Восточно-Казахстанская область
Город Семей
КГУ СОШ №15
Балыкбаева Сара Кабдулбаровна ,
учитель русского языка
и литературы.
Использование приёмов технологии «Критическое мышление» на уроках русского языка и литературы.
(Из опыта работы)
Критическое мышление – это способ добывать знания ,умение анализировать , оценивать, выносит обоснованное суждение ,вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной ,так и нестандартной ситуации . Ведущим направлением деятельности в критическоммышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний , умений, навыков, а также поиск недоста ющего для решения знания и умения. В известном смысле , критическое мышление предвосхищает творческое , даёт для него импульс, обеспечивает успешность деятельности .
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
Технология развития критического мышления :
Технологичекие Этапы | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся | Возможные приемы и методы |
I стадия (фаза) Вызов : - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | «Кластер» «Мозговой штурм» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Да – нет» «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия» «Проблемный вопрос» |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
II стадия Осмысление содержания : - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | «Зигзаг» «Инсерт или «Чтение с пометками» «Дерево предсказаний» «Чтение с остановками» «Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. |
III. стадия Рефлексия : -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления | «Синквейн» «Пятиминутное эссе» |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. |
Разнообразие наглядных и практических методов обучения технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения.
Немаловажно, что уроки русского языка и литературы должны проходить в коммуникативно – деятельностной форме с использованием активных методов обучения, причем весь процесс отработки необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология критического мышления.
Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию: коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Приемы технологии критического мышления:
«Толстые и тонкие вопросы»
Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.
«Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.
«Кластер»
Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета.
Пример. Тема. Имя прилагательное как часть речи.
Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.
Прием “Письмо по кругу”.
Сочинение на определенную тему по одному предложению.
Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Прием “Диаграммы Венна”
Цель: развитие умения сравнивать и обобщать
Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Приём «Корзина идей »
Используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в “корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные.
Применение приёма «Корзина» на уроке русского языка по теме “Словосочетание, его типы”.
Сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее - все, что вспомнят). Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с “корзиной”: я выслушиваю и записываю на доску поочередно все ответы каждой группы, неправильные тоже. Обсуждение ответов.
Приём «Пометки на полях» (Инсерт).
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Приём «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает обучающегося к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание на активное участие учеников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Калмыкова И. Р. Об интеграции американской технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” с отечественной и зарубежной лингвистикой по вопросу продуцирования текстов. Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе", 2002. Материалы курсов ИРО под руководством Калмыковой И.Р.
Основы критического мышления: междисциплинарная программа сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С.Уолтер.. М., 1997-1999.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. Академия., 2000 г.
Активные методы преподавания.2012г.