СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»






Подготовила:

Студентка группы ПНК- 4А

Ваганова Анна Сергеевна




Конспект урока русского языка

на тему «Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам»





Место проведения: МБОУ СШ № 32, 3 «Б» класс

Дата проведения: 19.01.2022


Учитель: Кочукова И.Ю.………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Методист: Ким С.Н.………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Дзержинск – 2022

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема: «Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам»

Тип урока: актуализации знаний и умений

Цель: актуализация знаний и умений о числе имени существительного.

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить, признаки имени существительного, как части речи и отличительные признаки имени существительного единственного и множественного числа.

2. Формировать умение определять число имен существительных и изменять их по числам.

3. Учить различать имя существительное единственного и множественного числа.

Развивающие:

1. Развивать РУУД: умение контролировать собственную деятельность в процессе выполнения заданий и самопроверки их по образцу.

2. Развивать КУУД: умение слышать и слушать друг друга при ответах на вопросы учителя, в процессе работы у доски.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изучению языка посредством выполнение упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Повторяют, признаки имени существительного, как части речи и отличительные признаки имени существительного единственного и множественного числа.

2. Определяют число имени существительного и изменяют их по числам.

3. Различают имена существительные единственного и множественного числа.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. Контролируют свою деятельность в процессе выполнения заданий и самопроверки их по образцу.

Коммуникативные УУД:

1. Выслушивают других и принимают чужую точку зрения.

Личностные:

1. Проявляют интерес и уважение к русскому языку.

Оборудование:

Для учителя: ТСО (презентация), учебник русского языка Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 часть.

Для учащихся: учебник, пенал, тетрадь, карточки с заданиями.

План урока (45 мин):

1) Организационный этап. (3 мин.)

2) Мотивация учебной деятельности. (5 мин.)

3) Актуализация знаний и умений (с целью подготовки к изучению новой темы, связанной с изученной). ( 3 мин.)

4) Постановка задач урока. (1 мин.)

5) Применение знаний и умений в знакомой и новой ситуациях. (7 мин.)

6) Обобщение и систематизация знаний. (8 мин.)

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (11мин.)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.)

9) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)



Этапы урока

Задачи этапа

Методы и приемы работы

Дидактические средства

Деятельности учителя

Деятельности учащихся

Формы организации деятельности

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.

Прием проверки готовности к уроку

Речь учителя

Урок начинают дежурные.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Сергеевна. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

У вас на партах должны лежать: учебник, пенал, тетрадь и карточки с заданиями. Положите всё на край стола.

- Девиз нашего урока:

Все разведать, все узнать,

Своих ошибок не скрывать!»

Как вы понимаете данные слова?

Девиз урока говорит о том, что мы учимся для того, чтобы многое узнать, а если есть какие-либо затруднения, о них нужно не бояться сказать.
Вы согласны с этими словами?


Сегодня на уроке мы с вами попытаемся вспомнить одну тайну

русского языка.

Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя


Я понимаю данные слова так, что нужно учиться и всегда сообщать учителю о своих ошибках.

Согласны.

Ф

Самоконроль

Контроль со стороны учителя


РУУД: Умеют организовывать свое рабочее место


2. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Беседа

Речь учителя, девиз

Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

–Открываем тетради. Отступаем 2 строки. Записываем число и классная работа. Сегодня девятнадцатое января.

Минутка чистописания

Игра «Найди пропущенную букву»

-Ребята, посмотрите на доску:

Лы…и, …ук, …ираф, ё… - на доске


- Какая буква пропущена в этих словах?

Верно, обратите внимание на написание буквы ж. Она содержит два одинаковых элемента – это полуовал, написанный в левую и в правую сторону. Буква пишется без отрыва руки.

- Спишите, продолжив последовательность:

ЖжЖжжЖжЖжж

- А теперь скажите, какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?



- Что вы узнали об имени существительном? Ответьте по плану.

- ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (написано на доске)

ЭТО____________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

ОБОЗНАЧАЕТ___________

ПРЕДМЕТ

ОТВЕЧАЕТ______________

НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

ИЗМЕНЯЕТСЯ___________

ПО ЧИСЛАМ

МН.Ч., ЕД.Ч.

В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______

МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛЕЖАЩИМ, ВТОРОСТЕПЕННЫМ

- Сформулируйте определение.

- Молодцы!

Записывают число и классная работа.










- ж









- имя существительное






























Ф

Самоконтроль




3. Актуализация знаний и умений (с целью подготовки к изучению новой темы, связанной с изученной).

Обеспечить воспроизведение опорных знаний.

Беседа, рассказ

Речь учителя, презентация

- Ребята, на слайде записаны слова: береза, осина, сосны, липа, дуб.

- Давайте прочитаем их.


- Какой частью речи являются эти слова?


- Вам нужно найти лишнее слово. Какое это слово?

Почему? Что объединяет остальные слова?

- Верно, молодцы.

— Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?


Читают слова


- им.сущ.


Сосны

Потому что оно стоит во множественном числе

- в ед.числе обозначают 1 предмет, во мн.ч. несколько, еще разные окончания.


Ф

Самоконтроль




4. Постановка задач урока.

Сформулировать тему и задачи урока.

Беседа, объяснение

Речь учителя


– Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока «Число имени существительного»


- Сформулируйте задачи урока с помощью опорных слов:

1. Узнать больше об…


2. Вспомнить, как определять…





«Число имени существительного»


- имени существительном

- число имён существительных


Ф

Самоконтроль


РУУД: Определяют цель учебной деятельности.


5. Применение знаний и умений в знакомой и новой ситуациях.


Обеспечить применение знаний и способов действий.

Беседа, объяснение

Речь учителя, презентация, упражнение, физминутка, слова

Продолжим работу со словами.

- Давайте придумаем с этими словами словосочетания. Выберете любое слово и придумайте словосочетание. (Спрошу несколько учеников)

(Белая, кудрявая, красивая, стройная береза; старая, сухая, одинокая осина; цветущая, огромная, раскидистая липа; древний, вековой, большой, могучий, увидеть дуб.)

Запишите себе в тетрадь словосочетание.

Теперь придумаем словосочетание со словом сосны. (Одинокие, старые, могучие, гигантские сосны)

Запишите его в тетрадь, выделите окончание и определите число имени существительного.


- Давайте проверим, что у вас получилось, называйте свое словосочетание и число имени существительного. (Спрошу устно несколько учеников).




- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.


- Давайте вспомним правила работы в парах.


- Сейчас вы будете работать на карточках. Вам дан отрывок из стихотворения. Давайте его прочитаем.


И сказал Гиппопотам

Крокодилам и китам:

«Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю...»

К. Чуковский


- Из какого произведения эти строки? («Тараканище».)


- Давайте по цепочке найдем все имена существительные. (устно).


- Ваша задача выписать все имена существительные в тетрадь в 2 столбика, в начальной форме. В первый столбик в единственном числе, во второй – во множественном числе. Приступайте к работе.


- Проверим, одна пара называет сначала имена существительные в единственном числе, которые записали в первый столбик. Кто желает ответить? Теперь во множественном числе, которые записали во второй столбик. Кто прочитает?


- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его числа? Выделите окончания. Какие окончания вы выделили?

- Молодцы!

-На стр.20 в учебнике, прочитайте правило (Вспомните!).

- Как изменяются имена существительные?

- Как различать имена существительные в единственном числе и во множественном? Что меняется в слове?


Придумывают словосочетания и записывают в тетрадях.









Перечисляют правила работы в парах



Читают стихотворение




- Тараканище

Перечисляют все имена существительные из стихотворения













Распределяют слова




1 столбик:

Гиппопотам,

Злодей, чудовище, богатырь


2 столбик: Крокодилы, киты, лягушки







-окончание







- по числам



- по окончанию



Ф, индивидуальная

Самоконтроль, взаимоконтроль

Различают имена сущ. мн.ч. от им. сущ. ед. ч.



6. Обобщение и систематизация знаний.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Беседа, объяснение

Речь учителя, презентация, карточки с заданием.

- Правильно! А сейчас давайте выполним упражнение 29. Кто может прочитать предложения?

Давайте разберем одно предложение все вместе.
Девочки рисовали. В каком числе стоят слова в данном предложении?
Верно, во множественном. Выделим окончание –и-. Давайте изменим слово так, чтобы предложение получилось в единственном числе. Что получится? Правильно, девочка рисовала. Какое окончание здесь? Верно, -а-.

- Какие изменения произойдут в словах предложений, если употребить имена существительные в другом числе?

- А какие изменения произойдут в содержании предложений?


Теперь поработайте самостоятельно. Первый ряд работает со вторым предложением, второй ряд с третьим предложением, третий ряд с четвертым предложением. Запишите себе в тетрадь предложение во множественном и в единственном числе, выделите окончание.

Кто готов прочитать получившееся предложение?

Молодцы. Теперь нам нужно распространить одно предложение второстепенными членами. Первое предложение выполним снова вместе.

Девочка рисовала. Как можно распространить предложение?
Молодцы, теперь выделим основу в данном предложение.

Такую же работу вам нужно выполнить с одним из предложений, которое вы записали. И тоже выделить в нем основу.

Кто желает прочитать свое предложение?

- У вас получились очень интересные предложения!


Теперь давайте поиграем в игру «Дружные ребята». Работаем в парах.

Посоветуйтесь и напишите в тетради 3 пары имен существительных единственного и множественного числа. Выделите окончание. У кого какие пары получились? Какое окончание выделили?

- Кто не согласен, поднимите руку?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

- Продолжим работу!

Читают













-во множественном числе.



- Девочка рисовала.


- в именах сущ. и в глаголах изменятся окончания.


- в предложениях будет сообщаться о другом количестве предметов, которые совершают или над которыми происходит действие.


Девочка рисовала мелками. Девочка рисовала фломастером в альбоме. Маленькая девочка рисовала карандашами на листе.

Ф

Самоконтроль

Различают существительные единственного числа от сущ. множественного. Изменяют имена сущ. по числам

РУУП: контролируют свою деятельность в процессе выполнения заданий


7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Самопроверка умения: применение знания в типовых условиях.

Объяснение

Речь учителя, презентация

Продолжим тренироваться изменять числа имен существительных.

-Упражнение 32 на странице 21.

Прочитайте задание. Что нужно сделать в задании? Кто не понял, что нужно делать?

Работаем самостоятельно, у первых 3х проверю на уроке и поставлю оценку, остальные сдадут тетради.

Читаю первое слово «храбрец», определяю число – единственное, выделяю нулевое окончание, подбираю к нему существительное во множественном числе – «храбрецы, окончание -ы-.

Выделите изученные орфограммы в словах. Какие орфограммы вы нашли? Молодцы!

(безударные гласные: храбрец, дерево, деревья;

Разделительные ъ и ь: деревья, друзья, подъезд, подъезды, угольки;

Сочетание –чк-: замочки;

Парные глухие и звонкие согласные: друг, подъезд)

















И

Самоконтроль, контроль со стороны учителя


РУУП: Анализируют свою деятельность в процессе выполнения заданий и самопроверки их по образцу



8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения.

объяснение

Речь учителя, запись на доске

Дома вы выполните упражнение 31 на странице 21. Откроем его и прочитаем задание.

Что нужно сделать?

Верно, из орфоэпического словаря вам нужно выписать все пары имен существительных в 2х формах, обозначить в словах ударение.

- Давайте откроем страницу 150. Найдем для примера одну пару слов.

договОр-договОры.

Записывают д/з, слушают объяснение задания.

Ф

Самоконтроль


КУУД:Умеют слышать и слушать учителя


9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке, успешности достижения цели.

Беседа

Речь учителя, физминутка

– Ребята, о какой части речи мы сегодня говорили?


– Что мы с вами вспомнили об имени существительном?

– Давайте оценим работу на уроке.


– Встаньте пожалуйста. Если тема урока вам была понятна, вы знаете и умеете, как определять число имени существительного, то встаньте на цыпочки и захлопайте в ладоши. Если вы считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то сядьте на корточки.


– Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен!

– Об имени существительном.


– О числах.

Ф

Самоконтроль


РУУД: Умеют слышать и слушать друг друга

Выслушивают других и принимают чужую точку зрения.

Оценивают свою деятельность





Выполним задание на карточке самостоятельно.

Каждый из вас получил карточку с заданием.

– На карточке у вас написаны слова. Вам нужно вписать слова в таблицу: 1 столбик – имена существительные, которые употребляются в единственном числе, 2 столбик – имена существительные, которые употребляются во множественном числе.

(Рисунок, газета, синица, шофёр, молоко, посуда, пальто, ножницы, санки, сливки, брюки, пчела, страны, кофе, кресла, озеро)



– Кому не понятно?

Можете приступать.

-Начинаем проверять, как вы справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите в руку карандаш. Смотрим все на доску. Сравните ваши ответы с ответами на доске и исправьте карандашом там, где есть ошибки. У кого нет ошибок? 1? 2?...Молодцы!
Ребята, посмотрите, у нас остались слова, которые мы не записали никуда. В русском языке есть такие слова, которые употребляются только во множественном числе (ножницы, санки, брюки, сливки) и слова, которые употребляются только в единственном числе (молоко, пальто, кофе).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!