Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Моя работа посвящена роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Это произведение о вечных проблемах бытия, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории. Многоплановый роман «Мастер и Маргарита» стал отражением эпохи первой половины ХХ века. Он вошел в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Тема добра и зла красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита». Эта тема волновала людей на протяжении столетий, волнует она людей и сегодня. Вот почему выбор был сделан в пользу этого романа, темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.
В ходе работы предполагалось определить, насколько соотношение добра и зла происходит в пользу добра. Добро и зло не только философские, но и жизненные понятия. «Добро всегда побеждает зло» – гласят русские народные сказки. В реальной жизни, к сожалению, так происходит не всегда. Митинги и беспорядки в Украине, шокирующее происшествие в московской школе: это события сегодняшнего дня говорят о другом. Мы видим, что человеческий произвол и вседозволенность – это зло, которое творит сам человек, это зло доходит до крайностей и ведёт к непоправимым последствиям. Порой кажется, что миром овладело зло. Конечно, в мире много и добра. Хочется, чтобы именно добро играло в нашей жизни решающую роль. Что же в конечном итоге победит, добро или зло, или они сохранят равновесие?
Тема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» наиболее ярко проявляется в образах Иешуа и Воланда. Несомненно, добро предстаёт в образе Иешуа. Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа. Но в отличие от Иисуса, герой не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Его истина заключается в том, что он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Он считает «добрым» и прокуратора, прощает его. Прощение – естественное свойство натуры Иешуа, живущей вне законов зла.
Понятие зла в романе воплощено в образе Воланда. Воланд – это дьявол, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил. Эпиграф к роману, заимствованный из Фауста Гёте, относится к Воланду, и очень ярко отражает сущность этого персонажа. В романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, не существовавшего в литературе вплоть до этого момента. Желая зла, он все-таки приносит благо. Воланд – самый обаятельный персонаж в романе, который вызывает у читателя симпатию и улыбку.
Вначале я обратилась к ершалаимским главам романа, в ходе проведенного исследования, было выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Затем обратилась к московским главам романа, в результате пришла к выводу, что Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
И наконец, сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если и в представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро.
В ходе данного исследования проведен анализ глав романа «Мастер и Маргарита». Определено, что в романе добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
На основании результатов данного исследования доказано, что гипотеза не подтвердилась, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.
Как в романе, так и в нашей жизни нет, как преимущества добра, так и зла. Такое устройство понятий вовсе не снимает обязанности с человека стремления к добру. Все люди добрые, как утверждает Иешуа, только не все могут противостоять злу, найти в себе силы устоять перед искушением. Доброта – естественное свойство человеческой натуры, которое присуще каждому.
Добро и зло – категории нравственные. Человек волен выбирать, что ему по душе. Сделав выбор в пользу добра, он не только преображает мир, но и поддерживает его гармонию. Ведь многое от нас с вами зависит. Все в наших руках.
В целом, добро и зло в романе присутствуют в равной степени. Вступая на путь добра, герой романа приходит к добру. Именно к добру призывает нас роман «Мастер и Маргарита». Талант М. А. Булгакова вновь и вновь побуждает обращаться к гениальному, фантастическому и философскому роману «Мастер и Маргарита», шедевру русской и мировой литературы.