СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная игра. Кто ответствен за добро и зло на Земле? (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методразработка  по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" пизволяет:

1. Обобщить сведения о героях романа; уяснить систему образов, тему, идею произведения.

2. Совершенствовать умения высказывать свое мнение, работать в группе (в команде).

3. Проникнуться авторской идеей добра и милосердия.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная игра. Кто ответствен за добро и зло на Земле? (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)»

Тема занятия. Кто ответствен за добро и зло на Земле?

(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)


Цели занятия: 1. Обобщить сведения о героях романа; уяснить систему образов, тему, идею произведения.

2. Совершенствовать умения высказывать свое мнение, работать в группе (в команде).

3. Проникнуться авторской идеей добра и милосердия.

Оборудование: художественные тексты, рисунки учащихся, портреты Булгакова разной поры, плакат с эпиграфом, карточки с заданиями группам.

Оформление. Эпиграф:

«И в ком не живет любовь, тот никогда не поймет его (роман) и, посмеявшись над похождениями черного кота бегемота, зевнет и скажет: «Неплохо, неплохо, умел писать Мастер».

Эрнст Маркин


Форма занятия – инновационная игра.


Ход занятия

1. Актуализация

Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия. Звучит песня «Каждый выбирает для себя» на стихи Ю. Левитанского в исполнении С. Никитина (с целью эмоционального настроя). Постановка проблемы занятия: Кто отвечает за добро и зло на Земле?

Викторина по тексту романа (с целью актуализации и создания делового настроя).

1. Назовите свиту Воланда. 2. Назовите кличку собаки П. Пилата. 3. «невидима и свободна!» кому в романе принадлежит эта фраза? 4. Как называлась болезнь Пилата? Как Иешуа объяснил причину недуга 5. Какие цветы несла Маргарита в руках, впервые встретившись с мастером? 6. Почему Пилат ненавидит запах роз? 7. Кому в романе принадлежат строки «Рукописи не горят»? как вы их понимаете? 8. В чем состояла тайна квартиры №50? 9. почему королевой бала была избрана Маргарита? 10. Что дал Воланд на память Маргарите после бала?

2. Усвоение новых знаний и способов действия

3. Формирование умений и навыков

Начало работы в группах, вспоминается критерий ответов, правила игры.


1 группа. «Иешуа и Понтий Пилат» (пересказ-анализ), (главы 2, 16, 25, 26). Каким мы видим великого римского прокуратора Понтия Пилата? Какие черты подчеркивает в нем автор? (Олицетворение власти, нетерпимость). А потом? (Человеческое соучастие, сострадание, жалость, страх, определяющий его выбор).

1. Что есть истина в понимании Иешуа? Для чего в романе понадобились библейские главы? Какие идеи высказывает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри? Почему Пилат запрещает стражникам слушать его проповеди? Чем опасен Иешуа для Рима? Для иудеев? ( Иешуа опасен для тоталитарного Рима своими идеями добра, справедливости, истины, безграничной верой в доброе начало в человеке). Чем отличается от библейского Иисуса? (Иешуа – мудрый, проницательный человек, но он смертный. Это воплощение чистой идеи, высший прообраз человечества. Слабый физически, но сильный духовно. Никто и ничто не заставит его изменить идее добра и милосердия.

2. Есть ли преемники у Мастера и у Иешуа?

3. Кого в романе можно назвать конформистом? Кто является носителем конформизма в романе? Чем опасен конформизм?

4. Почему Пилат в финале романа хочет догнать во сне Иешуа? Почему Пилат назван в романе всадником? (Драматичен образ Пилата. Хождение во власть не заканчивается для человека бесследно – приходится поскупиться нравственными принципами. Он и жертва, и обвинитель. Встав на путь отступничества, он губит свою душу и себя. Загнанный в угол, сознает: «Погиб! Погибли! Как политик он выигрывает, но как личность – проиграл. Отвратителен облик императора Тиверия).

5. Что отрицает и что утверждает Булгаков в романе?


2 группа. «Воланд и его свита» (Пересказ-анализ)

1. Как нужно понимать эпиграф романа: «Я – часть той силы, что вечно ищет зла, но вечно совершает благо»?

2. Как Воланд служит добру? Какова его роль в романе? Почему именно ему автор предоставляет право казнить и миловать?

3. Бал Сатаны. Кв. №50. Почему Воланд покидает Москву, сжигает дом Грибоедова, уничтожает кв. №50?

4. Что стало со свитой Воланда?

3 группа. «Любовь – это жизнь» (Мастер и Маргарита, пересказ-анализ)

1. История любви Мастера и Маргариты. Докажите, что их любовь носит всепобеждающий характер. По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни, любовь «бессмертна и вечна». Согласны ли вы с этой мыслью?

2. Почему Иешуа заслужил свет (святость), а Мастер – покой? Как вы понимаете это?

3. Как нужно понимать строки: судьба Мастера и Маргариты была определена?

4. Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов. Как относится к ним автор? А Вы?

5. Какими нравственными качествами автор наделяет героиню? Что ждало бы наших героев, если бы они остались жить в их маленькой квартирке?


4 группа. Московские главы. Москва 30-х годов

1. Каким показано московское общество? (Служащие Варьете, МАССОЛИТА). Почему Воланд появляется именно здесь? Что изменилось в веках?

2. Как наказан человеческий порок?

3. Что самым отвратительным считает Булгаков в человеке? А Вы?

4. Что означает имя Воланд?

5. Что самым отвратительным считает Булгаков в человеке, а Вы?


Обобщающая беседа (блиц-опрос).

Кто отвечает за добро и зло на Земле? (Запись вывода: Только человек ответствен за добро и зло на Земле) Что утверждает и что отрицает Булгаков в романе? Все ли люди добры? Откуда происходит зло? Можно ли изменить мир, переделать? Что же это – утопия? – гуманистическая. Иешуа – библейский Иисус – Мастер – Булгаков… Чем их судьбы сходны? (Личность и государство. Человек не может быть внутренне свободным в условиях рабства, будь то рабовладельческое государство или тоталитарная власть).

Какие уроки нравственности преподносит нам писатель? Что я взял бы с собою в жизнь? О чем же роман «Мастер и Маргарита»?

Подведение итогов. Продолжение песни (см. начало занятия).


4. Домашнее задание. М. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон Человек в вихре гражданской войны. Цена братоубийства.


















1 группа. «Иешуа и Понтий Пилат» (пересказ-анализ), (главы 2, 16, 25, 26). Каким мы видим великого римского прокуратора Понтия Пилата? Какие черты подчеркивает в нем автор?

1. Что есть истина в понимании Иешуа? Для чего в романе понадобились библейские главы? Какие идеи высказывает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри? Почему Пилат запрещает стражникам слушать его проповеди? Чем опасен Иешуа для Рима? Для иудеев? Чем отличается от библейского Иисуса?

2. Есть ли преемники у Мастера и у Иешуа?

3. Кого в романе можно назвать конформистом? Кто является носителем конформизма в романе? Чем опасен конформизм?

4. Почему Пилат в финале романа хочет догнать во сне Иешуа? Почему Пилат назван в романе всадником?

5. Что отрицает и что утверждает Булгаков в романе?















2 группа. «Воланд и его свита» (Пересказ-анализ)

1. Как нужно понимать эпиграф романа: «Я – часть той силы, что вечно ищет зла, но вечно совершает благо»?

2. Как Воланд служит добру? Какова его роль в романе? Почему именно ему автор предоставляет право казнить и миловать?

3. Бал Сатаны. Кв. №50. Почему Воланд покидает Москву, сжигает дом Грибоедова, уничтожает кв. №50?

4. Что стало со свитой Воланда?









3 группа. «Любовь – это жизнь» (Мастер и Маргарита, пересказ-анализ)

1. История любви Мастера и Маргариты. Докажите, что их любовь носит всепобеждающий характер. По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни, любовь «бессмертна и вечна». Согласны ли вы с этой мыслью?

2. Почему Иешуа заслужил свет (святость), а Мастер – покой? Как вы понимаете это?

3. Как нужно понимать строки: судьба Мастера и Маргариты была определена?

4. Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов. Как относится к ним автор? А Вы?

5. Какими нравственными качествами автор наделяет героиню? Что ждало бы наших героев, если бы они остались жить в их маленькой квартирке?















4 группа. Московские главы. Москва 30-х годов

1. Каким показано московское общество? (Служащие Варьете, МАССОЛИТА). Почему Воланд появляется именно здесь? Что изменилось в веках?

2. Как наказан человеческий порок?

3. Что самым отвратительным считает Булгаков в человеке? А Вы?

4. Что означает имя Воланд?












ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ





По дисциплине «Литература»







ТЕМА ЗАНЯТИЯ. КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ДОБРО И ЗЛО НА ЗЕМЛЕ?

(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)




Форма занятия: инновационная игра






Дата: 13 апреля 2004 г., 2 пара, гр. 1М-1, кабинет №218




Преподаватель: Лексина Н.И.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!