СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по естествознанию 7-9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по естествознанию 7-9 классы для школ 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по естествознанию 7-9 классы»

МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»


«Согласовано»

Руководитель МО учителей предметников


/Л.Г.Марченко/

Ф.И.О.

Протокол №1

От «24» августа 2018 года


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


/Т.М.Корникова./

Ф.И.О.


«__»___________2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VII вида №50»

/А.Н.Ермаков/

Ф.И.О.

Приказ №

От «__»_________2018 года


АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Предмет естествознание


Класс 8


Учитель, разработавший программу

Косоротикова Любовь Степановна


Количество часов за год 68


Количество часов в неделю 2


Программа-основа Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида  5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

УМК, учебник Биология. 8 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишина, А.В. Теремов. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2018.












2018-2019 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Программа курса «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, «Просвещение», 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой;

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:

-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

  • Овладение основными знаниями по биологии.

  • Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.


Общая характеристика предмета


Учебный предмет биология является одним из основных общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Преподавание биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой Изучение биологии в школе призвано сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде. В 8 классе коррекционной школы 8 вида изучается раздел «Животные». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире, знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Цель: создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире животных; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.

Основными задачами преподавания биологии являются:

  • сообщение учащимся знаний  об организме человека и его здоровье; привитию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;

  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

Коррекционные задачи:

  • развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память;

  • научить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее;



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в при-роде, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).


Содержание программы по биологии в 8 классе

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и при­способленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоноч­ные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позво­ночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борь­ба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, май­ский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, пита­ние, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приноси­мый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болез­нетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятель­ности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелко­пряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация филь­мов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Реч­ные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная си­стема, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, филь­мов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля­гушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (пере­движение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыха­ние, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размноже­ние пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно­сти внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных пре­паратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Вне­шний вид и отличительные особенности каждого из этих живот­ных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Об­щие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каж­дого из этих животных. Черты сходства и различия между некото­рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро­странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие при­знаки растительноядных животных. Дикие растительноядные жи­вотные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характе­ристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верб­люд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животновод­ческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Зна­чение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм­ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тя­желовозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: об­щие признаки изученных групп животных, признаки сходства и раз­личия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и жи­вотными, участие в раздаче кормов.


Формы и средства контроля

Контрольные работы

Вид

Срок проведения

По плану

Фактическая

дата

1

Контрольное тестирование по итогам 1 четверти

тестирование



2

Контрольное тестирование по итогам 2 четверти

тестирование



3

Контрольное тестирование по итогам 3 четверти

тестирование



4

Контрольное тестирование по итогам 4 четверти

тестирование




Критерии и нормы оценки

    1. устный опрос

    2. практическая работа

    3. творческая работа (реферат, сообщение, доклады и т.д.)

    4. выполнение заданий по учебнику


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

• для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

• ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

• допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

• определение понятий недостаточно четкие;

• не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

• допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

• основное содержание учебного материала не раскрыто;

• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений.

Отметка «5» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта;

2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта;

2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);

3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2» ставится, если:

1. самостоятельно не определена цель опыта;

2. не подготовлено нужное оборудование;

3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 – 296 с.

  2. Учебник Естествознание. 8 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишина, А.В. Теремов. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2018.


Образовательные ресурсы сети Интернет:

1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».

2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».

3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.

4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».

5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.

6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.

7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.

8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.

9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».

11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».

12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.

13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».

14. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».

15. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».

16. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».

17. www.bigcats.ru - «Большие кошки».

18. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

на 2018/ 2019 учебный год


Номер урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Параграф учебника (номер, название), или страницы

Количество часов

Виды работ, практические работы

Дата проведения урока

Примечания

8 а

8 б

Планируемая

Фактическая

Планируемая

Фактическая

1 четверть (18 часов)


Нумерация






Введение.

1

Многообразие животного мира.

Стр. 3-6

1







2

Значение животных и их охрана.

Стр. 6-9

1







Беспозвоночные животные

3

Общие признаки беспозвоночных животных

Дождевой червь

Стр. 11-15

1







4

Круглые черви – паразиты человека

Стр. 15-16

1







Насекомые

5

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

Стр. 20-23

1







6

Бабочка – капустница.

Стр. 23-25

1







7

Яблонная плодожорка

Стр. 25-27

1







8

Майский жук.

Стр. 27-29

1







9

Комнатня муха

Стр. 29-31

1







10

Медоносная пчела

Стр. 31-35

1







11

Тутовый шелкопряд

Стр. 35-37

1







Позвоночные животные. Рыбы

12

Внешнее строение и скелет рыбы.


Стр. 46-49

1







13

Внутреннее строение рыбы

Стр. 50-52

1







14

Размножение рыб

Стр. 52-54

1







15

Речные рыбы. Морские рыбы

Стр. 54-58

1







16

Рыболовство и рыбоводство


Стр. 59-61

1







17

Рациональное использование и охрана рыб

Стр. 61-62

1







18

Контрольное тестирование по итогам 1 четверти


1







2 четверть (14 часов)

Земноводные

19

Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки.

Стр. 72-74

1







20

Внутреннее строение земноводных

Стр. 75-77

1







21

Размножение и развитие лягушки

Стр. 77-78

1







Пресмыкающиеся

22

Среда обитания и внешнее строение

Стр. 82-84

1







23

Внутреннее строение

Стр. 85-87

1







24

Размножение и развитие пресмыкающихся


1







Птицы

25

Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц.

Стр. 94-98

1







26

Особенности внутреннего строения

Стр. 99-101

1







27

Размножение и развитие

Стр. 101-104

1







28

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. Хищные птицы

Стр. 105-113

1







29

Птицы пресных водоёмов и болот

Стр. 113-116

1







30

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

Стр. 117-119

1







31

Домашние куры Домашние утки и гуси. Птицеводство

Стр. 127-134

1







32

Контрольное тестирование по итогам 2 четверти


1







3 четверть (20 часов)

Млекопитающие

33

Млекопитающие. Общие признаки

Стр. 136-138

1







34

Внешнее строение млекопитающих

Стр. 138-140

1







35

Особенности скелета

Стр. 140-141

1







36

Особенности нервной системы

Стр. 142

1







37

Внутренние органы

Стр. 143-145

1







38

Грызуны

Стр. 146-148

1







39

Значение грызунов в природе и в жизни человека

Стр. 149-151

1







40

Зайцеобразные

Стр.151-153

1







41

Разведение домашних кроликов

Стр. 153-156

1







42

Хищные звери

Стр. 159-164

1







43

Дикие пушные хищные звери

Стр. 165-168

1







44

Разведение норки на зверофермах

Стр. 168-170

1







45,46

Домашние хищные звери – кошка, собака

Стр. 172-176

2







47

Ластоногие

Стр. 176-178

1







48

Китообразные

Стр. 178-180

1







49

Парнокопытные

Стр. 181-182

1







50

Непарнокопытные

Стр. 186-188

1







51

Приматы

Стр. 190-192

1







52

Практическая работа


1







53

Контрольное тестирование по итогам 3 четверти


1







4 четверть (16 часов)

Сельскохозяйственные млекопитающие

54

Корова

Стр. 194-197

1







55

Содержание коров на фермах

Стр. 197-200

1







56

Выращивание телят

Стр. 200-202

1







57

Овцы

Стр. 202-205

1







58

Содержание овец и выращивание ягнят

Стр. 205-207

1







59

Верблюды

Стр. 207-209

1







60

Северные олени

Стр. 209-211

1







61

Домашние свиньи

Стр. 211-213

1







62

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

Стр. 213-215

1







63

Выращивание поросят

Стр. 215-216

1







64

Домашние лошади

Стр. 217-218

1







65

Содержание лошадей и выращивание жеребят

Стр. 219-220

1







66

Контрольное тестирование по итогам 4 четверти


1







67

Домашние питомцы. Собаки, кошки


1







68

Что мы узнали о животных?

Стр. 221-223

1








Итого


68 часов









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!