальной живописи господствовала мозаика , позднее вытесненная фреской .
Техника станковой живописи — иконопись .
На кипарисовую доску или холст (" паволоку ") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела (" левкас ").
В XIII-XIV веках левкас часто покрывался золотом.
Затем наносили контуры рисунка и красочный слой ( энкаустика , темпера ).
Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак.
Живопись
Техники живописи .
В монументальной живописи господствовала мозаика , позднее вытесненная фреской .
Техника станковой живописи — иконопись .
На кипарисовую доску или холст (" паволоку ") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела (" левкас ").
В XIII-XIV веках левкас часто покрывался золотом.
Затем наносили контуры рисунка и красочный слой ( энкаустика , темпера ).
Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак.
Храм Святой Софии (Константинополь, VI век)
В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Царствовавший тогда император Юстиниан решил воздвигнуть великолепный храм. Он пригласил известных архитекторов — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета — и поручил им постройку храма. Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его работали 10 000 человек.
В архитектурно-художественном и техническом отношении наиболее эффектной частью сооружения является его купол. Именно на нем было сосредоточено все внимание зодчих. В первоначальной идее купол — сферический и в плане очерчивается окружностью с диаметром почти в 32 метра . Купол покоится на четырех опорах, и летописец Прокопий так описывает впечатление, производимое этим куполом: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи».
Собор святой Софии в Константинополе. Купол и интерьер
Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей
Собор святой Софии в Константинополе. 1034–1042 гг.
Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константином
Собор святой Софии в Константинополе. X в.
Базилика Сан-Витале (Равенна Италия, 547г.).
Базилика Сан-Витале - важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебренника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан.
В апсиде церкви Сан-Витале в Равенне изображены две процессии, приносящие дары храму.
Одну из них возглавляет император Юстиниан, в прошлом крестьянин, благодаря удаче и решительности вознесшийся к высотам императорского сана и явивший в редком сочетании властолюбие и аскетизм, великодушие и коварство.
Однако ни намека на личные качества изображенных нельзя усмотреть в отрешенном выражении большеглазых лиц, в застывших позах венценосцев.
Юстиниан и Феодора являются зрителям как идеальные образы идеальных правителей, осиянных отблеском Божественной славы.
Императорская чета представлена как дарители (донаторы) — оба держат в руках жертвенные литургические сосуды.
Император Юстиниан со свитой.
Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне . 526—47. Фрагмент
Императрица Феодора со свитой.
Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне . 526—47. Фрагмент
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе
(Равенна Италия, 538 год)
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе построена в 549 г. над могилой первого епископа Равенны, cв. Аполлинария, который начинал здесь свою службу.
Преображение.
Мозаика апсиды базилики Сан-Апполинаре – ин Классе е в Равенне .
Скульптура
Византийская скульптура существовала главным образом в виде рельефа , украшавшего архитектуру и предметы прикладного искусства.
При определенной условности , продиктованной христианством, византийская скульптура во многом сохранила реалистические черты , унаследованные от античности.
Орел со змеей - символ основания Константинополя
Хризма – «Крест Константина»
Подножие для коронации Византийского императора. XIII в.
В области камнерезного искусства византийцы оставили прекрасные образцы архитектурного декора, например, капители Святой Софии.
Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.
Святой Христофор (слева) и Богоматерь с ангелами (справа) на фасаде собора Сан Марко в Венеции. Рельеф вывезен крестоносцами из Константинополя.
Книжная миниатюра
В первые столетия нашей эры папирусный свиток был вытеснен кодексом на пергамене .
Главным орудием византийского писца был калам - заостренное с двух сторон камышовое перо.
На искусство оформления византийской книги огромное влияние оказала монументальная и станковая живопись .
Иллюстрации располагались внутри текста или на отдельной странице .
Элементы орнаментального декора книги: фронтиспис , заставки , инициалы , растительный орнамент на полях.
Суд Пилата.
Россанский кодекс,
VI век
Пергамент. 31×26 см
Омовение ног.
Миниатюра из
Трапезундского
Евангелия.
Византия, 2-я пол. Х в.
Иоанн Богослов.
1100 г. Константинополь
Заставка
XI в. Константинополь
Декоративно-прикладное искусство
В ювелирных изделиях применялись чернь , драгоценные камни и в особенности перегородчатые эмали .
Иногда эмали сплошные, но чаще - на золотом фоне .
Распятие. Византия, XI в. 6х4,5 см. Музей Кремля.
Реликварий в виде собора Св. Софии.
К. XII в. Высота 36 см, ширина 30.
Музей: Собор св. Марка, Венеция
Золотые браслеты
(2-3 век) Афины, музей Византии
Серьга в форме полумесяца
(Афины,конец 9-сер.10 века)
Золотые серьги. Нижняя часть украшена кольцами с филигранным крестом и разделены тремя гранулированными кистями винограда.
Браслеты инкрустированные камнями (7 в.).
Декоративно-прикладное искусство
В декоративном искусстве Византии очень популярна была резьба по слоновой кости.
Из нее делали шкатулки, оклады книг, облицовку мебели, гребни и многое другое.
Декоративно-прикладное искусство
Торговля шёлком играла немалую роль в экономике империи; Константинополь
был важнейшим центром шёлкопрядения в Европе.
Византийский ткани можно определить по орнаменту: излюбленный мотив –
круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти) .
Саккос малый митрополита Фотия. Византия, конец XIV - начало XV века. Атлас золотой, серебряные нити, серебро, жемчуг.
Саккос митрополита Петра. 1322 год. Ткани - Византия, конец XIII века. Атлас, золотые и серебряные нити, жемчуг.