МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»
«Согласовано»
Руководитель МО учителей предметников
/Л.Г.Марченко/
Ф.И.О.
Протокол №1
От «24» августа 2018 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
/Т.М.Корникова./
Ф.И.О.
«__»___________2018 года
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VII вида №50»
/А.Н.Ермаков/
Ф.И.О.
Приказ №
От «__»_________2018 года
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Предмет естествознание
Класс 7
Учитель, разработавший программу
Косоротикова Любовь Степановна
Количество часов за год 68
Количество часов в неделю 2
Программа-основа Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;
УМК, учебник Биология 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. З.А. Клепина,–1 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.Б. Бгажноковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Общая характеристика предмета
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающемуся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Цель:
- Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире растений; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются умения:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;
-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.
Личностными результатами изучения курса являются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
-развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметные связи:
-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
_ формирование учебно-логических умений и навыков
Содержание учебного предмета
Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа:
Демонстрация опытов:
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:
в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Лабораторная работа:
Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:
Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
на школьном учебно-опытном участке;
вскапывание приствольных кругов;
рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Критерии и нормы оценки
устный опрос
практическая работа
творческая работа (реферат, сообщение, доклады и т.д.)
выполнение заданий по учебнику
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
• для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
• ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
• допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
• определение понятий недостаточно четкие;
• не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Отметка «2» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• основное содержание учебного материала не раскрыто;
• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений.
Отметка «5» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта;
2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта;
2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2» ставится, если:
1. самостоятельно не определена цель опыта;
2. не подготовлено нужное оборудование;
3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;
Учебник Биология 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций, реализирующих адапт. основные общеобразоват. программы/ З. А. Клепинина. – 12-е изд. –М.: Просвещение. 2018
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
на 2018/ 2019 учебный год
Номер урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Параграф учебника (номер, название), или страницы | Количество часов | Виды работ, практические работы | Дата проведения урока | Примечания |
7класс |
Планируемая | Планируемая |
1 четверть (18 часов) |
| Нумерация | | | | | |
Введение. |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником. | Стр. 3-4 | 1 | | | | |
Растения вокруг нас |
2 | Разнообразие растений | Стр. 5-8 | 1 | | | | |
3 | Значение растений | Стр. 8-10 | 1 | | | | |
4 | Охрана растений | Стр. 10-13 | 1 | | | | |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
5 | Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень | Стр. 14 | 1 | | | | |
6 | Лабораторная работа. Строение растения. | Стр. 15-16 | 1 | | | | |
7 | Цветок. Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков) | Стр. 16-17 | 1 | | | | |
8 | Лабораторная работа. Строение цветка. | Стр. 17-19 | 1 | | | | |
9 | Виды соцветий (зонтик, колос, корзинка) | Стр. 19-21 | 1 | | | | |
10 | Опыление цветков | Стр. 21-23 | 1 | | | | |
11 | Плоды. Разнообразие плодов. Плоды сочные и сухие | Стр. 24-27 | 1 | | | | |
12 | Распространение плодов и семян | Стр. 28-31 | 1 | | | | |
13 | Семя. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. | Стр. 31-33 | 1 | | | | |
14 | Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы | Стр. 33-37 | 1 | | | | |
15 | Размножение семенами. | | 1 | | | | |
16 | Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян | Стр. 37-39 | 1 | | | | |
17 | Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян. | Стр. 41 | 1 | | | | |
18 | Правила заделки семян в почву. Глубина заделки семян | Стр. 41-44 | 1 | | | | |
2 четверть (14 часов) |
19 | Корень. Разнообразие корней | Стр. 44-46 | 1 | | | | |
20 | Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски | Стр. 47-49 | 1 | | | | |
21 | Значение корня в жизни растения | Стр.49-51 | 1 | | | | |
22 | Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень) | Стр. 51-53 | 1 | | | | |
23 | Лист. Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок) | Стр. 54 | 1 | | | | |
24 | Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов | Стр. 56-57 | 1 | | | | |
25 | Значение листьев в жизни растения Образование крахмала в листьях растения на свету | Стр. 57-61 | 1 | | | | |
26 | Испарение воды листьями | Стр. 62-64 | 1 | | | | |
27 | Дыхание растений. | Стр. 65-67 | 1 | | | | |
28 | Листопад и его значение | Стр. 68-70 | 1 | | | | |
29 | Стебель. Строение стебля на примере липы | Стр. 71-73 | 1 | | | | |
30 | Значение стебля в жизни растения. | Стр. 73-76 | 1 | | | | |
31 | Разнообразие стеблей | Стр. 76-79 | 1 | | | | |
32 | Растение - целостный организм Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания | Стр. 79-83 | 1 | | | | |
3 четверть (20 часов) |
Многообразие растительного мира |
33 | Деление растений на группы | Стр. 84-85 | 1 | | | | |
34 | Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа | Стр. 86-88 | 1 | | | | |
35 | Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника | Стр. 88-90 | 1 | | | | |
36 | Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. | Стр. 90-93 | 1 | | | | |
37 | Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами) | Стр. 94-96 | 1 | | | | |
38 | Злаковые. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) | Стр. 96-97 | 1 | | | | |
39 | Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. | Стр. 98-103 | 1 | | | | |
40 | Выращивание зерновых: посев, уход, уборка | Стр. 103-107 | 1 | | | | |
41 | Использование в народном хозяйстве. | Стр. 107-109 | 1 | | | | |
42 | Лилейные. Основные представители Общая характеристика | Стр. 110-111 | 1 | | | | |
43 | Лук, чеснок – многолетние овощные растения Лабораторная работа. Строение луковицы | Стр. 116-120 | 1 | | | | |
44 | Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта. Лилия, тюльпан, хлорафитум | Стр. 111-114 | 1 | | | | |
45 | Дикорастущие лилейные. Ландыш | Стр. 121-122 | 1 | | | | |
46 | Двудольные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | Стр. 122-123 | 1 | | | | |
47 | Дикорастущие пасленовые. Дикий паслен. | Стр. 123-124 | 1 | | | | |
48 | Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля | Стр. 1234-126 | 1 | | | | |
49 | Выращивание картофеля | Стр. 126-129 | 1 | | | | |
50 | Овощные пасленовые. Томат - помидор | Стр. 131-133 | 1 | | | | |
51 | Овощные пасленовые. Баклажан и перец | Стр. 134-137 | 1 | | | | |
52 | Цветочно-декоративные пасленовые. Петунья и душистый табак | Стр. 138-140 | 1 | | | | |
4 четверть (16 часов) |
53 | Бобовые. Пищевые бобовые растения. Бобы и горох | Стр. 141-145 | 1 | | | | |
54 | Фасоль и соя – южные бобовые культуры | Стр. 145-148 | 1 | | | | |
55 | Кормовые бобовые растения: клевер, люпин. | Стр. 148-150 | 1 | | | | |
56 | Розоцветные. Шиповник | Стр. 150-153 | 1 | | | | |
57 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша, вишня | Стр. 153-160 | 1 | | | | |
58 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина, земляника | Стр. 160-166 | 1 | | | | |
59 | Персик и абрикос - южные плодовые розоцветные культуры | Стр. 166-169 | 1 | | | | |
60 | Сложноцветные. Общая характеристика | Стр. 169-171 | 1 | | | | |
61 | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | Стр. 171-173 | 1 | | | | |
62 | Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные | Стр. 174-180 | 1 | | | | |
63 | Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. | Стр. 180-184 | 1 | | | | |
Бактерии |
64 | Бактерии. Общее понятие. | Стр. 204-205 | 1 | | | | |
65 | Значение в природе и жизни человека | Стр. 205-207 | 1 | | | | |
Грибы |
66 | Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | Стр. 209-212 | 1 | | | | |
67 | Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание | Стр. 212-216 | 1 | | | | |
68 | Обобщение по теме «Растения – живой организм» | | 1 | | | | |
| Итого | | 68 | | | | |