МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»
«Согласовано»
Руководитель МО учителей предметников
/Л.Г.Марченко/
Ф.И.О.
Протокол №1
От «24» августа 2018 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
/Т.М.Корникова./
Ф.И.О.
«__»___________2018 года
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VII вида №50»
/А.Н.Ермаков/
Ф.И.О.
Приказ №
От «__»_________2018 года
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Предмет естествознание
Класс 8
Учитель, разработавший программу
Косоротикова Любовь Степановна
Количество часов за год 68
Количество часов в неделю 2
Программа-основа Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;
УМК, учебник Биология. 8 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишина, А.В. Теремов. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет биология является одним из основных общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Преподавание биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой Изучение биологии в школе призвано сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде. В 8 классе коррекционной школы 8 вида изучается раздел «Животные». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире, знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Цель: создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире животных; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.
Основными задачами преподавания биологии являются:
сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье; привитию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Коррекционные задачи:
развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память;
научить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в при-роде, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Содержание программы по биологии в 8 классе
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Формы и средства контроля
№ | Контрольные работы | Вид | Срок проведения |
По плану | Фактическая дата |
1 | Контрольное тестирование по итогам 1 четверти | тестирование | | |
2 | Контрольное тестирование по итогам 2 четверти | тестирование | | |
3 | Контрольное тестирование по итогам 3 четверти | тестирование | | |
4 | Контрольное тестирование по итогам 4 четверти | тестирование | | |
Критерии и нормы оценки
устный опрос
практическая работа
творческая работа (реферат, сообщение, доклады и т.д.)
выполнение заданий по учебнику
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
• для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
• ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
• допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
• определение понятий недостаточно четкие;
• не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Отметка «2» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
• основное содержание учебного материала не раскрыто;
• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений.
Отметка «5» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта;
2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта;
2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2» ставится, если:
1. самостоятельно не определена цель опыта;
2. не подготовлено нужное оборудование;
3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 – 296 с.
Учебник Естествознание. 8 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишина, А.В. Теремов. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».
3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.
4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».
5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.
6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.
7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.
8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.
9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».
11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».
12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.
13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».
14. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».
15. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».
16. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».
17. www.bigcats.ru - «Большие кошки».
18. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
на 2018/ 2019 учебный год
Номер урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Параграф учебника (номер, название), или страницы | Количество часов | Виды работ, практические работы | Дата проведения урока | Примечания |
8 а | 8 б |
Планируемая | Фактическая | Планируемая | Фактическая |
1 четверть (18 часов) |
| Нумерация | | | | | |
Введение. |
1 | Многообразие животного мира. | Стр. 3-6 | 1 | | | | | | |
2 | Значение животных и их охрана. | Стр. 6-9 | 1 | | | | | | |
Беспозвоночные животные |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных Дождевой червь | Стр. 11-15 | 1 | | | | | | |
4 | Круглые черви – паразиты человека | Стр. 15-16 | 1 | | | | | | |
Насекомые |
5 | Внешнее строение и образ жизни насекомых. | Стр. 20-23 | 1 | | | | | | |
6 | Бабочка – капустница. | Стр. 23-25 | 1 | | | | | | |
7 | Яблонная плодожорка | Стр. 25-27 | 1 | | | | | | |
8 | Майский жук. | Стр. 27-29 | 1 | | | | | | |
9 | Комнатня муха | Стр. 29-31 | 1 | | | | | | |
10 | Медоносная пчела | Стр. 31-35 | 1 | | | | | | |
11 | Тутовый шелкопряд | Стр. 35-37 | 1 | | | | | | |
Позвоночные животные. Рыбы |
12 | Внешнее строение и скелет рыбы. | Стр. 46-49 | 1 | | | | | | |
13 | Внутреннее строение рыбы | Стр. 50-52 | 1 | | | | | | |
14 | Размножение рыб | Стр. 52-54 | 1 | | | | | | |
15 | Речные рыбы. Морские рыбы | Стр. 54-58 | 1 | | | | | | |
16 | Рыболовство и рыбоводство | Стр. 59-61 | 1 | | | | | | |
17 | Рациональное использование и охрана рыб | Стр. 61-62 | 1 | | | | | | |
18 | Контрольное тестирование по итогам 1 четверти | | 1 | | | | | | |
2 четверть (14 часов) |
Земноводные |
19 | Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | Стр. 72-74 | 1 | | | | | | |
20 | Внутреннее строение земноводных | Стр. 75-77 | 1 | | | | | | |
21 | Размножение и развитие лягушки | Стр. 77-78 | 1 | | | | | | |
Пресмыкающиеся |
22 | Среда обитания и внешнее строение | Стр. 82-84 | 1 | | | | | | |
23 | Внутреннее строение | Стр. 85-87 | 1 | | | | | | |
24 | Размножение и развитие пресмыкающихся | | 1 | | | | | | |
Птицы |
25 | Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. | Стр. 94-98 | 1 | | | | | | |
26 | Особенности внутреннего строения | Стр. 99-101 | 1 | | | | | | |
27 | Размножение и развитие | Стр. 101-104 | 1 | | | | | | |
28 | Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. Хищные птицы | Стр. 105-113 | 1 | | | | | | |
29 | Птицы пресных водоёмов и болот | Стр. 113-116 | 1 | | | | | | |
30 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека | Стр. 117-119 | 1 | | | | | | |
31 | Домашние куры Домашние утки и гуси. Птицеводство | Стр. 127-134 | 1 | | | | | | |
32 | Контрольное тестирование по итогам 2 четверти | | 1 | | | | | | |
3 четверть (20 часов) |
Млекопитающие |
33 | Млекопитающие. Общие признаки | Стр. 136-138 | 1 | | | | | | |
34 | Внешнее строение млекопитающих | Стр. 138-140 | 1 | | | | | | |
35 | Особенности скелета | Стр. 140-141 | 1 | | | | | | |
36 | Особенности нервной системы | Стр. 142 | 1 | | | | | | |
37 | Внутренние органы | Стр. 143-145 | 1 | | | | | | |
38 | Грызуны | Стр. 146-148 | 1 | | | | | | |
39 | Значение грызунов в природе и в жизни человека | Стр. 149-151 | 1 | | | | | | |
40 | Зайцеобразные | Стр.151-153 | 1 | | | | | | |
41 | Разведение домашних кроликов | Стр. 153-156 | 1 | | | | | | |
42 | Хищные звери | Стр. 159-164 | 1 | | | | | | |
43 | Дикие пушные хищные звери | Стр. 165-168 | 1 | | | | | | |
44 | Разведение норки на зверофермах | Стр. 168-170 | 1 | | | | | | |
45,46 | Домашние хищные звери – кошка, собака | Стр. 172-176 | 2 | | | | | | |
47 | Ластоногие | Стр. 176-178 | 1 | | | | | | |
48 | Китообразные | Стр. 178-180 | 1 | | | | | | |
49 | Парнокопытные | Стр. 181-182 | 1 | | | | | | |
50 | Непарнокопытные | Стр. 186-188 | 1 | | | | | | |
51 | Приматы | Стр. 190-192 | 1 | | | | | | |
52 | Практическая работа | | 1 | | | | | | |
53 | Контрольное тестирование по итогам 3 четверти | | 1 | | | | | | |
4 четверть (16 часов) |
Сельскохозяйственные млекопитающие |
54 | Корова | Стр. 194-197 | 1 | | | | | | |
55 | Содержание коров на фермах | Стр. 197-200 | 1 | | | | | | |
56 | Выращивание телят | Стр. 200-202 | 1 | | | | | | |
57 | Овцы | Стр. 202-205 | 1 | | | | | | |
58 | Содержание овец и выращивание ягнят | Стр. 205-207 | 1 | | | | | | |
59 | Верблюды | Стр. 207-209 | 1 | | | | | | |
60 | Северные олени | Стр. 209-211 | 1 | | | | | | |
61 | Домашние свиньи | Стр. 211-213 | 1 | | | | | | |
62 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | Стр. 213-215 | 1 | | | | | | |
63 | Выращивание поросят | Стр. 215-216 | 1 | | | | | | |
64 | Домашние лошади | Стр. 217-218 | 1 | | | | | | |
65 | Содержание лошадей и выращивание жеребят | Стр. 219-220 | 1 | | | | | | |
66 | Контрольное тестирование по итогам 4 четверти | | 1 | | | | | | |
67 | Домашние питомцы. Собаки, кошки | | 1 | | | | | | |
68 | Что мы узнали о животных? | Стр. 221-223 | 1 | | | | | | |
| Итого | | 68 часов | | | | | | |