Аспектный анализ урока |
ФИО учителя | Голубева Татьяна Васильевна |
Класс | 3 |
Дата проведения | 16.02.2016г. |
Предмет | Русский язык |
Программа | Перспективная |
Тема: | Учимся писать сочетания –инк-, -енк-.. |
Тип урока по целеполаганию: | Урок «открытия» новых знаний. |
Цель урока: | Создание условий для осознания и осмысления обучающимися правил правописания сочетаний –инк- и- енк - |
Задачи урока: | Образовательные: - познакомить с правилом правописания сочетаний -инк- и –енк-, учить правильно писать слова с сочетаниями – инк -, - енк -; - сформировать умение применять алгоритм написания слов с сочетаниями -инк-, -енк- Развивающие: -создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся; Воспитательные: -воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе. |
Место урока в системе уроков | Урок раздела Правописание |
Личностные УУД: | - самоопределение и эмоционально- ценностная ориентация -Самоопределение и осознание того, что уже усвоено , что еще подлежит усвоению. - способствовать воспитанию аккуратности, здорового образа жизни. |
Метапредметные УУД: | -сотрудничать в решении проблемы творческого характера -совершенствовать навыки работы в группе, в паре, самостоятельность, самоконтроль и самооценивание |
Предметные УУД: | формирование умения работать с разными источниками информации; - развитие умения осознанно строить речевое высказывание, формулировать и выводить правила правописания |
Межпредметные связи: | Окружающий мир, чтение (чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй, дядюшка глагол»). |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Средства обучения: | Для учителя: учебник «Русский язык»(3 класс), авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др (2013 г.); Рабочая тетрадь по русскому языку №2 ( 3 класс), автор М.И. Кузнецова; мультимедийное оборудование и компьютерная презентация «Учимся писать сочетания –инк-, -енк-.» Для ученика: учебник «Русский язык»(3 класс), авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др (2013 г.); Рабочая тетрадь по русскому языку №2 ( 3 класс), автор М.И. Кузнецова; толковый словарь, карточки для работы в группах и самостоятельной работы |
Методы обучения: | деятельностный, словесный, практический (чтение и письмо) |
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности. |
Этап урока | Цель этапа | Формируемые УУД | |
I.Самоопределение к деятельности | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | | Урок начинался с этапа самоопределения к деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Я сказала детям, что побывала в одном увлекательном путешествии и предложила им отправиться в путешествие вместе со мной. Благодаря этому, у учащихся создался положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировалось внимание. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. |
II. Актуализация знаний Минутка чистописания
Словарная работа | Подготовка к восприятию нового материала, выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. | | На данном этапе учащиеся учились овладевать логическим действием обобщения, строили рассуждения на основе известных понятий. Для активизации мышления использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации. На минутке чистописания предложила детям задание: выбрать из предложенных показов нужный по описанию. На этапе словарной работы детям было предложено разгадать кроссворд. Словарные слова записывались с использованием «зацепок». Также на данном этапе использовала метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт, проводила беседу на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока. На данном этапе основная форма работы – фронтальная. |
III. Постановка учебной задачи
| Создание условий для формулирования детьми цели урока. | умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий. | Используя материал словарной работы, дети вывели тему урока. Исходя из темы, мы коллективно определили ряд задач, которые будем решать на данном уроке. |
IV. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) | Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. | овладеть начальными сведениями о трех частях речи; овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. | На этапе изучения новой темы была применена работа в группах, где учащиеся пытались найти ответы на поставленные задачи. Каждая группа получила задание: исследовать свой остров-часть речи. В зависимости от задания, каждой группе выдавался печатный и иллюстративный материал. Моя роль на данном этапе - направить познавательную активность учащихся на «открытие» новых знаний путем системы вопросов и заданий подводящего диалога, путем создания проблемной ситуации и методов ее решения. На данном этапе использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстраций) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Работа в группе воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи. |
V. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) | Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. | овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; готовность слушать собеседника. | На данном этапе было предложено детям ряд заданий на закрепление новой темы. Была предложена игра «Закончи фразу». Ученики еще раз повторили название частей речи и их признаки. Затем было предложено задание на подбор антонимом – имен существительных. Дети доказывали, почему данные слова являются именами существительными, обогащали свой словарный запас, находили орфограммы в словах. Далее предложила ученикам задание, которое они выполняли в парах. Нужно было соединить устойчивое выражение и глагол. Это стимулировало основные свойства внимания, умение сравнивать и находить искомое. |
VI. Итог урока | Обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации. | | На данном этапе закрепление знаний проходило в форме фронтальной беседы, которая помогла систематизировать знания детей о трех изучаемых частях речи. |
VII. Рефлексия | Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. | уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознать личностный смысл учения; закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность. | Рефлексия была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Дети оценивали свою работу в виде игры «Сели – встали – встали выше», учились аргументировать свою точку зрения и оценку событий при помощи действий; закрепляли положительную мотивацию на учебную деятельность. На данном этапе использовала три вида рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала. В ходе игры дети движениями отвечали на вопросы. |
IХ. Домашнее задание (по выбору) | Создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание. | | Было предложено выполнить домашнее задание по выбору. Оно носило творческий характер. |
Динамическая пауза возникла вполне естественно в процессе работы детей в группах, так как работая в группах ученики могли свободно стоять, передвигаться по классу. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Поставленной цели урок достиг. |