СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в социальном измерении .ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ (§ 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи уроков  1. Раскрыть основной смысл понятия «личность» как социальной характеристики человека.  2. Познакомить учащихся с понятием «индивидуальность» применительно к человеческим качествам.  3. Показать на конкретных примерах особенности сильной личности, достойной уважения и общественного признания.  4. Способствовать воспитанию уважения к человеческой индивидуальности, осознанию влияния общества на формирование личностных качеств.  5. Создать условия формирования познавательных универсальных учебных действий: умение применять причинно-следственный анализ при характеристике социальных параметров личности.   

Просмотр содержимого документа
«Человек в социальном измерении .ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ (§ 1)»

ТЕМА 1. Человек в социальном измерении УРОКИ 2—3. ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ (§ 1)

Задачи уроков

1. Раскрыть основной смысл понятия «личность» как социальной характеристики человека.

2. Познакомить учащихся с понятием «индивидуальность» применительно к человеческим качествам.

3. Показать на конкретных примерах особенности сильной личности, достойной уважения и общественного признания.

4. Способствовать воспитанию уважения к человеческой индивидуальности, осознанию влияния общества на формирование личностных качеств.

5. Создать условия формирования познавательных универсальных учебных действий: умение применять при- чинно-следственный анализ при характеристике социальных параметров личности.

План изучения нового материала

1. Что такое личность.

2. Индивидуальность — плохо или хорошо?

3. Сильная личность — какая она?

Оборудование уроков

Портреты выдающихся личностей и фотографии обычных людей.

Варианты организации учебной деятельности Традиционный комбинированный урок, включающий объяснение учителя, работу с текстом учебника и выполнение познавательных заданий рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради; проектная работа. Традиционный комбинированный урок. С понятиями «человек», «личность» учащиеся познакомились, изучая курс обществознания в 5 классе.

Актуализации этих знаний будет способствовать работа с вопросами рубрики «Вспомним», учитель может дополнить эти вопросы. После такой беседы целесообразно обратиться к тексту рубрики «Обсудим вместе» (с. 8 учебника) и выполнить предложенное задание. Далее учитель организует комментированное чтение пункта «Что такое личность». Текст достаточно компактен и требует дополнений и разъяснений. «Личность» — одно из наиболее сложных и комплексных понятий, характеризующих социальные качества человека.

Дополнительный материал для учителя Личность — это результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

16 Личность — это роли и функции, выполняемые чело- веком в обществе. Личность — это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность. Личность — это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума. Личность — это сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Личность — это индивид как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. Разумеется, все эти толкования понятия не следует вводить в оборот на уроке в 6 классе, но важно, чтобы ученики осознали, что понятие «личность» характеризует именно социальные свойства человека. Признаки понятия раскрываются в третьем абзаце пункта «Что такое личность».

Можно предложить учащимся самостоятельно прочитать этот фрагмент и перечислить ключевые слова, характеризующие человека как личность.

Если будут названы слова «совокупность качеств, которые приобретаются в обществе», можно далее перейти к рассмотрению этих качеств. Только человеку свойственно сознание. Сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Дополнительный материал для учителя Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества. Сознание развивалось вместе с эволюцией психики животных. Основой психики живых организмов является отражение. Отражение воспроизводит признаки, свойства и от- ношения отражаемого объекта. Живой организм обладает раздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения. Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т. п. Это стало возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая активизировала отношения с окружающей средой.

17 Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. У человека сформировались чувства, воля, а на основе механической памяти у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой целостной, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание. Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Ещё один признак личности — способность к деятельности — может быть рассмотрен кратко, на основе чтения текста параграфа, поскольку о деятельности речь пойдёт далее, на специальных уроках. Следующий пункт параграфа учебника посвящён понятию «индивидуальность». Не секрет, что подросткам свойственно, с одной стороны, стремление проявлять свою индивидуальность, а с другой — стремление «быть своим», не выделяться в среде сверстников. В связи с этим важно, чтобы учащиеся уяснили, что каждый человек является индивидуально неповторимым. Он от природы носитель качеств, которые присущи только ему. Легче всего оценить индивидуальные различия, сравнив портреты разных людей. Здесь уместно использовать задания к рубрике «Картинная галерея» (с. 12). Словесные портреты должны включать не только описание внешности (цвет глаз, черты лица и т. п.). Размышляя над вопросом «Можно ли по внешнему виду человека представить черты его характера, особенности по ведения?», учащиеся могут убедиться, что черты характера налагают отпечаток на внешность. При этом по внешним индивидуальным особенностям не всегда удаётся безошибочно судить о характере или способностях человека. Достаточно вспомнить народную пословицу «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Попутно отметим, что для подростков собственная внешность — один из наиболее часто встречающихся поводов для недовольства и даже страданий. Поэтому важно при- влечь внимание шестиклассников к размышлениям о том, что внешняя красота или привлекательность — дело вкуса, тогда как индивидуальные личностные качества более важны для жизненного успеха и самореализации.

Здесь уместно выполнение задания № 3 (§ 1) в рабочей тетради. Это задание, помимо чисто познавательной задачи, помогает решить и задачу психотерапевтическую. Задание № 4 (§ 1) в рабочей тетради иллюстрирует со- отношение внешних признаков и психологических и личностных особенностей человека.

18 Пункт параграфа об индивидуальности сформулирован в форме вопроса. Этот вопрос может служить основой для дискуссии. После чтения фрагмента о Герострате можно предложить учащимся высказать собственную точку зрения по вопросу: «Всегда ли стремление к индивидуальной неповторимости и исключительности хорошо?»

Подведя итоги дискуссии, уместно перейти к изучению понятия «сильная личность». Учитель может обратить внимание учащихся на фотографии и портреты различных людей и предложить объяснить, почему они выбрали именно этого человека как пример яркой личности. После ответов учащихся уместно перейти к работе с текстом учебника.

Раздел параграфа «Сильная личность — какая она?» может быть прочитан учащимися самостоятельно, закрепление можно организовать с помощью вопроса № 2 рубрики «Проверим себя» и выполнения задания № 5 (§ 1) в рабочей тетради. Более сложным является задание № 8 (§ 1) в рабочей тетради, его целесообразно рекомендовать для выполнения по желанию дома.

Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради и в учебнике. На втором уроке главное внимание целесообразно уделить проверке домашнего задания и обсуждению вопросов и заданий учебника. Проектная работа может стать одним из вариантов организации учебной деятельности учащихся. Учителю рекомендуется первый урок отвести для работы с текстом параграфа, а на втором организовать групповую проектную работу. При этом темы проектов стоит объявить заранее, чтобы учащиеся могли подобрать необходимый материал для создания проекта и его презентации.

Педагог может предложить шестиклассникам следующие темы проектов: 1. «Похожие — непохожие». 2. «Глядя на свою фотографию». 3. «Сознание и со-знание». 4. «Как сохранить индивидуальность». 5. «Индивидуальность — хорошо или плохо?» 6. «Сильная личность — какая она?» Домашнее задание. Выполнить задания в учебнике и в рабочей тетради. Кроме того, учитель может предложить учащимся опережающее задание — создание наглядного пособия «Мы познаём окружающий мир». Результат задания будет использован на последующих уроках.1

1 Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 111 с. — ISBN 978-5-09-037954-0.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!