Тема занятия. Кто ответствен за добро и зло на Земле?
(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Цели занятия: 1. Обобщить сведения о героях романа; уяснить систему образов, тему, идею произведения.
2. Совершенствовать умения высказывать свое мнение, работать в группе (в команде).
3. Проникнуться авторской идеей добра и милосердия.
Оборудование: художественные тексты, рисунки учащихся, портреты Булгакова разной поры, плакат с эпиграфом, карточки с заданиями группам.
Оформление. Эпиграф:
«И в ком не живет любовь, тот никогда не поймет его (роман) и, посмеявшись над похождениями черного кота бегемота, зевнет и скажет: «Неплохо, неплохо, умел писать Мастер».
Эрнст Маркин
Форма занятия – инновационная игра.
Ход занятия
1. Актуализация
Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия. Звучит песня «Каждый выбирает для себя» на стихи Ю. Левитанского в исполнении С. Никитина (с целью эмоционального настроя). Постановка проблемы занятия: Кто отвечает за добро и зло на Земле?
Викторина по тексту романа (с целью актуализации и создания делового настроя).
1. Назовите свиту Воланда. 2. Назовите кличку собаки П. Пилата. 3. «невидима и свободна!» кому в романе принадлежит эта фраза? 4. Как называлась болезнь Пилата? Как Иешуа объяснил причину недуга 5. Какие цветы несла Маргарита в руках, впервые встретившись с мастером? 6. Почему Пилат ненавидит запах роз? 7. Кому в романе принадлежат строки «Рукописи не горят»? как вы их понимаете? 8. В чем состояла тайна квартиры №50? 9. почему королевой бала была избрана Маргарита? 10. Что дал Воланд на память Маргарите после бала?
2. Усвоение новых знаний и способов действия
3. Формирование умений и навыков
Начало работы в группах, вспоминается критерий ответов, правила игры.
1 группа. «Иешуа и Понтий Пилат» (пересказ-анализ), (главы 2, 16, 25, 26). Каким мы видим великого римского прокуратора Понтия Пилата? Какие черты подчеркивает в нем автор? (Олицетворение власти, нетерпимость). А потом? (Человеческое соучастие, сострадание, жалость, страх, определяющий его выбор).
1. Что есть истина в понимании Иешуа? Для чего в романе понадобились библейские главы? Какие идеи высказывает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри? Почему Пилат запрещает стражникам слушать его проповеди? Чем опасен Иешуа для Рима? Для иудеев? ( Иешуа опасен для тоталитарного Рима своими идеями добра, справедливости, истины, безграничной верой в доброе начало в человеке). Чем отличается от библейского Иисуса? (Иешуа – мудрый, проницательный человек, но он смертный. Это воплощение чистой идеи, высший прообраз человечества. Слабый физически, но сильный духовно. Никто и ничто не заставит его изменить идее добра и милосердия.
2. Есть ли преемники у Мастера и у Иешуа?
3. Кого в романе можно назвать конформистом? Кто является носителем конформизма в романе? Чем опасен конформизм?
4. Почему Пилат в финале романа хочет догнать во сне Иешуа? Почему Пилат назван в романе всадником? (Драматичен образ Пилата. Хождение во власть не заканчивается для человека бесследно – приходится поскупиться нравственными принципами. Он и жертва, и обвинитель. Встав на путь отступничества, он губит свою душу и себя. Загнанный в угол, сознает: «Погиб! Погибли! Как политик он выигрывает, но как личность – проиграл. Отвратителен облик императора Тиверия).
5. Что отрицает и что утверждает Булгаков в романе?
2 группа. «Воланд и его свита» (Пересказ-анализ)
1. Как нужно понимать эпиграф романа: «Я – часть той силы, что вечно ищет зла, но вечно совершает благо»?
2. Как Воланд служит добру? Какова его роль в романе? Почему именно ему автор предоставляет право казнить и миловать?
3. Бал Сатаны. Кв. №50. Почему Воланд покидает Москву, сжигает дом Грибоедова, уничтожает кв. №50?
4. Что стало со свитой Воланда?
3 группа. «Любовь – это жизнь» (Мастер и Маргарита, пересказ-анализ)
1. История любви Мастера и Маргариты. Докажите, что их любовь носит всепобеждающий характер. По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни, любовь «бессмертна и вечна». Согласны ли вы с этой мыслью?
2. Почему Иешуа заслужил свет (святость), а Мастер – покой? Как вы понимаете это?
3. Как нужно понимать строки: судьба Мастера и Маргариты была определена?
4. Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов. Как относится к ним автор? А Вы?
5. Какими нравственными качествами автор наделяет героиню? Что ждало бы наших героев, если бы они остались жить в их маленькой квартирке?
4 группа. Московские главы. Москва 30-х годов
1. Каким показано московское общество? (Служащие Варьете, МАССОЛИТА). Почему Воланд появляется именно здесь? Что изменилось в веках?
2. Как наказан человеческий порок?
3. Что самым отвратительным считает Булгаков в человеке? А Вы?
4. Что означает имя Воланд?
5. Что самым отвратительным считает Булгаков в человеке, а Вы?
Обобщающая беседа (блиц-опрос).
Кто отвечает за добро и зло на Земле? (Запись вывода: Только человек ответствен за добро и зло на Земле) Что утверждает и что отрицает Булгаков в романе? Все ли люди добры? Откуда происходит зло? Можно ли изменить мир, переделать? Что же это – утопия? – гуманистическая. Иешуа – библейский Иисус – Мастер – Булгаков… Чем их судьбы сходны? (Личность и государство. Человек не может быть внутренне свободным в условиях рабства, будь то рабовладельческое государство или тоталитарная власть).
Какие уроки нравственности преподносит нам писатель? Что я взял бы с собою в жизнь? О чем же роман «Мастер и Маргарита»?
Подведение итогов. Продолжение песни (см. начало занятия).
4. Домашнее задание. М. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон Человек в вихре гражданской войны. Цена братоубийства.
1 группа. «Иешуа и Понтий Пилат» (пересказ-анализ), (главы 2, 16, 25, 26). Каким мы видим великого римского прокуратора Понтия Пилата? Какие черты подчеркивает в нем автор?
1. Что есть истина в понимании Иешуа? Для чего в романе понадобились библейские главы? Какие идеи высказывает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри? Почему Пилат запрещает стражникам слушать его проповеди? Чем опасен Иешуа для Рима? Для иудеев? Чем отличается от библейского Иисуса?
2. Есть ли преемники у Мастера и у Иешуа?
3. Кого в романе можно назвать конформистом? Кто является носителем конформизма в романе? Чем опасен конформизм?
4. Почему Пилат в финале романа хочет догнать во сне Иешуа? Почему Пилат назван в романе всадником?
5. Что отрицает и что утверждает Булгаков в романе?
2 группа. «Воланд и его свита» (Пересказ-анализ)
1. Как нужно понимать эпиграф романа: «Я – часть той силы, что вечно ищет зла, но вечно совершает благо»?
2. Как Воланд служит добру? Какова его роль в романе? Почему именно ему автор предоставляет право казнить и миловать?
3. Бал Сатаны. Кв. №50. Почему Воланд покидает Москву, сжигает дом Грибоедова, уничтожает кв. №50?
4. Что стало со свитой Воланда?
3 группа. «Любовь – это жизнь» (Мастер и Маргарита, пересказ-анализ)
1. История любви Мастера и Маргариты. Докажите, что их любовь носит всепобеждающий характер. По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни, любовь «бессмертна и вечна». Согласны ли вы с этой мыслью?
2. Почему Иешуа заслужил свет (святость), а Мастер – покой? Как вы понимаете это?
3. Как нужно понимать строки: судьба Мастера и Маргариты была определена?
4. Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов. Как относится к ним автор? А Вы?
5. Какими нравственными качествами автор наделяет героиню? Что ждало бы наших героев, если бы они остались жить в их маленькой квартирке?
4 группа. Московские главы. Москва 30-х годов
1. Каким показано московское общество? (Служащие Варьете, МАССОЛИТА). Почему Воланд появляется именно здесь? Что изменилось в веках?
2. Как наказан человеческий порок?
3. Что самым отвратительным считает Булгаков в человеке? А Вы?
4. Что означает имя Воланд?
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине «Литература»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ. КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ДОБРО И ЗЛО НА ЗЕМЛЕ?
(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Форма занятия: инновационная игра
Дата: 13 апреля 2004 г., 2 пара, гр. 1М-1, кабинет №218
Преподаватель: Лексина Н.И.