СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что роднит музыку с изобразительным искусством". Урок музыки для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока научиться анализировать взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством. Материал может быть выдан учащимся для самостоятельного изучения.

Просмотр содержимого документа
«"Что роднит музыку с изобразительным искусством". Урок музыки для 5 класса»

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Цель:

  • научиться анализировать взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством.

Задачи:

  • освоить приёмы анализа родства образов разных видов искусств: музыки и живописи;

  • развить навык слухового восприятия и анализа музыкальных произведений.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- многообразие музыкальной культуры;

- родство образов музыкальной и художественной изобразительности;

- анализ музыкальных произведений.

Тезаурус

Вокализ – вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Лад – способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения.

Тембр – характерная окраска звука, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.

Ритм – организация музыки во времени; структура, образованная последовательностью звуков и пауз.

Динамика – сила, энергия звучания.

Регистр – это участок звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.

Диапазон – это объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.

Теоретический материал для изучения

Композиторы используют средства музыкальной выразительности при создании музыкальных образов так же, как художники выбирают разные техники и приёмы при написании картин. Потому в этих видах искусства можно встретить идентичные термины: линия, ритм, композиция. Темы произведений искусства подсказывает сама жизнь и окружающие авторов события. 

Великий скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти сказал: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Для того чтобы понимать произведения искусства, необходимо знать те средства выразительности, которыми пользуются композиторы, писатели, художники. Для показа образной составляющей произведения музыканты используют средства музыкальной выразительности. Их очень много: мелодия и гармония, ритм и темп, форма и регистры, а также штрихи и нюансы.

В оркестровом вступлении к опере «Садко», которое сам композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков назвал «Океан-море синее», мы видим совсем другой морской пейзаж.

Море спокойное, но непредсказуемое, в постоянном движении.

В памяти невольно всплывают картины художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не раз запечатлевшего бушующее море и тонущие корабли.

И.К.Айвазовский "Закат на море"



И.К.Айвазовский "Среди волн"

Регистр – это часть звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.

Регистр бывает высокий, средний и низкий.

Диапазон - объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.

Композиция – это строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства.

Данный термин относится и к литературе, и к живописи, и к музыке.

Композиция определяет то, как части произведения сочетаются между собой в едином целом.

Она учитывает акценты, пропорции, уравновешивание частей. Пример композиции, когда фигуры движутся к зрителю, картина Иллариона Прянишникова “Крестный ход”. Некоторые приёмы композиции в живописи применимы и к музыке, например, акцентирование – выделение чего-то важного, существенного.



В 1840 году Михаил Иванович Глинка пишет на стихи Нестора Кукольника романс «Жаворонок». В нём с помощью трогательной певучей мелодии и звукоподражания трепету крыльев жаворонка в аккомпанементе, он создаёт удивительно тонкий поэтический образ. Задушевность и светлая грусть мелодии соединяется с музыкальным пейзажем в единый образ.

Во вступлении к опере «Хованщина», которое называется «Рассвет на «Москве-реке» Модест Петрович Мусоргский «рисует» музыкальными средствами начало нового дня.

Слушать: «Рассвет на «Москве-реке» М. П. Мусоргский

К этой музыке можно применить художественный термин – пейзаж.

Пейзаж – это жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.

Мы представляем, как солнце поднимается над горизонтом на рассвете, благодаря восходящей мелодии альтов. Затем по очереди вступают деревянные духовые инструменты: имитируя крик петуха, а затем и русскую протяжную песню, которую могли петь женщины, уходящие на работу в поле.

У русского композитора 19 века, Пётра Ильича Чайковского, есть фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года».

В «Детском альбоме» Чайковский создаёт зарисовки, отражающие детские заботы того времени: «Утренняя молитва», «Новая кукла», «Нянина сказка» и другие сцены из жизни ребёнка. Во «Временах года» музыкальными средствами композитор показывает характерные приметы каждого месяца года.

Мелодия в пьесе «Апрель» стремится вверх, что придаёт музыке лёгкость и воздушность. В основе трёхдольный размер 6/8, что делаем музыку похожей на вальс.

Слушать: П.И.Чайковский."Апрель. Подснежник."

Нередко композиторов вдохновляет не только природа, но и её живописные образы.

Валерий Гаврилин создал оркестровую сюиту “Перезвоны”, один из номеров которой называется «Вечерняя музыка».

Слушание: Гаврилин «Вечерняя музыка».

Композитор Георгий Свиридов так высказался о сюите Гаврилина: …” Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное — современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах».

Религиозная тема – одна из излюбленных в живописи. Не счесть образов Девы Марии, созданных художниками разных эпох и национальностей.

Молитва, обращённая к Богоматери, часто вдохновляла композиторов.

Как художники по-разному изображали Мать Иисуса Христа, так и композиторы использовали один и тот же текст молитвы по-разному.

Одно из самых известных произведений, посвящённых Богоматери - «Аве Мария» австрийского композитора Франца Шуберта.

Слушать: Шуберт «Аве Мария»

Мы видим, как тесно переплетаются произведения изобразительного и музыкального искусства. Пейзаж и портрет можно встретить в музыке, а симфонию в живописи. В обоих видах искусства используются идентичные средства выразительности: композиция ритм, форма.

Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом и призваны отражать отношение авторов: музыкантов и художников к окружающей их действительности в виде пейзажей, и портретов, музыкальных и живописных набросков, этюдов и красочных симфоний.

Используя разные методы, они преследуют одну цель – донести красоту и смысл до слушателей и зрителей.

Записать в тетрадь выделенное курсивом




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!