1 Еремина Ирина Александровна
2 МОУ средняя общеобразовательная школа №7 г. Ярославля
3 химия
4 УМК О.С.Габриелян
5 8 класс
6 тема « Чистые вещества и смеси»
7 тип урока – изучение нового материала
8 цели: - образовательные – сформировать понятия чистых веществ и смесей, различия и сходства между ними, выяснить значение , применение различных смесей в природе и жизни человека;
- развивающие – продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы на основе увиденных опытов и прочитанного, самостоятельно работать с учебной литературой, формирование умений распознавать чистые вещества и смеси.
- воспитательные – дальнейшее развитие интереса у учащихся к предмету , воспитание чувства осторожного обращения с различными смесями в быту ( природный газ, лекарственные препараты).
9 задачи – 1- дать понятие чистых веществ ;
2 – понятие смесей;
3 – классификация чистых веществ и их области применения;
4 – классификация смесей , области применения;
5 – самостоятельная работа с учебником.
10 литература : 1- О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.Дрофа, 2007 г.
2 – О.С.Габриелян, А.В.Якушова. Химия 8 класс. Рабочая тетрадь. М.Дрофа – 2005 год.
3 – О.С.Габриелян . Настольная книга учителя. Химия . 8 класс. М. Дрофа.- 2003 год.
4 – Ю.В.Ходаков. Неорганическая химия . учебник для 7-8 классов. М. Просвещение 1986 год.
11 ход урока.
Организационный момент : приветствие учащихся.
Запись домашнего задания в дневник : обязательное – параграф № 23, вопросы № 1, 2; дополнительное - вопрос № 4 страница 85 и сообщения о смесях в жизни человека.
Опрос по теме прошлого урока «Кристаллические решетки».
Письменные задания по уровням : первый уровень – написать определения всех кристаллических решеток , привести примеры веществ с данными решетками (2-3 человека, слабые ученики) ; второй уровень – в списке
предложенных формул веществ определить типы кристаллических решеток, дать названия веществам. ( 2-3 человека).
Пока учащиеся работают письменно , с остальным классом фронтальный опрос ( беседа) , самых активных можно оценить.
? Назовите частицы находящиеся в узлах металлических кристаллических решеток ? ( атомы или ионы металлов).
? Перечислите свойства веществ с металлической решеткой ( твердость, блеск, упругость, электропроводность, теплопроводность).
? Связь в веществах с металлической кристаллической решеткой?
( металлическая).
? Приведите примеры веществ с металлическими решетками ( все металлы и их сплавы).
? Назовите частицы, находящиеся в узлах молекулярных кристаллических решеток.( молекулы).
? Свойства веществ с молекулярными решетками ( малая твердость, летучесть , низкие температуры плавления).
? Связь в веществах с молекулярными решетками ( ковалентная полярная или неполярная).
? Примеры веществ ( соляная кислота, вода, сахар, азот, кислород).
? Частицы , находящиеся в узлах атомных кристаллических решеток (атомы).
? Связь в веществах с атомными решетками ( прочные ковалентные связи).
? Свойства веществ с атомными кристаллическими решетками (высокие температуры кипения и плавления, прочные , твердые, нелетучие, практически не растворимы).
? Примеры веществ ( алмаз, кварц, хрусталь).
?Частицы в узлах ионных кристаллических решеток ( ионы – анионы и катионы).
? Свойства веществ с ионными решетками ( высокая твердость и прочность, тугоплавкость, нелетучие). Связь в веществах с ионными кристаллическими решетками (ионная).
? Примеры веществ ( соли , оксиды ).
Материал прошлого урока мы с вами повторили , кто выполнял письменно задания сдают работы !
ПЕРЕХОД К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
На прошлом уроке мы изучили типы кристаллических решеток и выяснили , что строение вещества можно определить по свойствам , а зная свойства предсказать строение .
И что бы мы не изучали всегда встает вопрос – из чего состоит исследуемый предмет?
Давайте вспомним из чего состоят вещества? ( молекул , атомов).
Совершенно верно – вещества состоят из молекул, которые обладают свойствами данного вещества.
Вы знаете , что молекулы одного вещества одинаковы по своим свойствам, а молекулы разных веществ обладают отличными свойствами.
Например: сахар добывают из разных растений ( свекла , виноград, тростник), он продается в разных формах ( кусковой , рассыпчатый песок , сахарная пудра), но при всем при этом сахар имеет одни и те же свойства ( белый , сладкий на вкус, растворим в воде).
А вот вода из разных рек, озер, морей обладает разными свойствами .
Как вы думаете почему? ( в воде из разных мест содержаться разные дополнительные вещества – примеси).
Надо еще раз отметить , что всегда одними и теми же свойствами обладают вещества , если они не загрязнены посторонними примесями или содержат их ничтожно малое количество ( стотысячные доли). Такие вещества называют чистыми.
Определение записываем в тетрадь.
Чистые вещества - это вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.
На практике мы не встречаем совершенно идеально чистых веществ
и люди стали пользоваться понятием «степень чистоты вещества»:
- чистые ( ч);
- чистые для анализа ( чда);
- химически чистые ( хч);
- особо чистые (оч);
- спектральночистые (сч). Чистота веществ сверху вниз возрастает.
ЗАДАНИЕ по таблице « особо чистые вещества» ( такую таблицу рисовала сама на ватмане) – расскажите об использовании особо чистых веществ.
В жизни , как правило, мы встречаемся со смесями веществ.
Назовите смеси в природе? ( воздух, вода, почва).Правильно.
У смесей есть классификация : - однородные ,
- неоднородные.
Чем же будут отличаться эти смеси друг от друга? ( предлагаете высказать гипотезы предположения детей). А давайте попробуем выяснить экспериментальным путем! Проведем опыты.
ОПЫТ№ 1 : взболтаем в воде порошок мела. Получили смесь мела с водой, частицы мела при этом видны даже невооруженным глазом.
Хотя не всегда по внешнему виду мы сразу можем определить , что перед нами смесь – всем вам известное молоко – это смесь , хотя мы не видим никаких частиц , а вот если мы рассмотрим под микроскопом , то увидим капельки жира.
ОПЫТ № 2 : растворим в воде сахар. Что видим ? Частицы вещества не видимы и даже под микроскопом их будет трудно рассмотреть и определить.
Какой же мы можем сделать вывод, чем будут отличаться однородные смеси от неоднородных? Ответ – в однородных частицы веществ не видны , а в неоднородных частицы можно увидеть невооруженным глазом.
Хорошо , молодцы!
Задание для самостоятельной работы: найдите в учебнике в параграфе 23 ( страница 83) определения однородных и неоднородных смесей и запишите в тетрадь.
Состав смесей может быть разнообразным, но свойстваотдельно взятых веществ в смеси сохраняются.
Чтобы убедиться проведем эксперимент , а наблюдения занесем в таблицу ( таблица на каждой парте ).
ОПЫТ: отдельно берем порошок серы , отдельно опилки железа ; описываем их свойства. Далее оба порошка смешиваем и описываем свойства этих же веществ в смеси! ( описание опыта смотри в учебнике Ходакова 7-8 класс, станица 7-8).
Признаки( физ.свойства) | Сера (s) | Железо (Fe) | Сера + железо |
1. агрегатное состояние | | | |
2. цвет | | | |
3. блеск | | | |
4. намокаемость | | | |
5. намагничиваемость | | | |
6. растворимость в воде | | | |
По результатам ( из таблицы) видно , что свойства веществ , входящих в состав смеси остаются такими же , что и у чистых веществ и это можно использовать для разделения смесей.
Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа.
«анализ» - это разложение на составные части.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ : из предложенного перечня веществ и смесей выпишите отдельно смеси , отдельно – вещества.
Вещества смеси
Сахар молоко
Кислород почва
Углерод зубная паста
Алюминий бронза
(учитель читает слова вразнобой. ) Затем учащиеся меняются тетрадями и проходит взаимопроверка по шаблону ( правильные ответы заранее записаны на доске).
Подводим итог по уроку : спрашиваем у детей что они узнали нового , чему научились ( изучили чистые вещества и смеси , смеси однородные и неоднородные, применение смесей и химического анализа).