СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чистые вещества и смеси.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе по теме "Чистые вещества и смеси", автор учебника - О.С.Габриелян. Изучение нового материала. Даются понятия чистых веществ, смесей,выясняется их сходство и различия. Предлагается самостоятельная работа для закрепления с взаимопроверкой.

Просмотр содержимого документа
«Чистые вещества и смеси.»

1 Еремина Ирина Александровна

2 МОУ средняя общеобразовательная школа №7 г. Ярославля

3 химия

4 УМК О.С.Габриелян

5 8 класс

6 тема « Чистые вещества и смеси»

7 тип урока – изучение нового материала

8 цели: - образовательные – сформировать понятия чистых веществ и смесей, различия и сходства между ними, выяснить значение , применение различных смесей в природе и жизни человека;

- развивающие – продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы на основе увиденных опытов и прочитанного, самостоятельно работать с учебной литературой, формирование умений распознавать чистые вещества и смеси.

- воспитательные – дальнейшее развитие интереса у учащихся к предмету , воспитание чувства осторожного обращения с различными смесями в быту ( природный газ, лекарственные препараты).

9 задачи – 1- дать понятие чистых веществ ;

2 – понятие смесей;

3 – классификация чистых веществ и их области применения;

4 – классификация смесей , области применения;

5 – самостоятельная работа с учебником.

10 литература : 1- О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.Дрофа, 2007 г.

2 – О.С.Габриелян, А.В.Якушова. Химия 8 класс. Рабочая тетрадь. М.Дрофа – 2005 год.

3 – О.С.Габриелян . Настольная книга учителя. Химия . 8 класс. М. Дрофа.- 2003 год.

4 – Ю.В.Ходаков. Неорганическая химия . учебник для 7-8 классов. М. Просвещение 1986 год.

11 ход урока.

  1. Организационный момент : приветствие учащихся.

Запись домашнего задания в дневник : обязательное – параграф № 23, вопросы № 1, 2; дополнительное - вопрос № 4 страница 85 и сообщения о смесях в жизни человека.

  1. Опрос по теме прошлого урока «Кристаллические решетки».

Письменные задания по уровням : первый уровень – написать определения всех кристаллических решеток , привести примеры веществ с данными решетками (2-3 человека, слабые ученики) ; второй уровень – в списке

предложенных формул веществ определить типы кристаллических решеток, дать названия веществам. ( 2-3 человека).

Пока учащиеся работают письменно , с остальным классом фронтальный опрос ( беседа) , самых активных можно оценить.

? Назовите частицы находящиеся в узлах металлических кристаллических решеток ? ( атомы или ионы металлов).

? Перечислите свойства веществ с металлической решеткой ( твердость, блеск, упругость, электропроводность, теплопроводность).

? Связь в веществах с металлической кристаллической решеткой?

( металлическая).

? Приведите примеры веществ с металлическими решетками ( все металлы и их сплавы).

? Назовите частицы, находящиеся в узлах молекулярных кристаллических решеток.( молекулы).

? Свойства веществ с молекулярными решетками ( малая твердость, летучесть , низкие температуры плавления).

? Связь в веществах с молекулярными решетками ( ковалентная полярная или неполярная).

? Примеры веществ ( соляная кислота, вода, сахар, азот, кислород).

? Частицы , находящиеся в узлах атомных кристаллических решеток (атомы).

? Связь в веществах с атомными решетками ( прочные ковалентные связи).

? Свойства веществ с атомными кристаллическими решетками (высокие температуры кипения и плавления, прочные , твердые, нелетучие, практически не растворимы).

? Примеры веществ ( алмаз, кварц, хрусталь).

?Частицы в узлах ионных кристаллических решеток ( ионы – анионы и катионы).

? Свойства веществ с ионными решетками ( высокая твердость и прочность, тугоплавкость, нелетучие). Связь в веществах с ионными кристаллическими решетками (ионная).

? Примеры веществ ( соли , оксиды ).

Материал прошлого урока мы с вами повторили , кто выполнял письменно задания сдают работы !

ПЕРЕХОД К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

На прошлом уроке мы изучили типы кристаллических решеток и выяснили , что строение вещества можно определить по свойствам , а зная свойства предсказать строение .

И что бы мы не изучали всегда встает вопрос – из чего состоит исследуемый предмет?

Давайте вспомним из чего состоят вещества? ( молекул , атомов).

Совершенно верно – вещества состоят из молекул, которые обладают свойствами данного вещества.

Вы знаете , что молекулы одного вещества одинаковы по своим свойствам, а молекулы разных веществ обладают отличными свойствами.

Например: сахар добывают из разных растений ( свекла , виноград, тростник), он продается в разных формах ( кусковой , рассыпчатый песок , сахарная пудра), но при всем при этом сахар имеет одни и те же свойства ( белый , сладкий на вкус, растворим в воде).

А вот вода из разных рек, озер, морей обладает разными свойствами .

Как вы думаете почему? ( в воде из разных мест содержаться разные дополнительные вещества – примеси).

Надо еще раз отметить , что всегда одними и теми же свойствами обладают вещества , если они не загрязнены посторонними примесями или содержат их ничтожно малое количество ( стотысячные доли). Такие вещества называют чистыми.

Определение записываем в тетрадь.

Чистые вещества - это вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.

На практике мы не встречаем совершенно идеально чистых веществ

и люди стали пользоваться понятием «степень чистоты вещества»:

- чистые ( ч);

- чистые для анализа ( чда);

- химически чистые ( хч);

- особо чистые (оч);

- спектральночистые (сч). Чистота веществ сверху вниз возрастает.

ЗАДАНИЕ по таблице « особо чистые вещества» ( такую таблицу рисовала сама на ватмане) – расскажите об использовании особо чистых веществ.

В жизни , как правило, мы встречаемся со смесями веществ.

Назовите смеси в природе? ( воздух, вода, почва).Правильно.

У смесей есть классификация : - однородные ,

- неоднородные.

Чем же будут отличаться эти смеси друг от друга? ( предлагаете высказать гипотезы предположения детей). А давайте попробуем выяснить экспериментальным путем! Проведем опыты.

ОПЫТ№ 1 : взболтаем в воде порошок мела. Получили смесь мела с водой, частицы мела при этом видны даже невооруженным глазом.

Хотя не всегда по внешнему виду мы сразу можем определить , что перед нами смесь – всем вам известное молоко – это смесь , хотя мы не видим никаких частиц , а вот если мы рассмотрим под микроскопом , то увидим капельки жира.

ОПЫТ № 2 : растворим в воде сахар. Что видим ? Частицы вещества не видимы и даже под микроскопом их будет трудно рассмотреть и определить.

Какой же мы можем сделать вывод, чем будут отличаться однородные смеси от неоднородных? Ответ – в однородных частицы веществ не видны , а в неоднородных частицы можно увидеть невооруженным глазом.

Хорошо , молодцы!

Задание для самостоятельной работы: найдите в учебнике в параграфе 23 ( страница 83) определения однородных и неоднородных смесей и запишите в тетрадь.

Состав смесей может быть разнообразным, но свойстваотдельно взятых веществ в смеси сохраняются.

Чтобы убедиться проведем эксперимент , а наблюдения занесем в таблицу ( таблица на каждой парте ).

ОПЫТ: отдельно берем порошок серы , отдельно опилки железа ; описываем их свойства. Далее оба порошка смешиваем и описываем свойства этих же веществ в смеси! ( описание опыта смотри в учебнике Ходакова 7-8 класс, станица 7-8).

Признаки( физ.свойства)

Сера (s)

Железо (Fe)

Сера + железо

1. агрегатное состояние




2. цвет




3. блеск




4. намокаемость




5. намагничиваемость




6. растворимость в воде






По результатам ( из таблицы) видно , что свойства веществ , входящих в состав смеси остаются такими же , что и у чистых веществ и это можно использовать для разделения смесей.

Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа.

«анализ» - это разложение на составные части.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ : из предложенного перечня веществ и смесей выпишите отдельно смеси , отдельно – вещества.

Вещества смеси

Сахар молоко

Кислород почва

Углерод зубная паста

Алюминий бронза

(учитель читает слова вразнобой. ) Затем учащиеся меняются тетрадями и проходит взаимопроверка по шаблону ( правильные ответы заранее записаны на доске).

Подводим итог по уроку : спрашиваем у детей что они узнали нового , чему научились ( изучили чистые вещества и смеси , смеси однородные и неоднородные, применение смесей и химического анализа).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!